Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теоретические (рациональные) методы



 

Выполненную работу выполняем в Word и высылаем на следующий день по расписанию по адресу olga.rakina@inbox.ru В теме письма при отсылке пишем номер занятия,  ФИ, группу, название работы и число по расписанию. Внимательно читаем материал учебника. Выполняем работу в соответствии с требованиями к практическим работам. Тема, цель работы, вопрос, ответ. При выполнении используйте материал учебника библиотеки ЮРАЙТ https://www.biblio-online.ru, учебник https://urait.ru/viewer/osnovy-filosofii-452562#page/1 В библиотеку заходим под своим паролем. Практическая работа Методы научного познания   1.  Цель работы 1.1обобщить знания по основным направлениям в философии в области гносеологии; 1.2научиться соотносить философские идеи и понятия к рассматриваемой картине мира: научной, философской, религиозной; 2. Теоретическое  обоснование Гносеология (теория познания) - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Вопрос о процессе познания и его формах надо рассматривать с двух сторон: чувственное (сенсуализм) и рациональное (логическое, абстрактное мышление). Содержание их форм отличаются друг от друга тем, что в их основе лежат противоположные, но тесно связанные между собой человеческие начала – чувства,основанные на опыте, практике и разум– мышление, которое должно всегда сомневаться в истинности знаний, вещах, процессах. Сенсуалисты считали ведущей познавательной способностью ощущения. К сенсуалистам в Античности относились Демокрит, Эпикур; в новое время – Дж.Локк, Т.Гоббс, Дж.Беркли и Д.Юм. Сенсуалисты считали, что ощущения дают исходный материал для познания, выступают его основой. Все знание, по их мнению, должно выводиться из органов чувств.Сенситивная познавательная способность представлена тремя формами: ощущение, восприятие и представление.Ощущение – отображение отдельных свойств предмета.  Восприятие– комплекс ощущений, отображение множества свойств данного объекта. Представление – образ предмета объективной действительности, воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самого предмета на органы чувств. Рационалисты впервые разделили мнение (основанное на данных органов чувств и представляющее собой искаженное знание) и истинное знание (основанное только на разуме). Они считали, что чувства – это неразвитый интеллект, но, тем не менее, не отрицали роль чувств в познании, считая их лишь первым этапом на пути к истине. Рациональная способность(или мышление) представлена также в трех формах: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – форма мысли, в которой обобщены и выделены предметы по сходным для них признакам. Примерами понятия являются: «человек», «металл» и т.д. Суждение –форма мысли, в которой утверждается наличие или отсутствие между предметами каких-либо свойств или отношений. Суждения бывают общие, частые и единичные. Пример общих суждений: «Все люди смертные»; частное суждение: «Некоторые люди изучают философию»; единичные суждения: «Студент Иванов изучает философию».  Умозаключение – форма мысли, в которой из одного, двух или более суждений, называемых посылками, по законам логики, выводится новое суждение, называемое заключением. Пример умозаключения: «Все кошки – животные, некоторые кошки рыжие, следовательно, некоторые животные рыжие». Тесная связь сенситивного и рационального мышления служит основой для появления нового вида познавательной способности – интуиции. Интуиция – это переход с уровня образного мышления на уровень рационального, и наоборот. Необходимой составляющей интуиции является воображение – способность наглядно представить объект исследования.   3. Порядок выполнения работы 3.1 Изучить теоретический материал по теме. 3.2 Получить задание у преподавателя. 3.3 Выполнить задание. 3.4 Оформить отчёт о работе.   4. Варианты заданий  Задание 1. При изучении предложенного теоретического материала подготовить ответы на следующие вопросы:  1. Какие способности использует человек на чувственном и рациональном уровнях познания?  2. Какие способы можно использовать для улучшения процесса познания? Задание 2.Заполнить макет таблицы «Особенности научного познания», используя текст учебника: материалы лекции № 15 «Методы философии», методическое пособие, учебника в библиотеке ЮРАЙТ https://www.biblio-online.ru , https://urait.ru/viewer/osnovy-filosofii-452562#page/1, гл. 4 , 4.1 и 4.2 .  Философский словарь.Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru     Макет таблицы  «Особенности научного познания»
Эмпирические методы

Теоретические (рациональные) методы

 

Методы Определение Методы Определение
Наблюдение   Анализ  
Эксперимент   Синтез  
Моделирование   Классификация  
Сравнение   Абстрагирование  
Измерение   Формализация  

 

Аналогия  
Индукция  
Дедукция  

 

Задание 3.  Прочитайте предложенный фрагмент текста и выполните задание:

«Физик или наблюдает процессы природы там, где проявляются в наиболее отчетливой форме и наименее затемняются нарушающими их влияниями, или же, если это возможно, производит эксперимент при условиях, обеспечивающих ход процесса в чистом виде» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 6).

 В связи с этим положением ответьте на вопросы:

а) Чем отличается эксперимент от наблюдения?

б) Каково преимущество эксперимента перед наблюдением?

в) Возможен ли эксперимент без связи с теорией?

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.