Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОЭТЫ СМОТРЯТСЯ В ПУШКИНА, КАК В ЗЕРКАЛО»



«ПОЭТЫ СМОТРЯТСЯ В ПУШКИНА, КАК В ЗЕРКАЛО»

(Имя Пушкин и пушкинские образы в лирике Н.А. Мирошниченко)

(Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова)

 

Черных Ю.А., 11 класс

Руководитель — Торлопова В.К.,

учитель русского языка и литературы

 

Введение

Актуальность нашей работы определил большой интерес к поэзии Н.А. Мирошниченко и отсутствие научно-критических статей о роли имени А.С. Пушкина и его поэтических образов в творчестве нашего поэта.

   Цель работы – определение роли имени Александра Сергеевича Пушкина и его художественных образов в лирике Н.А. Мирошниченко посредством выполнения культурологической интерпретации лирических произведений поэта Республики Коми. 

   Гипотеза: мы предполагаем, что между двумя поэтами разных эпох А.С. Пушкиным и Н.А. Мирошниченко просматривается «диалог культур». Активное обращение к имени А.С. Пушкина, образам его лирических произведений обогащают произведения Н.А. Мирошниченко и делают их причастными к традициям русской классической поэзии.

Источниками информации для написания работы послужили статьи литературоведов и публицистов о творчестве Н.А. Мирошниченко. В.А. Латышева об особенностях поэзии Н.А. Мирошниченко пишет: «В ее стихах почти всегда – неудержимое движение, смена ощущений, чувств, мыслей…» [ с.]..

В публицистических статьях неоднократно отмечалось, что в стихах Н.А. Мирошниченко всегда много неукротимости, неиссякаемой энергии, любви к Отечеству, веры. Поэт Геннадий Красников утверждает: «Она – не пришла, она – влетела, ворвалась, чтобы … до донышка, прожить, прочувствовать, пропустить через себя, через свои чувства, эту жизнь и нам передать свою прекрасную неутолённость, свой захлеб, восторг, свое восхищение…» [ с.].

Поэт Александр Суворов пишет: «Птицы, а не стихи. Легкокрылые и стремительные, высокие и смелые, звонкие и чистые…» [ с.].

Эти высказывания, на наш взгляд, роднят поэзию Н. Мирошниченко с ее предшественником, первым поэтом России Александром Пушкиным.

Сама поэт однажды в интервью призналась: «Спросите меня, кто мой любимый поэт, я и отвечу: Пушкин. Но не потому, что он у всех «любимый», а потому, что я совпадаю с ним и в вопросах взаимоотношения с поэзией, и вообще по очень многим позициям» [ с.].

Мы прочитали трехтомное собрание сочинений Надежды Мирошниченко и с уверенностью можем сказать, что на творчество нашего поэта большое влияние оказала русская классическая поэзия, в особенности творчество А.С. Пушкина. В стихах Н. Мирошниченко, особенно в ранних ее произведениях, часто встречаем имя великого поэта, цитаты и образы из его произведений:

«О, юный Пушкин, для меня одно

Успокоенье и для всей Отчизны,

Что нам твое бессмертие дано.

Но это меньше, чем денечек жизни».

Уже в первом сборнике стихотворений («Назовите меня по имени», 1975 г.) лирическая героиня, «задыхаясь и ликуя», передает свое ощущение счастья от написания стихов. Используя выразительные сравнения («Мне нравится писать стихи. // Как будто… птицу выпускаю из руки…», «…сажаю деревцо», «… друга принимаю в дом»), поэт уверяет, что жизнь и поэзия – одно. Этой формуле следовали В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, А.А. Блок и А.А. Ахматова.

Причем понимали слова эти не только буквально: в стихах отражается жизнь поэта, но и по-другому: нет жизни без творчества, без созидания. Как эта пушкинская философия жизни близка сыктывкарскому поэту Н.А. Мирошниченко!

