Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тихая лирика»



«Тихая лирика»

Однако время, стремительный бег которого воспевали в своей поэзии «эстрадники», шло своим чередом. Повзрослело поколение поэтов, повзрослело поколение читателей. Декларативность и публичность поэзии, её гражданский пафос постепенно уступает место вдумчивому, внимательному взгляду в душу человека. В середине шестидесятых место «эстрадной» поэзии занимает «тихая лирика», во многом противопоставленная «эстрадной».

Постоянный новаторский поиск сменился обращением к традициям русской лирической поэзии. Первыми почувствовали сами это «эстрадники».

Как-то стыдно сплошной заслезнённости, сострадательства с видом бойца. Как-то стыдно одной заземлённости, если всё-таки есть небеса. Как-то хочется слова нескушного, чтоб лилось оно звонко, легко, И всё к Пушкину тянет, всё к Пушкину, ну, а он — высоко-высоко... Е. Евтушенко. «Как-то стыдно изящной словесности...»   Всего-то — чтоб была свеча, Свеча простая, восковая, И старомодность вековая Так станет в памяти свежа. И поспешит твоё перо К той грамоте витиеватой, Разумной и замысловатой, И ляжет на душу добро. Уже ты мыслишь о друзьях Всё чище, способом старинным, И сталактитом стеаринным Займёшься с нежностью в глазах. И Пушкин ласково глядит, И ночь прошла, и гаснут свечи И нежный вкус родимой речи Так чисто губы холодит.   Б. Ахмадулина. «Свеча»

На смену социальной активности, потребности постоянного поиска новых тем и форм возвращается стабильность классической традиции русской поэзии, глубокий, задумчивый лиризм.

Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Николай Рубцов, Глеб Горбовский — поэты того же поколения, что и «эстрадники». Однако за громкими восклицаниями «эстрадной» поэзии до некоторого времени не было слышно их тихого, проникновенного голоса.

В минуты музыки печальной
Я представляю жёлтый плёс,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берёз,

И первый снег под ветром серым
Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей...

Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.

Но всё равно в жилищах зыбких —

Попробуй их останови! —

Перекликаясь, плачут скрипки
О жёлтом плёсе, о любви.

И всё равно под небом низким
Я вижу явственно, до слёз,

И жёлтый плёс, и голос зыбкий,

И шум порывистых берёз.

Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чём...

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чём.

Н. Рубцов. «В минуты музыки»

Исповедальность, проникновенность «тихой лирики» позволяет увидеть тайну, скрытую от человеческих глаз, познать загадку человеческой души.

На смену герою-преобразователю приходит герой-созерцатель, любующийся закатом и восходом, первым снегом и последними жёлтыми листьями; герой, размышляющий о тайнах бытия. Пейзаж в «тихой лирике» всегда созвучен движениям души лирического героя, он дан как бы вне времени. Человек замедлил своё непрекращающееся движение к прогрессу, в будущую эпоху торжества науки и техники и задумался о прошлом и настоящем, поразился красоте сегодняшнего дня. По словам Л. Аннинского, «откровенный человек уступил место человеку сокровенному».

«Эстрадная» лирика была обращена ко множеству людей, «тихая лирика» находила путь к сердцу каждого отдельного читателя, пробуждая в нём не гражданскую ответственность за судьбы целого мира, не социальные чувства, а воспитывая стремление к заботе, справедливости, отзывчивость и любовь к людям, ко всему живому на родной земле.

«Тихая лирика» возвращается к традиционной ритмической системе и точным рифмам, к национальным истокам образов.

Мои рифмы — обычны,
как на грузчике ноша.

Мои ритмы — типичны,
потому что похожи
на дыхание моря,
где лежат пароходы,
на прикрасы и горе,
на леса и народы.

Мои строки поточны,
мои буквы буквальны;
песни, —
как бы нарочно,
нарочито нормальны.

Потому что стихия —
та же песня простая.

Потому что стихи я не пишу, а рождаю.

Г. Горбовский

Лирика второй половины XX века не ограничивалась «эстрадной» поэзией и «тихой лирикой». Продолжая традиции классической поэзии, создавали свои стихи Ю. Кузнецов, Ю. Левитанский, А. Кушнер. Необыкновенный отклик в обществе нашла и бардовская поэзия (творчество Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Время действительно требовало новой поэзии, разнообразной в своих проявлениях, — и 60-70-е годы XX столетия по праву можно считать новой эпохой в развитии русской поэзии.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.