Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Хозяйственные реформы.



2. Хозяйственные реформы.

С 1965 г. стала проводиться хозяйственная реформа, задуманная ещё при хрущёвской администрации. В целом она не посягала на директивную экономику, но предусматриваламеханизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда.

Было сокращено число обязательных плановых показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчёт. Одновременно упразднялись совнархозы и восстанавливался отраслевой принцип управления промышленностью через министерства.

Реформа затронула и сельское хозяйство. Правительство вновь списало долги с колхозов и совхозов (к тому времени почти все они были убыточны), повысило закупочные цены. Кроме того, была установлена надбавка за сверхплановую продажу продукции государству. Ощутимо повышалось финансирование аграрного сектора экономики. В 1966-1980 гг. туда было направлено 383 млрд рублей, что составило 78 % капиталовложений в сельское хозяйство за все годы советской власти. За счёт этого мощного вливания средств началась реализация ряда программ: комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и их мелиорации.

Эти новации благотворно повлияли на экономическую жизнь страны. Но их эффект оказался кратковременным. Прирост объёма производства продукции, стабилизировавшийся в промышленности за годы восьмой пятилетки (1966-1970) приблизительно на уровне предшествующего пятилетия (50%), а в сельском хозяйстве превысивший его на 21%, в дальнейшем вновь стал сокращаться: соответственно до 43% и 13% в девятой пятилетке, 24% и 9% -в десятой, 20% и 6% - в одиннадцатой. Объяснялось это двумя главными причинами.

Во-первых, директивная экономика сумела довольно быстро нейтрализовать робкие и непоследовательные меры по реформированию хозяйственного механизма.

Уже к концу 1960-х гг. реформа промышленности сошла на нет, так и не столкнув советскую экономику с наезженной колеи: расширенного воспроизводства с упором на традиционные индустриальные отрасли и жёстким административным давлением на предприятия сверху (вместо пяти плановых показателей, предусмотренных реформой, их число к середине 1980-х гг. увеличилось до нескольких сотен, благодаря чему министерства перетянули себе все без остатка права предприятий). Попытки внедрить наукоёмкие производства (микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология), развернуть сеть научно-производственных объединений не приносили ожидаемого результата. К 1985 г. по сравнению с серединой 1960-х гг. в два раза сократилась доля оборудования, заменяемого из-за технологического старения и физической ветхости. Хребтом экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы (на последний работало 80% машиностроительных заводов). Структура народного хозяйства приобретала всё более нерациональный характер. Являясь бездонным потребителем капиталовложений, советская экономика имела минимальный выход на человека, удовлетворение его потребностей.

Во-вторых, исключительно важную, по сути решающую, роль в снижении темпов хозяйственного роста играло то обстоятельство, что сама директивная экономика объективно достигла предела своих возможностей. Начался кризис директивной экономики.

Причины тому - прежде всего обострившееся противоречие между колоссальными масштабами промышленного потенциала СССР (только за 1960-1985 гг. стоимость основных фондов увеличилась в восемь раз) и преобладавшими экстенсивными методами его развития. На каждый новый процент прироста продукции приходилось затрачивать всё больше и больше средств. Достаточно сказать, что в годы четвёртой пятилетки народное хозяйство поглощало чуть более трети всех ассигнований госбюджета, а в годы одиннадцатой - уже 56%. Соответственно сокращалось финансирование других государственных программ, в том числе социально-культурной (с 37,4% в 1970 г. до 32,5% в 1985 г.).

Практически полностью были исчерпаны свободные людские ресурсы, причём из-за снижения рождаемости от пятилетки к пятилетке уменьшалась доля молодёжи, приходящей на общественное производство (с 12 млн человек в 1971-1975 гг. до 3 млн в 1981-1985 гг.). На вновь строящихся заводах и фабриках уже физически некому было работать.

Из-за перемещения сырьевой базы в труднодоступные районы Севера и Сибири возрастали некогда незначительные затраты на добычу и доставку природных ресурсов. Началось сокращение пахотного клина в стране (за 1970-е гг. на 1%), что отягощало и без того сложное положение сельского хозяйства. Это было следствием строительства новых промышленных объектов, занимавших под производственные корпуса плодородные земли.

