|
|||
Логика сменыЛогика смены ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД СМЕНЫ – оргпериод или «Слезы по дому». Продолжительность – 3-4 дня. Чтобы процесс вхождения детей в новую (внедомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, отрядному вожатому необходимо: • как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству; • приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм, для чего предъявить детям “единые педагогические требования”; • создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво оформить комнаты и весь корпус; • сделать детей “управляемыми”, для чего поделить отряд на маленькие группы, которые можно назвать “звенья”, “звездочки”, “экипажи”, “команды”; • дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего предложить набор отрядных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной, трудовой, творческой; • сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для чего познакомить их с планом смены лагеря и привлечь детей к составлению плана отряда. Привлечь детей к планированию можно с помощью анкетирования, конкурса на лучшее предложение к плану, приемов «разведки» (найти общественно-полезное дело, место для игры, интересного человека в лагере и т д.), творческое задание по группам по интересам и др. Перечень дел, которые можно провести в оргпериод. Каждое дело должно быть коротким по времени – не более 30 минут, а все вместе они должны превратиться в калейдоскоп, в котором каждый новый узор яркий, необычный не похожий на предыдущий: • Конкурс врунов “Как меня собирали в лагерь”. • Операция “Вперед, спасатели!” (“спасение” территории вокруг корпуса от мусора). • Конкурс на самого быстрого “шнуровальщика” кроссовок. • Изготовление переходящих вымпелов, эмблем, медалей для награждения лучших в течении смены.. • Выпуск рекламных листовок “Это мы!”. • Показательные выступления лучших чистильщиков зубов. • Конкурс на придумывание нового окончания к известной сказке. • “Загадочный вечер” или вечер по отгадыванию загадок. • Составление письма домой с использованием методики «газетные вырезки». • Оборудование отрядного места. • Конкурс на самый аккуратный чемодан, шкаф или тумбочку. • Сбор-инструктаж «А давай будем делать так!». • Вечер “Будем знакомы”. • Операция “Полундра!” (скоростное покидание комнат в направлении места проведения зарядки). • “Песенная перестрелка” на любую тему. • Эрудит-шоу “Все о лете”. • Сюжетно-ролевая игра “Выборы”, итог которой – выборы командира (спикера, предводителя, верховного координатора) отряда или просто «Самого, самого, самого» • Открытие отрядной “Настольной игротеки”. • Операция “Прощай, ватрушка!” (уничтожение через съедание последних запасов родительских продуктов). • Сбор отряда по придумыванию названия, выборам актива и утверждению плана дел на смену. Необходимо помнить, что в оргпериод во время подготовки, проведения дел отряд необходимо делить на микрогруппы, причем именно в оргпериод процедуру деления проводит только вожатый! Чем чаще вожатый будет делить ребят, тем быстрее они узнают друг друга. Разделить отряд можно: · по половому признаку, · по временам года, · по цветам, · по жетонам (с обозначениями), · по видам спорта, · по любимым школьным предметам, · по любимым музыкальным группам, · по литературным жанрам и т.д. ОСНОВНОЙ ПЕРИОД СМЕНЫ – период личной самореализации не только ребенка, но и вожатого. Продолжительность 12-15 дней. Время для воплощения в жизнь плана вожатого, реализации педагогических целей, задач. Именно в это время вожатый-практикант проводит свое открытое (зачетное мероприятие). Все отрядные мероприятия, дела (которые подразумевают разработки сценария, репетиций, подбора ведущих, участников, художественного и музыкального оформления, реквизита и оборудования, команды жюри, определенного места проведения или помещения, а так же предполагает работу со зрителями во время непосредственного проведения и т.п.) имеют свои временные рамки в зависимости от возраста участников: · младшие отряды – 6-9 лет – 30-40 минут · средние отряды – 10-12 лет – 45-50 минут · старшие отряды – 13-16 лет – 1-1,5 часа. При планировании дел, мероприятий в отряде следует придерживаться следующего правила: от простых по подготовке к более сложным; от индивидуальных (не считая игры на сплочение отряда) к командным. В каждом лагере, отряда на протяжении смены проводится стандартный набор дел (6-8 дел). При чем распределяются они согласно логики: 1. для девочек, 2. для мальчиков, 3. дела по направлениям деятельности, 4. для пар (девочка-мальчик), 5. коллективное дело. При проведении отрядных дел, мероприятий необходимо соблюдать методику проведения массовых мероприятий, знать законы сцены, использовать разнообразные формы и направления дел. Но любое дело, мероприятие должны отвечать педагогическим целям! ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД-(последние 3-4 дня смены – «После меня – хоть потоп!»)время подведения итогов и самоаттестации ребенка. Детям надо выяснить, чему они научились, что приобрели. Отрядные дела, мероприятия этого периода должны быть самые яркие, запоминающие, демонстрирующие все умения, навыки, которые приобрели ребята в течение смены. Особое внимание следует обратить на проведение последних отрядных «огоньков». Огонек - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.
Условия, необходимые для проведения огонька 1) Участники удобно устроены в кругу, 2) Наличие живого огня (обычно в центре круга) 3) Огонек готовиться ведущими (реже - в конце смены - лидерами группы) 4) Необходимый эмоциональный настрой 5) Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией и т.д. 6) Поддержание доброй атмосферы (+ правило свободного микрофона). Нужно избегать повышенного тона 7) Тема огонька актуальна для большинства участников 8) Возможно наличие своих традиций огонька Виды: 1) Знакомства 2) Конфликтный 3) Адаптации 4) Анализа 5) Тематический
|
|||
|