Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гражданского общества и его основных признаков



Гражданского общества и его основных признаков

«Гражданское общество — это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом» (Т. Гоббс)

1) Исследователь Джон Локк считал, что гражданское общество взаимодействует с помощью заключение договора. Данное соглашение, по мнению исследователя, может быть разорвано обществом в любой момент.

2) Другой теоретик Кант под гражданским обществом подразумевал всеобщее правовое общество. Он считал, что «только в нем возможно наибольшее развитие природных задатков».

 

Правоведение
Важности соблюдения правовых норм в обществе
«Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам» (Античный афоризм).
1) Подчинение закону может открыть доступ к дополнительным возможностям (необходимо выполнить законное требование и получить высшее юридическое образование, чтобы работать адвокатом)
2) Общая подчиненность общества правовым нормам делает осуществимым совместную деятельность (заключение международного договора между Россией, Белоруссией и Казахстаном в 2010 году стало отправной точкой для построения свободного рынка на территории данных стран)
Соотношения права и государства
«Сильная власть грядущей России быть не внеправовой и не сверхправовой, а оформленной правом и служащая по праву, при помощи права — всенародному правопорядку» (И. Ильин).
1)Теория общественного договора указывает на первоначальное появление права (договора между населением и выделенной группой «князей»), которое предопределило создание государства. Таким образом, государство с первого момента своей жизни было подчинено правовым нормам.
2) Нередко государство с тоталитарным политическим режимом ограничивает основные права и свободы человека. Например, право на личную неприкосновенность и свобода слова были ограничены в период многочисленных политических репрессий СССР.
Правового государства и его основных признаков
«Законы ‐ это государи над государями» (Людовик XII)
1)Россия – это правовое государство, это положение закреплено в статье 1 Конституции России
2) Великая французская революция конца XVIII века – это результат борьбы просвещенных слоев за предоставление политических прав и свобод обернулась свержением абсолютной монархии
Прав и свобод личности
«Право — это не то, что кто-то дает вам; право — это то, чего никто не может у вас отнять» (Р. Кларк)
Французский философ и просветитель Жак Маритен был одним из разработчиков концепции естественных прав – то есть таких прав, которые предоставлены человеку от рождения, а не дарованы государством (например, право на жизнь). Следовательно, по мнению сторонников такой теории, государство не может отнять или ограничить данные права и свободы. Права и свободы человека нуждаются в постоянной защите. При этом государство создает специальные органы, которые проверяют соблюдение прав. Например, деятельность Прокуратуры России в качестве основной цели имеет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Справедливого правосудия
«Правосудие следует рассматривать как воздание каждому своего» (Цицерон)
1) Нормы, которыми судья руководствуется при вынесении приговора лицу, совершившему преступление, содержатся в Уголовно-процессуальном кодексе. Одно из его положений обязывает судью воздержаться от рассмотрения дела, если он связан семейным родством с подсудимым. Это называется самоотводом
2) Право на судебную защиту прав и свобод закреплено в Конституции и затем детально отражено в процессуальных кодексах (гражданском, арбитражном и уголовном).
3) Несправедливое поведение государства может привести к массовым акциям протеста. Например, Соляной бунт 1648 года, вызванный массовой коррупцией и самоуправством сопровождался массовым кровопролитием
Важности конституционных норм в правовой системе государства
«Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина» (Станислав Ежи Лец)
1) Конституция обладает высшей силой и была принята на всенародном голосовании – референдуме. Даже положения международного договора не могут противоречить ее нормам.
2) Конституционные нормы обладают специальным механизмом изменения. Самые важные нормы (главы 1,2,9) могут быть исправлены только путем принятия новой Конституции
Борьбы с правовым нигилизмом
«Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя» (Достоевский Ф. М.)
1) Опыт китайских полицейских показывает, что суровые наказания способны снизить уровень незаконного поведения и внедрить законопослушность. Публичная казнь за взятку размером больше миллиона юаней снизила уровень коррупции в Китае.
