Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку



Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Удмуртская Республика

Муниципальный этап

2020–2021 гг.

10–11 классы

№ задания Сумма
Макс. балл

 

Задание 1. Выпишите из данного ниже предложения все пары: 1) глухих и звонких, 2) твердых и мягких согласных. Укажите слова, в которых эти звуки встречаются.

Школьники сдали наиболее трудный экзамен в первую очередь.

 

Рекомендуемый ответ:

1. Пары глухих и звонких согласных

[к] и [г] (в словах школьники и экзамен)

[т] и [д] (в слове трудный или в словах трудный и сдали)

[ф] и [в] (в сочетании в первую)

 

2. Пары твердых и мягких согласных

[к] и [к’] (в слове школьники)

[н] и [н’] (в словах наиболее / трудный / экзамен и школьники)

[т] и [т’] (в словах трудный и очередь)

[р] и [р’] (в словах трудный / первую и очередь)

 

Количество баллов:

За каждую верно подобранную пару – 1 балл (всего 7 баллов).

За верно приведенные примеры к каждой паре согласных – 1 балл (всего 7 баллов).

Итого – 14 баллов.

 

Задание 2. Прочитайте фрагмент из романа «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е Петрова и выполните задания.

Ипполит Матвеевич мигом преобразился. Грудь его выгнулась, как Дворцовый мост в Ленинграде, глаза метнули огонь, и из ноздрей, как показалось Остапу, повалил густой дым. Усы медленно стали приподниматься.

– Ай-яй-яй, – сказал великий комбинатор, ничуть не испугавшись. – Посмотрите на него. Не человек, а какой-то конек-горбунок.

– Никогда, – принялся вдруг чревовещать Ипполит Матвеевич, – никогда Воробьянинов не протягивал руку...

– Так протянете ноги, старый дуралей! – закричал Остап. – Вы не протягивали руки?

– Не протягивал.

1. Найдите в отрывке фразеологизмы с общим компонентом. Приведите значения этих фразеологизмов.

2. Описывая взволнованное состояние Ипполита Матвеевича, автор использует сравнение и метафору. Укажите их.

3. В приведенном фрагменте употребляется необычный глагол, который отсутствует в словарях современного русского литературного языка, – это глагол чревовещать. Что он означает? Укажите два слова, от которых образован данный глагол, сформулируйте их значение.

 

Рекомендуемый ответ:

1. Фразеологизмы протягивать руку и протянуть ноги (общий компонент протягивать – протянуть). Протягивать руку ‘просить милостыню’, протянуть ноги ‘умереть’.

2. Сравнение – как Дворцовый мост в Ленинграде. Метафора – глаза метнули огонь (может быть указано и продолжение – и из ноздрей, как показалось Остапу, повалил густой дым).

3. Глагол чревовещать – ‘говорить, не шевеля губами, производя впечатление, что звуки исходят изнутри’. Глагол образован от слов чрево ‘(устар.) живот, брюхо’ и вещать ‘(книжн.) говорить что-л. значительное, важное; торжественно провозглашать’.

Количество баллов:

1. За каждый правильно найденный фразеологизм – 1 балл, за каждое правильное объяснение фразеологизмов – 1 балл (всего 4 балла).

2. За приведенное сравнение – 1 балл, за метафору – 1 балл (всего 2 балла).

3. За верно приведенное значение глагола – 1 балл, за каждое верно приведенное слово, являющееся производным для глагола, – 1 балл, за каждое верно приведенное значение этих слов – 1 балл (всего 5 баллов).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.