Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ссылки на источники



 

Маслова Марина Владимировна,

учитель русского языка и литературы МОАУ «Лицей № 21» города Кирова, г. Киров

 

Виловатых Екатерина Николаевна,

студентка факультета филологии и медиакоммуникаций ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

 

Чуданова Екатерина Вячеславовна,

студентка факультета филологии и медиакоммуникаций ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

 

Шпагина Алёна Андреевна,

студентка факультета филологии и медиакоммуникаций ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Вавилов Александр Евгеньевич,

учащийся МОАУ «Лицей № 21» города Кирова, г. Киров

Сайт с учебно-наглядной картой
по литературному краеведению Кировской области

 

Аннотация. В статье предлагается рассмотреть учебный проект по литературному краеведению, который направлен на две проблемы и реализацию наглядно-образного метода обучения школьному литературному краеведению. Во-первых, несмотря на включение национально-регионального компонента в школьные программы, реализация таких предметов, как литературное краеведение, происходит факультативно, либо в уменьшенном объёме. Во-вторых, пособия и художественная литература по литературному краеведению Кировской области (далее – КО) очень ограничена и труднодоступна (особенно, если речь идёт о сельских школах). Данный проект включает в себя структурированную разнообразную информацию, что способствует повышению эффективности процесса образования и воспитанию социально активной личности.

Ключевые слова: сайт, литературная карта, литературное краеведение, наглядно-образный подход, урок, писатели, образовательный проект.

 

Край родной… Как много эти два слова говорят сердцу каждого из нас. И счастлив человек, сохранивший любовь к родной стороне на протяжении всей жизни.

Но мало любить свой край, надо еще хорошо знать историю, литературу, искусство малой родины.

На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Учителя истории, географии, литературы дают знания обучающимся с опорой на включение регионального компонента. Конечная цель этой многогранной работы – вырастить человека, влюбленного в свою «малую» родину. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, где родился и рос.

Литературное краеведение располагает богатейшими возможностями для формирования сознания обучающихся. Оно, прежде всего, призвано воспитывать патриотические чувства, вызывать у обучающихся живой интерес к жизни родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь, – познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель, в первую очередь остаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к Отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края.

Наш край всегда был богат талантливыми писателями, поэтому освоение творческого наследия знаменитых земляков представляется делом существенно важным.

Цель проекта: создать сайт с учебно-наглядной картой по литературному краеведению КО, благодаря которой учащиеся смогут получить структурированную полноценную информацию о писателях КО.

Задачи проекта:

- собрать биографические данные о писателях КО;

- ознакомиться с художественными произведениями писателей КО;

- структурировать и скомпоновать всю изученную информацию;

- создать сайт с электронной картой по литературному краеведению КО.

Для юного человека город, край, где он живёт и растёт, – это та среда, которая способствует духовно-нравственному воспитанию личности. Краеведение не только обогащает знания обучающихся о родном крае, но и помогает воспитывать патриотические чувства: гордость, любовь, чувство долга. Также краеведение позволяет объяснить обучающимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны

· беречь природу и окружающую среду в целом;

· сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений;

· читать и помнить авторов родного края;

· беречь памятники истории и культуры;

· относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.

Богато литературное наследие Вятского края. Это родина многих поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне, глубокой, искренней любви к Родине. Изучать их биографию, творческий путь, погружаться в мир примечательных человеческих судеб – довольно интересное и увлекательное занятие. Очень важно знать историю своего края и тех людей, которые внесли огромный вклад в его развитие, ведь это значит, что мы помним их и гордимся ими, что мы оберегаем и храним то, что получили от них в историческое и литературное наследство. Каждый район Кировской области уникален, а следовательно, и каждое произведение писателей и поэтов того или иного района неповторимо, исключительно. И каждое произведение требует Вашего внимания и прочтения. Возможно, какое-то из них запомнится Вам, и Вы будете перечитывать его снова и снова.

Но, несмотря на такую важную роль краеведения в учебно-воспитательном процессе, во многих школах КО мы наблюдаем лимитированность данного предмета. На наш взгляд, эта проблем связана, прежде всего, с ограниченностью ресурсов и несистематизированностью краеведческой информации.

Исходя из всего вышесказанного, наша научная группа решила создать сайт, где будет представлено несколько разделов: «О сайте», «Литературная карта», «Персоналии», «Новые имена».