2) Уголовным кодексом России в качестве основания, отягчающего ответственность, установлен рецидив – совершение умышленного преступления лицом, которое уже привлекалось к данной ответственности. Таким образом, законодатель ужесточает наказания для лиц, которые несмотря на последствия не соблюдают правовых норм
Правовой системы в условиях демократии и рыночной экономики
«Демократия умирает не из-за слабости законов, а из-за слабости демократов» (Франсуа де Ларошфуко)
1) Необходимо создание органа, защищающего конкуренцию от ценовых сговоров и создания монополий. Примером такого органа в России является ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба)
2) Необходимо установить ответственность для лиц, наносящих ущерб процессу обновления власти – выборам. Российское законодательство содержит данные запреты в Кодексе об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе (вплоть до лишения свободы).
Понятия свободы личности и законных ограничений
«Право одного человека размахивать кулаком кончается там, где начинается нос другого человека» Олливер Холмс
1) Цицерон считал, что «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными». Таким образом, необходимо установить адекватные ограничения и следовать им для всеобщего блага.
2) Свобода передвижения, провозглашенная в Конституции, имеет свои ограничения. Например, запрещен доступ в воинские части и другие секретные объекты. Отсутствие данного запрета снизило бы уровень общественной безопасности.
Взаимосвязи понятий права и морали
«В первую очередь нужно добиваться поведения, соответствующего праву, и притом с моральным умонастроением, и только тогда может прийти моральное поведение как таковое, в котором нет никакого правового предписания» (Гегель Г.Ф.)
1) Сухой закон, введенный в 80-е годы, несмотря на повышение уровня рождаемости привел к повышению уровня отравления от алкоголя, полученного «кустарным» (то есть домашним) способом. Таким образом, норма закона не была обеспечена общественной поддержкой, и строгие санкции не смогли уберечь данное правило от частых нарушений.
2) Запрет умышленного причинения смерти другому человеку (убийство), который содержится в Уголовном кодексе, поддерживается основной нормой морали, запрещающей причинять вред другому лицу. Благодаря этой взаимосвязи данный запрет нарушается реже чем экономические нарушения.
Важности качества законов
«Плохие законы — худший вид тирании» (Э. Бёрк)
1) Такое качество закона как своевременность очень важно для существования государства. К примеру, нежелание принимать законы, расширяющие политические права граждан, вылилось в масштабную революцию во Франции конца 18 века (Великая французская революция).
2) Запрещение мелкого предпринимательства в СССР привело к массовому наказанию, возможно, самых инициативных граждан. Конец 80-х годов сопровождался массовым распространением западных товаров, и некоторые граждане (чаще всего, молодежь) занималось их распространением. Несмотря на то, что фактически их деятельность развивала экономику (так как данные граждане восполняли существующий товарный дефицит), государство лишало данных людей свободы.
СОЦИОЛОГИЯ
Конфликтных ситуаций внутри социальной группы
«Общество ‐ свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)
1) Создание ООН в 1945 году способствовало принятию новых международных договоров, способствующих мирному разрешению конфликтов. Совет Безопасности ООН предотвратил множество нарастающих конфликтов внутри мирового сообщества на Ближнем Востоке
2) Нередко гражданский конфликт приводил к многочисленным жертвам. Забастовка в Новочеркасске 1962 года привела к десяткам погибшим, хотя ситуация не была критической и не требовала явного вмешательства вооруженных сил СССР.
Конфликтных ситуаций между социальными группами
«Основные конфликты в обществе разворачиваются между элитами: меньшинством, удерживающим власть, и другим меньшинством, идущим к власти» (Николо Макиавелли)
1)Берем аргумент с забастовкой в Новочеркасске 1962 года и разворачиваем его в сфере противоборства двух социальных групп – чиновников и рабочих (делаем упор на отсутствии согласия между данными группами).
