Теоретические (рациональные) методы
Выполненную работу выполняем в Word и высылаем на следующий день по расписанию по адресу olga.rakina@inbox.ru В теме письма при отсылке пишем номер занятия, ФИ, группу, название работы и число по расписанию.
Внимательно читаем материал учебника. Выполняем работу в соответствии с требованиями к практическим работам. Тема, цель работы, вопрос, ответ. При выполнении используйте материал учебника библиотеки ЮРАЙТ https://www.biblio-online.ru, учебник https://urait.ru/viewer/osnovy-filosofii-452562#page/1
В библиотеку заходим под своим паролем.
Практическая работа
Методы научного познания
1. Цель работы
1.1обобщить знания по основным направлениям в философии в области гносеологии;
1.2научиться соотносить философские идеи и понятия к рассматриваемой картине мира: научной, философской, религиозной;
2. Теоретическое обоснование
Гносеология (теория познания) - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.
Вопрос о процессе познания и его формах надо рассматривать с двух сторон: чувственное (сенсуализм) и рациональное (логическое, абстрактное мышление).
Содержание их форм отличаются друг от друга тем, что в их основе лежат противоположные, но тесно связанные между собой человеческие начала – чувства,основанные на опыте, практике и разум– мышление, которое должно всегда сомневаться в истинности знаний, вещах, процессах.
Сенсуалисты считали ведущей познавательной способностью ощущения.
К сенсуалистам в Античности относились Демокрит, Эпикур; в новое время – Дж.Локк, Т.Гоббс, Дж.Беркли и Д.Юм.
Сенсуалисты считали, что ощущения дают исходный материал для познания, выступают его основой. Все знание, по их мнению, должно выводиться из органов чувств.Сенситивная познавательная способность представлена тремя формами: ощущение, восприятие и представление.Ощущение – отображение отдельных свойств предмета.
Восприятие– комплекс ощущений, отображение множества свойств данного объекта.
Представление – образ предмета объективной действительности, воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самого предмета на органы чувств.
Рационалисты впервые разделили мнение (основанное на данных органов чувств и представляющее собой искаженное знание) и истинное знание (основанное только на разуме). Они считали, что чувства – это неразвитый интеллект, но, тем не менее, не отрицали роль чувств в познании, считая их лишь первым этапом на пути к истине.
Рациональная способность(или мышление) представлена также в трех формах: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – форма мысли, в которой обобщены и выделены предметы по сходным для них признакам. Примерами понятия являются: «человек», «металл» и т.д.
Суждение –форма мысли, в которой утверждается наличие или отсутствие между предметами каких-либо свойств или отношений. Суждения бывают общие, частые и единичные.
Пример общих суждений: «Все люди смертные»; частное суждение: «Некоторые люди изучают философию»; единичные суждения: «Студент Иванов изучает философию».
Умозаключение – форма мысли, в которой из одного, двух или более суждений, называемых посылками, по законам логики, выводится новое суждение, называемое заключением.
Пример умозаключения: «Все кошки – животные, некоторые кошки рыжие, следовательно, некоторые животные рыжие».
Тесная связь сенситивного и рационального мышления служит основой для появления нового вида познавательной способности – интуиции.
Интуиция – это переход с уровня образного мышления на уровень рационального, и наоборот.
Необходимой составляющей интуиции является воображение – способность наглядно представить объект исследования.
3. Порядок выполнения работы
3.1 Изучить теоретический материал по теме.
3.2 Получить задание у преподавателя.
3.3 Выполнить задание.
3.4 Оформить отчёт о работе.
4. Варианты заданий
Задание 1. При изучении предложенного теоретического материала подготовить ответы на следующие вопросы:
1. Какие способности использует человек на чувственном и рациональном уровнях познания?
2. Какие способы можно использовать для улучшения процесса познания?
Задание 2.Заполнить макет таблицы «Особенности научного познания», используя текст учебника: материалы лекции № 15 «Методы философии», методическое пособие, учебника в библиотеке ЮРАЙТ https://www.biblio-online.ru , https://urait.ru/viewer/osnovy-filosofii-452562#page/1, гл. 4 , 4.1 и 4.2 .
Философский словарь.Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru
Макет таблицы
«Особенности научного познания»
|
Теоретические (рациональные) методы
|