|
|||
Консультация «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
Приложение 3 Консультация «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды... Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды. Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора). Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. Особое внимание при развитии звуковой культуры речи, мы уделяем дидактической игре. Кроме речевого развития (пополнение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли), в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. На занятиях и в свободное от них время мы с помощью дидактической игры решаем следующие задачи: Мы стараемся игры проводить систематически: на прогулке, перед завтраком, вечерних коррекционных часах, а также на занятиях. Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение - это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым имеет важное значение. Поэтому мы используем в педагогическом процессе упражнения с султанчиками, перышками, ватой, шариками, это игры: «Ветерок», «Бабочка лети», «Горячий чай», «Кораблик», «Загони мяч в ворота» и др. на формирование длительного целенаправленного ротового выдоха. У некоторых детей в нашей группе встречаются недостатки произношения. Поэтому необходимо тренировать мышцы речевого аппарата, что бы движения речевых органов ребенка становились более четкими и согласованными. Для этого мы в своей работе большое внимание уделяем артикуляционной гимнастике. Проводим ее мы ежедневно 2-3 раза (утром и после сна). Работа организуется следующим образом: 1. Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 2. Показывает его выполнение. 3. Упражнение делает ребенок, а воспитатель контролирует выполнение. Проводя артикуляционную гимнастику, мы следим за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Работа по развитию звуковой культуры состоит из разнообразных игр и игровых упражнений, направленных на обучение детей выделять нужные звуки, определять их в словах. Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи в нашей группе структурированы по содержательным задачам. Работа по развитию звуковой культуры имеет свою последовательность. 1. На самом первом этапе мы учили детей выделять звук. Играли с детьми в такие игры: "Заводные игрушки" Заводим ключиком механические игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки. Ж - полетел жучок; Р - затарахтел игрушечный мотоцикл; Ц - запрыгала белочка; Ф — зафыркал ёжик. "Волшебный кубик". Используем в игре2-3 кубика с картинками. На гранях наклеены картинки - самолёт, паровоз, комар и т.д. Ребенок говорит: "Вертись, крутись, на бочок ложись ", - и кидает кубик. Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолёт, то летает и гудит: У-У-У. "Подскажи кукле звук". Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны. Просим поправить куклу, где необходимо. На солнышке грелся черноухий котено... (К). На него смотрел белолапый щено... (К). Он хотел его догна... (Т'). А рядом по двору гулял важный пету... (X). За ним бегали куриц... (Ы) и цыплят... (А). Хозяйка вынесла всем кор... (М)и т. д. Кроме приведенных примеров мы используем игры: «Найди общий звук», «Посмотри внимательно», «Загадки петрушки», «Кто больше запомнит», «Звуковое лото» и другие. 2. После того как дети научились выделять звуки в словах, мы переходим к определению места звука в слове. Решению данной задачи также помогают дидактические игры. Например: «Цепочка слов», «Кто внимательный», «Кто больше», "Любопытный". На любой вопрос ведущего можно называть только те слова, которые начинаются со звука Б. - Где был?-На балконе. - Кого видел?- Бульдога. - Куда собираешься? - В булочную. - Что будешь покупать?- Баранки. - Куда поедешь?- ВБразилию. - Что на тебе надето?- Блузон. - Кем работаешь? - Бухгалтероми т.д. Таким же образом отрабатываются другие звуки.
"Изобрази предмет. Который начинается с того же звука, что и твоё имя". Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя. Например: Девочку зовут Катя. Какой первый звук в её имени? К. Названия, каких предметов начинаются с этого же звука? –Кошка, канат, каменьи т.п. Как изобразим кошку (канат, камень ит.п.)? Дети придумывают. Отмечаем наиболее выразительный показ.
Таким образом, овладение звуковой культурой речи имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно проводить работу по звуковой культуре речи ведь на ее основе будет проходить и обучение звуковому анализу, и овладение чтением слогов и слов, а, следовательно, и обучение грамоте
|
|||
|