2) Политическая напряженность и восстания в Иране между суннитами и шиитами (два религиозных течения) может вылиться в глобальную катастрофу, если Иран обретет ядерное оружие. В связи с этим, данный конфликт должен быть предупрежден силами мирового сообщества.
Внутриличностных конфликтов (взаимосвязи социальных ролей)
«Внутриличностный конфликт – неизбежная часть структуры личности» (А. Н. Леонтьев)
1) Нередко внутриличностный конфликт приводит к печальным последствиям для общества. Нравственные переживания Родиона Раскольникова, описанные Ф. М. Достоевским в романе «Преступление и наказание», привели к совершению тяжкого преступления – убийству.
2) В то же время нравственная борьба внутри индивида может в конечном итоге привести к просоциальному (полезному для общества) решению. Советский офицер Станислав Петров предотвратил потенциальную ядерную войну, решив, что срабатывание системы ядерной обороны было ложным. Если бы он принял активные ответные меры, то могла бы развязаться ядерная война.
Конфликта поколений
«Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей» (В. О. Ключевский)
1) А. С. Грибоедов «Горе от ума», Фамусов не понимает желания и мировоззрение своей дочери, что становится почвой для серьезных конфликтов;
2) Поколение, выросшее в СССР, и люди, воспитанные «переходными» девяностыми годами нередко конфликтую между собой. Например, «советские» граждане по привычке принимают предпринимателя за преступника, в то время как для следующего поколения предпринимательство – это один из законных способов заработка.
3) И. С. Тургенев «Отцы и дети» Базаров, явно критикуя представителей старшего поколения, не понимает, что именно родителям он действительно дорог как человек.
Лидерства в социальной группе
«Лидерство начинается с личных качеств лидера» (Хесселбайн Ф.)
1) Мир знает немало примеров действий лидера, которые приводили к успеху ведомой им социальной группы. К примеру, действия Петра I (победа в Северной войне) подняли авторитет нашей Родины и послужили примером удачного строительства империи.
2) В то же время нередко действия лидера приводят к негативным последствиям для подвластных ему индивидов. Знаменитые бои под Ржевом 1942-1943 годов привели к гибели нескольких сотен тысяч советских солдат. В результате недавних исследований было установлено, что весомой доли жертв можно было избежать, проведя стандартную разведывательную операцию.
Формирования социальных групп
«Естественным состоянием людей до объединения в общество была вой на, и не просто война, а война всех против всех» (Т. Гоббс)
1) На формирование социальных групп воздействует множество внешних и внутренних факторов. Одним из главных является общность целей. Декабристские движения первой половины XIX-го века были объявлены вне закона и все члены декабристских обществ знали об угрозе возможной казни. Несмотря на это, деятельность декабристов продолжалась вплоть до конца двадцатых годов XIX века.
2) В то же время объединение индивидов в социальную группу нередко происходит по воле государства. Например, члены Правительства России являются членами данной группы на основании приказа Президента.
Социализации, необходимости общественного влияния в жизни человека
  • «Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково» (И. Робертсон)
  • «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский)
1) Важность процесса социализации подтверждается неутешительными результатами наблюдений за людьми, воспитывавшимися вдали от общества. В науке такие люди получили название «Дети Маугли». Данные индивиды сильно отстают в развитии и практически не могут обучаться в дальнейшем.
2) Общество влияет на развитие и жизнедеятельность человека всю жизнь. Недаром, в науке бытует мнение, что процесс социализации не заканчивается. Косвенным подтверждением этого может явиться описание переживаний Робинзона Крузо в одноименном романе Даниэля Дефо. Моряк, очутившись вдали от людей, неудержимо жаждал общения, имитировал его с помощью попугаев, постоянно читал чудом спасшиеся священные тексты. Обретя друга- индейца, моряк был несказанно рад
Мотивации членов социальной группы
«Я не верю в принципы, но я верю в заинтересованность» (Джеймс Рассел Лоуэлл)
1) Ощущение острой потребности или интереса в чем-либо рождает сильное желание развиваться в данной сфере. Император Петр I в детстве полюбил плавание в английском ботике и это событие из детства коренным образом повлияло на тягу Петра к развитию венного мореплавания
2) Персонаж пьесы М. Горького «На дне» Лука обладает огромной верой в людей и именно эта вера, по мнению автора, дает ему жизненные силы.
