Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема:  Социальные роли



 

Дисциплина ОГСЭ.02 Психология общения
Группа
Дата занятия 20.11.20
Преподаватель Бочаркина Елена Александровна
Способ коммуникации bochael@mail.ru
Сроки выполнения 24.11.20
Формат предъявления https://drive.google.com/drive/folders/1qJ1KiJEeQqRTtwFvX7qGUY4FFH8ePbSE?usp=sharing  
Тема: Роли и ролевые ожидания в общении;
Количество часов: 2 ч  

Цель:Знать роли и ролевые ожидания в общении;

 

Задание:

 

Прочитайте текст, законспектируйте его в тетрадь. По данной теме составьте тест формате в WORD  или ГУГЛ-тест.

Тест должен содержать:

В правом верхнем углу напишите свою ФИ

Название,

10 вопросов, к каждому вопросу 4-5 варианта ответа (только один правильный). Вопросы могут быть в виде текста, картинки, схемы, видео.

Тест формате в WORD может состоять 10 вопросов, к каждому вопросу 4-5 варианта ответа (только один правильный). Правильный ответ нужно выделить цветом.

Тема:  Социальные роли

 

1.Понятие социальной роли

2. Виды социальных ролей

3. Основные характери­стики социальной роли

4. Влияние социальной роли на развитие личности

5. Освоение социальной роли

Понятие социальной роли

Понятие социальной роли человека разрабатывалось в связи с необходимостью осмысления влияния социальных функций на его развитие, жизнедеятельность и отношения с другими людьми. В течение своей жизни человек выполняет огромное количество различных социальных функций в зависимости от того, каковы его позиции, статус, отношения с другими людьми и т.д. В систе­ме общественных отношений социальные функции постоянно ме­няются, однако определенная мера их устойчивости в жизнедея­тельности каждого отдельного человека, безусловно, существует. Так, после рождения ребенка супруги приобретают новую соци­альную функцию - «родители», которая сохраняется на протяже­нии всей их жизни. Эта функция является уникальной для них, но не для общественных представлений. Собственно, и для них дан­ная функция является уникальной в том смысле, что они овладе­вают совершенно новым социальным опытом на субъективном уровне. Но они, конечно же, имеют представление о том, что должны делать родители по отношению к своему ребенку. Таким образом, многие социальные функции существуют на двух уров­нях - на уровне индивидуального восприятия и практического воплощения в собственном социальном опыте жизни индивида и на уровне общественных представлений.

Впервые понятие социальной роли было предложено амери­канскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом независимо друг от друга. Линтон трактовал социальную роль как единицу общественной структуры, которую можно описать в виде задан­ной человеку системы норм. Мид, рассматривая особенности взаимодействия субъекта со свойственной ему средой, выделил понятие «социальность» как особую категорию, обозначающую факт возможного участия человека в разных социальных взаимо­действиях и вероятность одновременности такого участия. Особое значение в социальном взаимодействии уделялось сознанию, ко­торое, с точки зрения Мида, имеет, прежде всего, инструменталь­ную природу, т. е. является средством приспособления индивида к среде. Понятие социальной роли было связано с многообразием функций, которые человек выполняет и способен выполнять в со­циуме. Несмотря на различные подходы, Линтон и Мид рассмат­ривали социальную роль как особое явление, в котором сходятся индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. При этом индивидуальные проявления человека со­поставляются с общественными нормами.

Позднее термин «социальная роль» прочно вошел в содержа­ние предмета социальной психологии, хотяразличные подходы к интерпретации социальных ролей обсуждаются до сих пор. Рас­смотрим некоторые определениясоциальной роли:

- фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

- функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидае­мый от каждого, занимающего данную позицию;

- общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, который несет печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т.д.);

- поведение личности в соответствии с ее общественным стату­сом; обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;

- устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях; совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, эконо­мической или какой-либо другой структуры общества;

-социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;

- существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение в его взаимодействии с другими индивидами;

- система специфических ожиданий по отношению к себе инди­вида, занимающего определенное положение, т.е. как он пред­ставляет модель своего собственного поведения во взаимодейст­вии с другими индивидами;

- открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

-представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

-предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

-набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Мы видим, что социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Многообразие представлений о со­циальной роли свидетельствует о том, что в психологии идея Д.Мида оказалась весьма удобной для описания поведения лич­ности в ее различных социальных функциях. Мы будем рассмат­ривать социальную роль как социальную функцию, имеющую во­площение на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях и реализующуюся в социальном опыте кон­кретного человека.

Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное вы­полнение социальной роли, нарушение же гармонизации, приводя к доминированию только обязанностей или прав, может свиде­тельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена или между людьми не существует согласия относительно прав и обя­занностей. В любом случае социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Определенная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением слу­жит гарантией оптимального социального взаимодействия.

Поскольку человек одновременно выполняет несколько соци­альных ролей, а разные социальные роли требуют различного (иногда взаимоисключающего) поведения, возникают ролевые конфликты, например ролевой конфликт работающей женщины. Ролевые конфликты часто обусловливаются противоречием меж­личностных и конвенциональных отношений. Так, дружеские от­ношения могут вступить в противоречие с производственными отношениями, особенно если друзья занимают позиции «руково­дитель - подчиненный».

 

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются вариативностью соци­альных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяютсоциальные и межличностные социальные роли. Соци­альные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). В интеракционистских концепциях такие роли называют конвенцио­нальными (конвенция - соглашение). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, не­зависимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопреде­ленные и предполагающие специфические способы поведения, за­крепленные общественными нормами, обычаями, экспектациями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношения­ми, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т.д.).

Многие межличностные роли определяются индивидуальными особенностями человека. И даже среди многообразия индивиду­ально-типических проявлений личности можно заметить социаль­но-типические роли. В театральном искусстве выделяют своеоб­разную специализацию актеров на исполнение ролей, наиболее соответствующих их внешним сценическим данным, характеру, дарованиям и какому-то социально-типическому образу. Неко­торые актеры имеют яркие личности, тяготеющие к определен­ной межличностной социальной роли. Такие актеры выступают обычно в специфическом амплуа. Амплуа - тип актерских ролей, сходных по характеру и соответствующих индивидуальным осо­бенностям актера. Выделяют амплуа трагика, комика, героя, про­стака, инженю и т.д.

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек вы­ступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобраз­ном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия ок­ружающих его людей. Чем более длительный период времени су­ществует группа, тем в большей степени становятся привычными для окружающих доминирующие социальные роли каждого уча­стника группы и тем сложнее изменить привычный для окружаю­щих стереотип поведения.

По степени проявления выделяютактивные и латентные роли. Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуа­цией и исполняются в данный момент времени (учитель на уроке);

латентные не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли (учитель дома). Поскольку каждый человек, как правило, входит в разнообразные социальные группы, в которых он не может находиться одновре­менно, он имеет большое количество латентных социальных ро­лей. По способу усвоения роли делятся напредписанные (опреде­ляются возрастом, полом, национальностью) иприобретенные, которые субъект усваивает в процессе социализации.

 

Основные характеристики социальной роли

 Основные характеристики социальной роли выделены амери­канским социологом Т.Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, соци­альные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - от­ношения регулируются также и нормативными актами и, в определенном смысле, являются формальными. Участники данного со­циального взаимодействия интересуются самыми разными сторо­нами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социаль­ными ролями (например отношения продавца и покупателя), взаи­модействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются воз­растом и полом человека и не требуют особых усилий для их при­обретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли дости­гаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, академика, писателя и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Социальные роли существенно отличаются поуровню эмоцио­нальности. Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания по поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оп­равданными. Однако существуют такие роли, которые предписы­вают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга. Экспектации окружающих, со­циальные нормы, обычаи или даже мода могут определять те или иные особенности эмоционального проявления человека в опре­деленной ситуации. Даже различие исторических эпох может пред­определить разнообразие эмоциональных проявлений людей, обусловленное их социальными ролями.

Известный социальный психолог Я.Коломинский в своей ста­тье «Алгоритмы общения», рассматривая своеобразные типы об­щения в разные эпохи, анализирует исторические особенности внешнего выражения чувств (Популярная психология: Хрестома­тия. - М.,1990). В частности, он дает описание поведения Карла Великого, представленное в средневековом французском эпосе «Песнь о Роланде». Великий король и полководец плачет от горя и рвет свою седую бороду - поведение, которое не может быть характерным для современного полководца. В данном эпосе весьма часто можно встретить описание плачущего и скорбящего воина, внешние проявления чувств которого весьма выразитель­ны. Подобное поведение военного человека не может быть ти­пичным в наше время. Одна и та же социальная роль претерпевает значительные изменения на уровне общественных представленийв историческом процессе развития общества, его культуры и ци­вилизованности.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носи­теля данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальные;

третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформаль­ные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГАИ с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, отношения между близкими людьми -чувствами. Следует отметить, что формальные отношения весьма часто сопровождаются неформальными, ведь человек, восприни­мая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипа­тию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми. Так, коллеги, работающие вместе и связанные формальными отноше­ниями, скорее всего, испытывают по отношению друг к другу ка­кие-то чувства, хотя работа предполагает согласованность дейст­вий прежде всего на конвенциональном уровне. Здесь чувства участников взаимодействия по отношению друг к другу выступа­ют как побочный, но относительно стойкий эффект.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Раз­ные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

 

Влияние социальной роли на развитие личности.

 Нет сомнения в том, чтовлияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освое­ния социальных ролей.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для из­менения человека. В психотерапии существует даже соответст­вующий метод коррекции поведения - имаготерапия (имаго - об­раз). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.

У истоков имаготерапии стоит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности про­игрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполнить в жизни. Несмотря на условность такого метода, эффектив­ность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту была дана возможность высвободить подавленные вле­чения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко из­вестен социодраматический подход к интерпретации человече­ских поступков. Сторонники данного подхода рассматривают жизнь как драму, каждый участник которой играет свою специ­фическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотера­певтический, но также и развивающий, педагогический эффект.

Маленькие дети играют в сюжетно-ролевые игры, имитируя социальные роли окружающих их людей. Посредством игры они обучаются разнообразным социальным функциям. В определен­ном возрасте игра является ведущей деятельностью для ребенка. Условность игры не влияет на ее социальное предназначение, по­скольку действия в условной ситуации остаются подлинными. В игре ребенок как бы раздваивается, исполняя различные роли и благодаря этому отделяет себя от других. Вместе с тем он учится становиться на позицию другого и может посмотреть на себя со стороны. Кроме того, игры имеют правила. В связи с этим ребе­нок может воспринимать свою индивидуальность не только с точки зрения лиц, чьи роли он исполняет, но и с точки зрения обобщенных установок группы, к которой он принадлежит.

Многие учителя и воспитатели весьма эффективно использова­ли игру в своей деятельности, и в современной педагогике она рассматривается как форма деятельности и уникальное средство развития, направленное на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осу­ществления предметных действий (Психология: Словарь. - М., 1990). В игре дети интериоризируют социальные роли через ими­тацию и подражание.

Развивающаяся личность вносит в «исполнение» социальной роли свое индивидуальное своеобразие. Это происходит не толь­ко за счет специфики характера, темперамента, личностных осо­бенностей, ценностей и свойств нервной системы. Ролевое само­проявление всегда определяется и внутренней структурой психики (экстериоризация), сложившейся, в свою очередь, под влиянием интериоризации внешней социальной деятельности человека. Ам­бивалентность экстериоризации и интериоризации выступает в качестве движущей силы, своеобразным источником активности человека при реализации им любой социальной функции.

 

3.5.5.Освоение социальной роли

Однако в жизни человека освоение социальной роли - явление сложное и противоречивое. Д.А.Леонтьев выделил два аспекта освоения социальной роли:технический и смысловой (Очерк пси­хологии личности. - М.,1993). Технический аспект включает в себя восприятие сущности роли субъектом и овладение ее содержа­нием. Смысловой аспект связан с отношением человека к собст­венной роли.

Прежде всего, индивид должен овладеть содержанием роли, т.е. освоить ее технически. Чаще всего такое освоение идет через механизм подражания. Многие социальные роли усваиваются до­вольно легко, но некоторые требуют особых усилий и способно­стей. Смысловая сторона социальной роли заключается в принятии человеком роли для себя. Она должна ему понравиться или, по крайней мере, не вызывать негативного отношения. Значимой яв­ляется не только позитивная установка по отношению к предстоя­щему освоению социальной роли, но и то, как она поддерживается (на внешнем и внутреннем уровнях) в самом процессе усвоения.

Так, большинство детей с радостью готовятся стать перво­классниками и с интересом идут в школу. Однако освоение соци­альной роли школьника вскоре превращается для некоторых из них в настоящее испытание. Это происходит, если ребенок не го­тов работать в группе сверстников в условиях относительно стро­гих формальных требований и школьной дисциплины; или педа­гог проявляет недостаточно внимания при школьной адаптации ребенка; или родители своими высказанными мимоходом цинич­ными суждениями относительно качества школьного образования сформировали у ребенка негативные, но пока еще подсознатель­ные установки, которые рано или поздно проявятся в процессе обучения, как только ребенок столкнется с трудностями. Таким образом, в освоении социальной роли важным является готов­ность человека к данному процессу и наличие внешней поддержки со стороны референтных субъектов.