Главная задача проекта – сделать материал о литературном краеведении КО доступным для обучающихся и других людей, систематизировать и ранжировать всю собранную информацию для удобного использования её в учебном и самообразовательном процессах, а также привлечь общественное внимание к проблеме важности «краеведения» в нашей жизни, ведь это не только факультативный школьный предмет, это – история нашей Родины, наша культура. «Корни» нельзя забывать, о них нужно говорить, их нужно помнить, ими нужно гордиться.

Рис. 1 Главная страница сайта Рис. 2. Мобильная версия  

2016 год Президентом России В. В. Путиным был объявлен Годом литературы. Многие библиотеки именно в это время приняли решение о создании литературных карт. Библиотека им. А. И. Герцена города Кирова тоже выступила с таким предложением: вместе с муниципальными библиотеками создать электронную литературную энциклопедию региона. На данный момент в сети Интернет такого материала нет, но есть отдельные литературные карты на сайтах библиотек Зуевского, Вятскополянского и Юрьянского районов. Эта информация находится в разделе «Краеведение» с маркированной картой, где представлена биография писателя-земляка и творчество.

Кроме того, имеются отдельные литературные проекты с картами в Ярославской, Оренбургской, Пермской, Воронежской, Томской, Пензенской, Иркутской областях. Все они созданы централизованными библиотеками. Это фундаментальные проекты, где представлены такие разделы, как персоналии (с делением на писателей-уроженцев, фронтовиков, лауреатов премий, классиков, посетивших край и т. д.), литературные альманахи, рецензии, памятные места, географический указатель, литературные конкурсы, литературные чтения и т. д.).

Изучив карты и сайты других областей, мы решили сделать свою карту, конечно, не претендуя на фундаментальность. Литературная карта Кировской области – это долгосрочный проект, который предлагает вниманию обучающихся электронный путеводитель – ресурс, позволяющий познакомиться с литературным пространством Кировской области.

Сайт начинается с раздела «О проекте». Здесь любой читатель сможет познакомиться с аннотацией и задачами данного проекта.

Радел «Литературная карта» представляет собой электронную карту КО с визуально разграниченными районами и интерактивными ссылками. Щелкая мышью на любой из районов, пользователь может обнаружить фамилии писателей и поэтов КО, которые родились в данном районе. Затем, щелкая мышью по имени писателя или поэта, пользователь видит всю информацию об этом человеке: биографию, отрывки произведений, ссылки на произведения, ссылки на фильмы и музеи (при наличии таковых).

Раздел «Персоналии» включает в себя алфавитный список всех писателей и поэтов, представленных на этом сайте, также с гиперссылками на информацию об их жизни и творчестве.

Рис. 3 Персоналии Рис. 4. Об авторах

 

Сайт создан для того, чтобы обучающиеся имели возможность получить больше информации о писателях и поэтах разных районов Кировской области в одном месте. Поскольку в Интернете представлено не так много информации о литераторах Вятского края, и она очень разрозненная, то её поиск может доставить много трудностей. Сайт имеет удобный и простой интерфейс, что облегчает использование его в жизни. На нашем же сайте мы постарались собрать воедино всю информацию, которую можно найти по данной теме, и отсортировали её по районам для того, чтобы облегчить работу пользователей с сайтом.

Для педагогов этот сайт весьма полезен, потому что они могут использовать его прямо на уроках или на тематических классных часах, предоставляя обучающимся информацию в простом и понятном виде. Благодаря тому, что сайт представляет собой интерактив с наглядно-образной информацией, у обучающихся возможен рост как интереса к данному предмету, так и объема запомнившегося материала. Таким образом, педагоги могут на своих уроках прививать интерес обучающихся к литературному краеведению, акцентировать внимание на том, что знать своих литераторов и их произведения важно и нужно.

Уникальность сайта в том, что он представляет собранные в одном месте материалы о литературном краеведении.

Ссылки на источники

1. Литературная карта Ярославской области. – URL: http://litmap.uonb.ru/

2. Библиотеки региона планируют создать «Литературную карту Кировской области» // Эхо Кирова. – URL: http:// https://echokirova.ru/news/24746.

3. Юрьянская центральная районная библиотека им. С. И. Сычугова. – URL: http://yuriabiblioteka.ucoz.ru/index/literaturnaja_karta_jurjanskogo_rajona/0-112.

4. Литературная карта Оренбургской области. – URL: https://project.orenlib.ru/litmap.

5. Сайт Вятскополянской РЦБС. – URL: http://вп-библиотека.рф/

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.