Роли агентов социализации
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания» (Адольф Дистервег)
1) В повести Е. Гришковец «Начальник» руководитель фотокружка не только учит детей азам фотографирования, но и вдохновляет их, постоянно поддерживает их веру в себя. Именно эта забота стала толчком к их карьере и помогла им стать профессионалами.
2) Повесть Быкова «Обелиск» содержит описание учителя Мороза, погибшего вместе с частью своих учеников. Учитель был героем в глазах учеников, потому что совершил подвиг – самопожертвование. Таким образом, школа научила детей видеть истинное добро.
Взаимодействия науки и общества
«Наука – не волшебный рог изобилия, а лишь средство преобразования мира в руках людей» (Д. Бернал)
1) Позитивные изменения в жизни общества зачастую связаны с изобретениями ученых. Изобретение солнечных батарей (Пирсон, Фуллер, Чапин – США) позволило решить проблему обеспечения энергией для искусственных спутников и космических станций, что привело космическую отрасль к продолжительному устойчивому развитию.
2) Иногда научные изобретения, не прошедшие должную проверку, приводят к негативным последствиям для общества. Недоработка защитного механизма в атомном реакторе Чернобыльской АЭС привела к многочисленным жертвам и заражению тысяч людей.
Особой роли молодежи как социальной группы
«Почти всё великое сделано молодыми» (Б. Дизраэли)
1) Молодые ученые всегда славились безудержной тягой к новым открытиям. Известный физик Лев Ландау в 19 лет закончил университет, а в 26 лет стал доктором наук без защиты диссертации.
2) Молодежные социальные группы были заметны на политическом горизонте Российской Империи. Движение декабристов, состоящее преимущественно из молодых студентов, повлияло на дальнейший политический курс Империи, а один из активистов движения Александр Муравьев впоследствии участвовал в осуществлении отмены крепостного права.

 

Философия
Добро и зло
  • «Добро — это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло — это уничтожать жизнь, вредить жизни» (Альберт Швейцер)
  • «Добро по указу — не добро» (И.С. Тургенев)
Антисоциальные поступки диктаторов (А. Гитлера) приводили к ухудшению уровня жизни населения групп стран, выливались во всеобщий хаос и страдания миллионов людей. Просоциальные (на пользу обществу) реформы, наоборот, устраняли противоречия между социальными группами, повышали нацеленность на сотрудничество и мотивировали государства на поиск компромисса как пути решения значимых проблем. Примером таких реформ может послужить отмена кастовой структуры в Индии (1950), создание международных организаций (ООН).
Философия Огюста Конта «Альтруизм» – жизнь во благо других.
Истинные ценности
«Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира» (А Энштейн)
1) Ценности неразрывно связаны с тем, как их оценивает индивид. К примеру, представители аскетизм(например, старец Капитон) не признают вещественные ценности в качестве главных. Сторонники утилитаризма (И.Бентам) занимают несколько иную позицию, и стремятся извлекать пользу из всех предметов внешнего мира. Это дополнительный аргумент, подчеркивающий истинность ценностей для определенной социальной группы «Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира» (А Энштейн)
2) К сожалению, не все ценности возникают в связи с действительной потребностью в каком-либо благе. Существуют «мнимые», «навязанные» ценности. Чаще всего их навязывает современные медиа с помощью рекламы. Это потребность в постоянном потреблении. Например, индивид может не нуждаться в супербыстрой машине, которая развивает скорость, намного выше разрешенной. Однако реклама может инициировать по сути ненужную для деятельности покупку. Такие «мнимые» ценности были описаны в романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Активная жизненная позиция
«Назначение человека в разумной деятельности» (Аристотель)
1) Удовлетворение всего спектра потребностей человека (от биологических до духовных) невозможно без активной деятельности индивида. Например, для написания повести человек должен продумать сюжет произведения, написать основную часть и кропотливо ее довести до совершенства. Например, Некрасов работал над некоторыми стихотворениями несколько лет.