Иногда складывается ситуация, когда содержание роли вполне усвоено, но есть внутренние препятствия для ее принятия. Человек стремится доказать себе и другим, что он нечто большее, чем роль. С другой стороны, роль может настолько сильно увлечь, что индивид полностью подчиняет себя ей. Таким образом, возникают три про­блемы усвоения социальной роли: проблема трудности усвоения роли, проблема неприятия роли, проблема нарушения меры в ее усвоении.

Всю свою жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье (сын, муж, отец, дедушка), профессиональный статус, межличностные отношения и т.д. Освоение может быть простым и легким, а может сопрово­ждаться значительными трудностями. В идеальном варианте ос­воения роли технический аспект соответствует смысловому, т.е. человек легко, без трудностей усваивает новую роль, овладевая ее содержанием, и при этом относится к ней положительно. Но мо­гут возникать более сложные и противоречивые варианты освоения роли. Например, субъект не в состоянии по какой-то причине технически освоить роль в силу незнания правил или недостаточ­ной подготовки. Тогда он выполняет свою роль плохо, вызывая негативные санкции по отношению к себе со стороны окружаю­щих, особенно тех, кто вполне успешно справляется с подобными функциями.

Второй проблемой может быть неприятие роли даже в том случае, когда ее техническое содержание легко усвоено индиви­дом. Здесь индивид может продемонстрировать некоторое пре­небрежение по отношению к той или иной социальной функции, которую он в данный момент исполняет, как бы показывая тем самым, что он и его социальная роль не одно и то же. Так, пове­дение подростка в школе на уроке иногда может быть названо провокационным, когда молодой человек демонстрирует свою индивидуальность, независимость, оригинальность, самобыт­ность. Он больше, чем просто школьник, ученик определенного класса, он прежде всего - личность.

Уровень принятия человеком социальной роли для себя тоже может быть разным. Роль может быть использована как инстру­мент, своеобразное средство, направленное к достижению опре­деленной цели. Но может и сама стать целью, конечным результа­том, к которому субъект стремится на протяжении длительного времени. В этом случае роль может «покорить» личность. Иными словами, за ролью личность уже не будет видна.

Так, в литературе описаны феномены фанатического поведения, когда, по образному выражению Ц.П.Короленко, «...идея подме­няет жизнь». Некоторые идеи бывают столь привлекательны для человека, что уводят его от реальной жизни, полностью подчиня­ют роли. Человек превращается в раба роли. История знает немало социальных деятелей (особенно среди вождей, диктаторов, победи­телей, религиозных фанатов и других выдающихся личностей), со­циальные роли которых полностью овладевали личностями и дик­товали не только поведение в конкретных ситуациях, но и стиль жизни. Особенно влиятельным фактором освоения роли является социальный престиж. Если роль престижна, то индивид будет при­лагать большие усилия для ее освоения, поскольку она может спо­собствовать и более успешной социальной адаптации.

Однако максимальная поглощенность лишь одной ролью в ко­нечном счете неблагоприятно сказывается на качестве жизни че­ловека в целом. Следует заметить, что общий ролевой репертуар в данном случае сокращается, и гипертрофированное развитие од­ной роли ведет за собой и одностороннее развитие. Вероятно, есть люди, для которых подобное освоение роли является нормаль­ным. Но не стоит забывать также и о том, что именно овладение широким спектром социальных ролей является наиболее адаптив­ным для человека, поскольку способствует его развитию.

В целом, понятие социальной роли является широкоупотреби­тельным при описании социального взаимодействия, когда регу­лярно и на протяжении относительно длительного периода вре­мени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Та­ким образом, роль может быть рассмотрена лишь как аспект це­лостного поведения. В то же время усвоенная роль, несомненно, становится частью личностной структуры индивида, влияя на привычки, типичные способы поведения и даже характер челове­ка. В социологии роль рассматривается как компонент социаль­ной структуры различных социальных групп. Нет сомнения в том, что совокупность таких компонентов в рамках социальной систе­мы того или иного исторического периода во многом определяет и психологическую структуру общества в целом.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.