В одном из интервью поэт признается: «Я всегда была верна принципу: мне ничего не надо в литературе, если этого нет в жизни. Мне надо, чтобы в жизни были Бог, Родина, любовь, семья, герои. И все это у меня в жизни было и есть. И все это есть в моих стихах». Итак, творчество для лирической героини Н. Мирошниченко – это способ жизни. Испытывающая восторг от встречи с ней, она торопится «к открытью мира», ищет свою жар-птицу, верит в свою звезду; отчаянная, безоглядная, она окунается в жизнь, дышит жизнью и раскрывает ее секреты людям: «Я умела жить без жалоб, / чем и дорожу.// К кому сердце не лежало, / с тем и не дружу.// Перед сплетней устояла, / в ведьмы не пошла, // Все, что в жизни потеряла,/ в жизни и нашла». В нескольких строках – философия жизни лирической героини, мудрость, которой научила ее сама жизнь: важные, ключевые слова находятся в сильной позиции, в конце стиха, а значимость их подчеркивается рифмой: («дорожу – не дружу», «устояла – потеряла»).

Почему поэт часто обращается в своих стихах к имени и образам А.С. Пушкина? Может, соизмеряет себя с Пушкиным?

 Лирическая героиня ощущает себя наследницей русской культуры, преемницей Александра Сергеевича Пушкина: «… я чувствую пласты и времени, и общества, и слова». В одном из философских стихотворений она признается, что достигла многого: «Я так опустилась, / что даже с врагами беседую, // от счастья не слепну, // последний пятак берегу», однако, чтобы постичь душу природы и душу народа, необходимо подняться до высоты Пушкина. Соизмерять себя с Пушкиным, быть достойной его высоты, не правда ли, высокая задача?! «Спасибо, Пушкин, что у нас вы есть, // Что третий век нам славой ваша честь, // Что за бессмертье прятаться не стали, // Что неуютно вам на пьедестале…». И вот, когда поэт невольно сравнивает век Пушкина и наше время, в строках звучат грустные ноты, ведь в наш век покорения космического пространства, нам так не хватает пушкинского полета. Может, поэтому и стремится лирическая героиня Н. Мирошниченко к легкости, «ветрености» «пушкинской строки»?

Хочу прожить с достоинством Печоры

И с ветреностью пушкинской строки.

Лирическая героиня испытывает душевный переворот, пребывая в Пушкинских горах, святых местах, и верит, что землю эту, «обожествленные места» не сможет победить ни один враг:

Как хорошо, что есть в России

Не боль могильного креста,

А Пушкинские, а святые,

Обожествленные места.

«Как чисто мне…», - воскликнет лирическая героиня в юности и пронесет эту чистоту, белизну, доброту по трудной дороге жизни. Позднее поэт придет к осознанию, что литератор после священника – второй человек, который в ответе за нравственное состояние народа, своей страны. Служить своим творчеством спасению человеческой души – особая миссия поэта. «Кончился праздник. / И вышли два цвета на сцену. // Черное с белым. / Попробуем набело жить». Лирическая героиня выбирает белый цвет (символ добра, чистоты, целомудрия) для жизни, хочет прожить «набело». Она может поспорить с «черным человеком» и не поддается его искушению (стихотворение «А травы нынче не косили…»).

В стихотворении «Первое октября» Надежда Мирошниченко цитирует известные строку из стихотворения Александра Пушкина «Осень»:

«Октябрь уж наступил!» Какая нега

В его словах! Какой горячий пыл

В любой строке! За полчаса до снега

Октябрь уж наступил.

 Три восклицательных предложения, перенос слов из одной строки в другую передают восторг и удивление нашего поэта перед пушкинским гениальным словом.

Автор в своих стихах как бы «рассказывает» обо всем Пушкину, делится с ним сокровенным, иногда жалуется ему, ищет у него поддержки: «О, юный Пушкин, в мире кавардак…»; «О, юный Пушкин, в мире есть Дантес».

В стихотворениях «Как статуя шагаю Командора» и «Творчество» Н. Мирошниченко использует пушкинские образы, чтобы выразить душевное состояние лирической героини. Она сравнивается с Командором, ощущает тяжесть, усталость от работы, бытовых неурядиц и мечтает о Дон Жуане. Бессмертные пушкинские образы помогают понять внутреннее состояние лирической героини.

Стихотворение «Творчество» на вечную тему поэта и поэзии. И здесь пушкинские герои: Моцарт как символ талантливости, гения и ремесленник Сальери возникают во внутреннем монологе лирической героини, которая размышляет о призвании, о своем ремесле и понимает, что не быт, а творчество – ее удел.

Таким образом, можно сказать, что современный поэт нашей республики Н.А. Мирошниченко обращается в своем творчестве к имени и к художественным образам А.С. Пушкина как символу нашей культуры, непревзойденному авторитету, ощущает себя преемницей поэта и соизмеряет свое творчество с творчеством А. Пушкина.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.