2) Отсутствие трудовой активности может стать причиной «болезни цивилизации» – гиподинамии. Данный диагноз опасен для сердца и сосудов индивида, так как без физической и умственной активности у человека меняется состав крови и сердце работает намного хуже Исследованием гиподинамии занимался российский ученый Ужегов.
3)Важна не только физическая, но и умственная активность. Учеными доказан тот факт, что при Инте нсивной мозговой активности организм теряет количество калорий, сопоставимое с физической тренировкой. Следует добавить, что человеку как биосоциальному существу не достаточно удовлетворять только физиологические потребности. А для потребностей, занявших место на вершине пирамиды А. Маслоу, нужна также и работа высших центров головного мозга.
Выбор, который приходится делать человеку
«Человек должен быть нравственным свободно, а это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным» (В.О. Ключевский)
1)Проблема выбора стоит перед человеком практически ежесекундно. При этом выбор может оказаться роковым (определяющим ход событий) для большой социальной группы. Например, это выбор стратегии наступления армии. Или же данный выбор может быть незаметным для общества, внутриличностным (признаться в любви либо сообщить о готовящемся преступлении). Таким образом, человек, осуществляя деятельность, непрерывно сопоставляет несколько вариантов событий, выбирая самый выгодный. Данную теорию разрабатывал Д. Цебелис.
2) В то же время личность при избрании того или иного варианта поведения не всегда руководствуется понятием выгодности. К примеру, ваш друг может не совершать выгодную сделку, если она может навредить вам. Еще одним примером могут послужить солдаты, продолжающие безнадежный бой при полученном предложении сдаться в плен. Данные ситуации заставляют нас задуматься о важности выбора человека, о важнейшем критерии выбора – нравственности. Лишь чувствуя ответственность за свое поведение, индивид способен предпочесть просоциальный (полезный обществу) вариант поведения. О нравственном выборе писал Лоуренс Колберг.
Человеческая память
«Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать» (Б. Рассел)
1) Иногда исторические деятели выстраивают стратегию, не обращая внимание на то, что подобные действия не увенчались успехом в прошлом. Одним из таких примеров может послужить план Гитлера по захвату СССР, который не увенчался успехом. Немецкий диктатор не учел печальный опыт Наполеона и других горе завоевателей. К счастью, самонадеянность диктатора и самоотверженность защитников привела к капитуляции фашистской армии.
2) Дополнительные аргументы следует поискать в экономической сфере жизнедеятельности. Цикличное развитие экономики, несомненно, бесспорный факт. Однако причины глобальных финансовых кризисов всегда кроются в неэффективных действиях правительств крупных государств. Ведущие экономисты (например, Сергей Гуриев) с периодичностью 5-10 лет предупреждают о появлении опасных тенденциях, но кризисы повторяются все чаще и чаще.
Место человека в мире
«Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал» (В. Жемчужников)
1) Каждая личность обладает способностью к созиданию и разрушению. Созидательные шаги (например, строительство электростанций) являются первоосновой прогресса, а разрушительные действия (ликвидация лесных насаждений и загрязнение вод) ведет к появлению проблем, ставших глобальными в современности. Теорию рационального выбора индивида разрабатывал Д. Цебелис
2) Место человека в мире должно осознаваться индивидом самостоятельно при помощи системы общественных ценностей, усвоенной в результате социализации. Система ценностей сформировалась постепенно, с ходом истории, и видоизменяется по сей день. Девиантное поведение личности нередко приводит к существенным проблемам для всего общества. Герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников не смог соблюсти систему социальных норм и совершил преступление – убил человека. Если бы Раскольников понимал свое место в мире и сохранил бы крепкую связь с его системой норм, то никогда бы не совершил данного преступления.