Директивная экономика постоянно подпитывалась за счёт ресурсов аграрного сектора. Теперь и здесь обозначился предел. Обессилевшее за долгие годы нещадной государственной эксплуатации сельское хозяйство приходило во всё больший упадок, ограничивая возможности развития промышленности, особенно в выпуске товаров народного потребления.

Не помогли и беспрецедентные в советской истории финансовые вливания в аграрное производство. Немалая их часть тут же выкачивалась обратно в казну через искусственно вздутые цены на сельскохозяйственную технику и строительство различных производственных объектов на селе (в среднем за 15 лет они возросли в четыре раза). Дело доходило до абсурда: стоимость на ферме одного места на корову в отдельных случаях равнялась стоимости однокомнатной кооперативной квартиры. Другая часть финансовых средств в буквальном смысле уходила в песок - из-за коллективной безответственности, царившей в аграрном секторе, незаинтересованности сельских производителей в результатах своего нелёгкого труда. Деньги тратились на малоэффективные животноводческие комплексы, на непродуманную мелиорацию и химизацию почв, уходили на разработку и пропаганду очередных амбициозных и нереальных партийных программ «подъёма сельского хозяйства». Страна, обладавшая самыми богатыми в мире чернозёмами, превратилась в лидера по закупкам зерна за границей.

Нельзя сказать, что правящая элита СССР совсем не видела нарастающего упадка экономики и не предпринимала никаких мер.

В сельскохозяйственной политике с середины 1970-х гг. упор делался на агропромышленную интеграцию - организационное кооперирование колхозов и совхозов с обслуживающими их отраслями промышленности, транспорта, торговли, строительства.

В промышленном строительстве начиная с девятой пятилетки (1971-1975) акцент переносится на создание десятков гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК): Западно-Сибирского по добыче и переработке нефти, Канско-Ачинского по добыче угля, Саяно-Шушенского по обработке цветных металлов и др. В целях ускоренного развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974-1984 гг. была проложена Байкало-Амурская магистраль. Вдоль неё предполагалось развернуть сеть новых ТПК, но на их закладку средств уже не хватило.

Главный же способ избежать экономического краха власти усмотрели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей, и тем более что цены на них возросли там только за 1970-е гг. почти в двадцать раз. За 1960-1985 гг. доля топливно-сырьевого экспорта в СССР поднялась с 16,2 до 54,4%, а доля машин и сложной техники упала с 20,7 до 12,5%. Внешняя торговля СССР приобретала отчётливо выраженный колониальный характер. Зато казна обогатилась за счёт сотен миллиардов нефтедолларов.

К середине 1980-х гг. и этот живительный валютный поток стал иссякать. Гибкая рыночная экономика ведущих капиталистических стран перестраивалась на энергосберегающие технологии, спрос на нефть снизился, и цены на неё на мировом рынке начали стремительно падать. В этих условиях уже ничто не могло удержать на плаву тяжеловесную и неповоротливую директивно-затратную экономику СССР.

По мере скатывания директивной экономики к кризису всё больше давала о себе знать так называемая теневая экономика. Под этим названием понимались как различные виды официально запрещённой или строго ограниченной индивидуальной трудовой деятельности (преимущественно в кустарном производстве, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения), так и чисто криминальная деятельность (крупные хищения товаров и сырья, махинации в отчётности, изготовление на госпредприятиях неучтённой продукции с её последующей реализацией через торговую сеть и т. п.). В стране шло формирование новой социальной группы - дельцов подпольного частного бизнеса, возникли первые мафиозные образования.

Д/З

Вопросы для самоконтроля (устно):

1. Охарактеризуйте политический кризис в СССР середины 1980-хх гг. Чем он был вызван? Какие последствия этого кризиса вы можете назвать?

2. Охарактеризуйте положение экономики СССР в 1970–1980 гг.

3. В чем заключался социальный кризис в СССР в середине 1980-х гг.? Какие явления в общественной жизни Советского Союза его породили?

4. Каково было положение СССР на международной арене в 1970–1980 гг.?

 

Дайте определение понятиям и терминам (письменно): «политическая ротация», «обязательные плановые показатели», «наукоемкое производство», «агропромыщленная интеграция», «нефтедоллары».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.