|
||||||||||||||||||||||
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языкуСтр 1 из 5Следующая ⇒ Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Удмуртская Республика Муниципальный этап 2020–2021 гг. 10–11 классы
Задание 1. Выпишите из данного ниже предложения все пары: 1) глухих и звонких, 2) твердых и мягких согласных. Укажите слова, в которых эти звуки встречаются. Школьники сдали наиболее трудный экзамен в первую очередь.
Рекомендуемый ответ: 1. Пары глухих и звонких согласных [к] и [г] (в словах школьники и экзамен) [т] и [д] (в слове трудный или в словах трудный и сдали) [ф] и [в] (в сочетании в первую)
2. Пары твердых и мягких согласных [к] и [к’] (в слове школьники) [н] и [н’] (в словах наиболее / трудный / экзамен и школьники) [т] и [т’] (в словах трудный и очередь) [р] и [р’] (в словах трудный / первую и очередь)
Количество баллов: За каждую верно подобранную пару – 1 балл (всего 7 баллов). За верно приведенные примеры к каждой паре согласных – 1 балл (всего 7 баллов). Итого – 14 баллов.
Задание 2. Прочитайте фрагмент из романа «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е Петрова и выполните задания. Ипполит Матвеевич мигом преобразился. Грудь его выгнулась, как Дворцовый мост в Ленинграде, глаза метнули огонь, и из ноздрей, как показалось Остапу, повалил густой дым. Усы медленно стали приподниматься. – Ай-яй-яй, – сказал великий комбинатор, ничуть не испугавшись. – Посмотрите на него. Не человек, а какой-то конек-горбунок. – Никогда, – принялся вдруг чревовещать Ипполит Матвеевич, – никогда Воробьянинов не протягивал руку... – Так протянете ноги, старый дуралей! – закричал Остап. – Вы не протягивали руки? – Не протягивал. 1. Найдите в отрывке фразеологизмы с общим компонентом. Приведите значения этих фразеологизмов. 2. Описывая взволнованное состояние Ипполита Матвеевича, автор использует сравнение и метафору. Укажите их. 3. В приведенном фрагменте употребляется необычный глагол, который отсутствует в словарях современного русского литературного языка, – это глагол чревовещать. Что он означает? Укажите два слова, от которых образован данный глагол, сформулируйте их значение.
Рекомендуемый ответ: 1. Фразеологизмы протягивать руку и протянуть ноги (общий компонент протягивать – протянуть). Протягивать руку ‘просить милостыню’, протянуть ноги ‘умереть’. 2. Сравнение – как Дворцовый мост в Ленинграде. Метафора – глаза метнули огонь (может быть указано и продолжение – и из ноздрей, как показалось Остапу, повалил густой дым). 3. Глагол чревовещать – ‘говорить, не шевеля губами, производя впечатление, что звуки исходят изнутри’. Глагол образован от слов чрево ‘(устар.) живот, брюхо’ и вещать ‘(книжн.) говорить что-л. значительное, важное; торжественно провозглашать’. Количество баллов: 1. За каждый правильно найденный фразеологизм – 1 балл, за каждое правильное объяснение фразеологизмов – 1 балл (всего 4 балла). 2. За приведенное сравнение – 1 балл, за метафору – 1 балл (всего 2 балла). 3. За верно приведенное значение глагола – 1 балл, за каждое верно приведенное слово, являющееся производным для глагола, – 1 балл, за каждое верно приведенное значение этих слов – 1 балл (всего 5 баллов).
|
||||||||||||||||||||||
|