Сила человеческого духа
«Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (И.В. Бердяев)
1)Жизнедеятельность всего общества порою зависит от нравственной силы малой группы или одного индивида. Легендарный подвиг панфиловцев, в ходе которого 28 солдат уничтожили 18 вражеских танков, сыграл весомую роль в защите г. Москвы и всего Отечества.
2) Порою личность для осуществления своей цели не только прилагает значительную силу духа, но еще и идет наперекор стереотипам. Известный российский пловец Александр Попов после ножевого ранения и тяжелой операции вернулся в спорт несмотря на неблагоприятные прогнозы врачебного сообщества, и принес сборной России золотую медаль на чемпионате мира.
Смысл жизни
«Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить» (И. Бергман)
1) Обществоведы знакомы со многими концепциями смысла жизни. Утилитаристы (Д. Бентам), например, в качестве главной цели жизни выделяют извлечение пользы из каждой ситуации. Фаталисты (исследователь фатализма Пиотровский М.Б.) верят в предрешенность бытия и судьбу, независимую от усилий личности. Различные теории порой предлагают совершенно разные категории в качестве основных. Научная дискуссия по этому поводу не утихает, и это лишнее подтверждение тому, что каждая личность наполняет свою жизнь уникальным для нее смыслом.
2) Смысл жизни всякого индивида, несомненно, претерпевает изменения в процессе социализации. На начальном этапе большинство индивидов выбирает для себя ориентиры. И от лидеров мнений зачастую зависят дальнейшие постулаты общества, заложенные в сознании молодежи. СССР активно пропагандировал массовый спорт и карьеру в области инженерии (пропагандой руководило Министерство просвещения СССР). Именно эти идеи были взяты за основу подрастающим поколением. С появлением рыночной экономики и ослаблением государственных институтов сменились агенты социализации и некоторые индивиды поменяли смысл жизни с позиции человека патриархальных взглядов на капиталистические мотивы. Вместе с «ломкой» сознания произошла перемена в понимании смысла жизни.
Определение жизненных приоритетов
«Познание и жизнь неотделимы» (Л.Фейхтвангер)
1)По словам французского писателя Д.Дидро, лучше «изнашиваться, чем ржаветь». Это высказывание прекрасно дополняет мысль Фейхтвангера. Раскрывая задатки, совершенствуя себя, человек становится личностью
2) Пирамида А. Маслоу в качестве самых сложных потребностей признает потребность в самореализации и саморазвитии. Без крепких жизненных приоритетов индивид не сможет удовлетворить данные потребности, и вся его деятельность будет направлена на удовлетворение физиологических и, отчасти, социальных потребностей.
Взаимоотношение человека и мира
«Мир – это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное изображение» (У. Теккерей)
1) Большинство поступков личности имеют непосредственное воздействие на общество. Если данный поступок направлен на улучшение уровня жизни общества (помощь нуждающимся, озеленение района), то социум поощрит поведение данной личности с помощью позитивных санкций. В то же время антисоциальные поступки (убийство, грабеж) вызовут негодование в обществе, и индивид будет наказан на основании санкций, указанных в Уголовном кодексе России.
2) Деятельность индивида находится в постоянной кооперации с природой. Неразумное, разрушительное воздействие (интенсивная вырубка лесов в долине Амазонки была признана ООН экологической катастрофой) приведет к глобальным экологическим проблемам, а созидательные действия будут способствовать «диалогу» между обществом и природой и повысят качество жизни человечества.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.