Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГПОУ «Старобшевское ПТУ». Права, обязанности и ответственность подростка. Ход урока



 ГПОУ «Старобшевское ПТУ»

Права, обязанности и ответственность подростка

Цель:

· Уточнить знания учащихся о гражданских правах и обязанностях.

· Познакомить учащихся с различными видами ответственности.

· Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.

· Воспитывать чувства ответственности за свои поступки и действия.

Ход урока

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: что люди могут делать и что нельзя? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Очень долго решались эти вопросы и, когда их решили, появилась Декларация прав человека – заявление о правах и свободах человека во всем мире, но это для взрослых, а в каких документах говорится о правах и обязанностях детей

Как вы считаете, что такое право?

(совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.)

Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, а еще какие права имеет маленький ребенок?

(на гражданство, имя семью, равенство, защиту, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, место жительства)

Какие права имеет ребенок, поступивший в школу?

(бесплатное образование, досуг, занятия по интересам, свободу высказывания, получение информации, свободу передвижения).

Какие права будут у вас, когда вы достигнете 18 лет?

(участие в управлении страной, объединения в различные союзы, выбор профессии, владение имуществом, вознаграждение за труд, свободный брак и др.)

Право на образование (каждый обязан учиться).

Уважение личного достоинства и защита своих прав (уважать достоинства других людей и их права).

На свободу выражения своих мыслей (уважать и прислушиваться к мнению других).

На заботу и уважение со стороны родителей (заботиться и уважать своих и чужих родителей).

На свои интересы и увлечения (уважать других за их увлечения).

Гордиться своей культурой и религией (уважать культуру и религию других).

Право на ошибку (учиться избегать ошибок).

На чистую окружающую среду (не загрязнять окружающую среду).

Жить без насилия (не применять насилия к другим).

Несовершеннолетние при определенных условиях несут ответственность.

Дела несовершеннолетних рассматриваются в комиссиях по делам несовершеннолетних, в судах.

Административная ответственность наступает с 16 лет (до этого возраста отвечают родители), НО бывают наказания: 11–14 лет – спецшкола, 14–18 лет – спецпрофучилище, с 14 лет – исключение из школы. Административная ответственность наступает за:

· приобретение, хранение, употребление наркотических средств

· жестокое обращение с животными

· повреждение транспортных средств

· повреждение гос.имущества

· распитие спиртных напитков

· нарушение правил дор.движения

· нарушение устава школы

· мелкое хулиганство и т.д.

Материальная ответственность за причиненный вред наступает с 14 лет, имущественную ответственность несут родители.

Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за особо опасные преступления с 14 лет. К преступлениям относятся:

· грабежи, разбои, хищение

· умышленное убийство

· действия сексуального характера

· угон автотранспортных средств

· ложное сообщение об акте терроризма и т.п.

Предлагаю разобрать несколько ситуаций и выяснить кто прав, а кто не прав.

Ситуация 1.
Мама: Сколько раз тебе говорила – после 23 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша музыка действует всем на нервы.

Сын: Но мама! Ты все равно не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

Кто прав? (Поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире).

Ситуация 2.
Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам на уроки ходить не буду. Зачем мне химия, если я шофером буду? Да и не нравится мне у Вас на уроках. Мне не интересно.

Учитель: Как ты смеешь со мной так разговаривать?

Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня знаете как касается, меня за Вашу двойку знаете как наказали?

Кто прав? (Мы часто сердимся на учителей, но нельзя заявлять о своих правах в таком тоне, чтобы пострадала репутация другого человека).

Ситуация 3.
На перемене в одной из школ между подростками Ивановым и Петровым на почве личных неприязненных отношений произошла ссора, последний причинил Иванову телесные повреждения. Что будет с детьми и кто будет отвечать за увечья? (В действиях Петрова усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 116 УК РФ (побои), однако по данному факту в возбуждении уголовного действия будет отказано в связи с тем, что Петров не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность. А вот в действиях родителей усматривается состав административного правонарушения, который влечет за собой штраф. При этом ребенка ставят на учет в милиции).

Для 1 группы

 

1 ситуация. Ученик 8 класса Василий готовил домашнее задание по биологии, где ему задали сделать компьютерную презентацию по теме"Дыхание" . Вася не стал себя утруждать и скачал презентацию из интернета не указав автора, а на уроке выдал работу другого человека за свою. Какое право нарушил Вася?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.