Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подростковый кризис. материал представлен на основе статей по данной теме).



Подростковый кризис

(материал представлен на основе статей по данной теме).

         Подростковый возраст – период достаточно сложный и для взрослых, и для подростков. Эта сложность возникает из-за остроты кризисного периода данной возрастной ступени. Этот этап проходят все без исключения, но вот начинается и заканчивается он у всех по-разному. У кого-то подростковые признаки прослеживаются в 10 лет, у кого-то в 13. Таким образом, в психологии принято выделять младший подростковый возраст (10-11 лет), средний (11-12 лет) и старший (13-15). Однако считается, что чем позже кризис начнется, тем острее его проявления. Вступление в кризисный период характеризуют типичные проявления: 1. Повышенное стремление к общению со сверстниками. Кажется, что подросток, часами может болтать по телефону, разговаривать при личной встрече со сверстниками, и при этом так и не насыщается этими разговорами. 2. Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость и автономию. Теперь у него на все есть свое и, как ему кажется, единственно правильное мнение. Однако, все эти специфические для данного возраста проявления необходимы для развития полноценной и гармоничной личности. Именно в этот период происходит завершение определенной стадии формирования личности. Подросток в целом пытается понять себя, свои возможности, личные ценности и нормы. Он начинает соотносить себя со сверстниками и взрослыми. Это и приводит к столь выраженному самоутверждению. Сам кризис имеет несколько фаз: 1. Негативная или предкритическая. В этой фазе происходит ломка уже имеющихся привычек, стереотипов. Именно в этой фазе родители начинают замечать сложности в общении со своим взрослеющим ребенком. 2. Кульминационная точка кризиса. Чаще совпадает с возрастом 13 лет. Точка кипения и взрослых, и детей настолько велика, что как раз в этой фазе дети начинают вступать в различные субкультуры, группировки и компании. В этот не простой период важно, как можно лучше понять подростка. Показать, что мы его любим таким, какой он есть. Научиться вместе находить пути из различных ситуаций с учетом его мнения (ведь ему и надо, чтобы его услышали и приняли). 3. Посткритическая. Построение новых отношений. Важно отметить, что сам кризис имеет два варианта развития. Кризис независимости Первый наиболее известный, когда подросток ведет себя независимо ото всех. Так и называют кризис независимости. Чаще это своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, которые до этого он выполнял, ревность к собственности. Это все типично для этого возрастного периода. Кризисные симптомы нельзя просто взять и вычеркнуть из жизни взрослеющего ребенка. Важно помнить, что проявляются они не всегда, а эпизодически. Их не стоит обострять в первую очередь родителям. Ведь когда нам, взрослым, плохо на душе и сложно разобраться в своих чувствах, то чаще мы просим нас не беспокоить. Это выполняется, мы – авторитет, мы – взрослые. А вот наше чадо, чувствует то же самое, но в силу своих несовершенных эмоций, неумения управлять ими и своим поведением начинает кричать, срываться или, наоборот, замыкаться. С этим сложно бороться. А надо ли? Все это крик, взрослеющей души о помощи, а не о порицании и чтении моралей. Рекомендую читателям выслушать крик своего ребенка спокойно, по крайней мере, попробуйте. Это тяжелее, чем кажется на первый взгляд. Но согласитесь, это лучше, чем его выслушают где-то, кто-то, даст совет сомнительного содержания и предложит не обращать внимание на этих ничего не понимающих родителей, а лучше прийти сюда, на улицу. Применение силы и постоянных категоричных заявлений больше разжигает негодование ребенка и подталкивает подростка к совершению поступков, которые могут сломать жизнь ему и нам. Авторитарность и сила – это чаще наше оружие при нашей беспомощности с детьми. Лишь в некоторых случаях это имеет место быть. Мальчик учился до пятого класса вполне прилично на 4 и 5.Но после стал проявлять агрессивность в отношении своих одноклассников, да и не только своих. Причем эта агрессивность была избирательной. Он выбирал ребят, как правило, хороших семей и воспитанных, отбирал у них деньги, а иногда и более ценные вещи. В этом случае сработала материнская установка, направленная против отца. Мама мальчика, женщина со средним образование, вышла замуж за человека с высшим образованием. Постоянно чувствуя себя неполноценной рядом с человеком, который не упускал случая дать ей это почувствовать, она в глубине души ненавидела его за это. А заодно и себя, спроецировав свою ненависть на ребенка. И ребенок отыгрался. Вся мамина ненависть вымещалась ребенком, доступным ему образом на«гнилых интеллигентах». Дальше больше. Повзрослев и войдя в силу, он стал приставать уже не к мальчикам, отбирая деньги на завтрак, а ко взрослым мужчинам, обуреваемый чувствами, в основе которых лежала всё та же ненависть. В конце концов, он попал в места не столь отдаленные, найдя там некоторое успокоение среди себе подобных. Кризис зависимости Редко, но в последнее время все чаще и чаще встречается второй путь развития кризиса, так называемый кризис зависимости. Тогда подростковый период протекает несколько иначе: чрезмерное послушание, зависимость от старших и сильных, возвращение к своим старым интересам. Поведение подростка говорит: «Я ребенок и не хочу взрослеть». Этот вариант кризиса на первый взгляд кажется легче, но это совсем не так. Подросток становится инфантильным. Его личность замедляет свое развитие. Как это ни грустно, но, как правило, протекание кризиса зависит от взрослых и стиля семейного воспитания. Поэтому взрослому стоит запастись терпением на несколько лет. В природе все закономерно и подростковый период здесь не исключение. После того как фазы кризиса сменят одна другую, он подойдет к концу. Наш подросток, ребенок внешне и взрослый внутренне, примет законы жизни. Вот какие они будут, во многом зависит от его окружения. И это не только сверстники, но и взрослые. В качестве примера следующая ситуация. Мальчик, лет двенадцати по габаритам самый крупный в классе, не может постоять за себя. В его сверхинтеллигентной семье нет установок, связанных с насилием. В классе его постоянно бьют, пинают, толкают одноклассники, даже ребята из других классов приходят, чтобы таким образом развлечься. А он не может дать сдачи, он этому не научен. Возникает проблема и проблема эта не только его самого, но и его родителей. Ни учителя, ни завуч, ни даже директор не могут ему помочь. Решая отдать мальчика в другую школу и наняв ему частных учителей, родители не решат проблему, а только загонят её в глубь и эта проблема вылезет при очередном столкновении человека с действительностью.   Как помочь подростку преодолеть кризис? Как правило, родители, которые стремятся помочь повзрослеть своему сыну или дочери, не совершают типичных ошибок. И читателям также рекомендую искать способы для сглаживания конфликтных ситуаций, их много. 1. Компромисс – один из выходов в конфликтной ситуации. Нам взрослым проще взвесить ситуацию и принять самим или подтолкнуть к этому решению подростка. К примеру, подросток бурно реагирует на вопрос о порядке в его комнате и его вещах. Это и есть ревность к собственности, свойственная возрасту. А если мы найдем компромисс и договоримся, что не трогаем его вещи и комнату, но 3 раза в неделю (кстати, дни он может выбрать сам), мы проверяем порядок, и если таковой отсутствует, вместе его и наводим. 2. Требования в семье должны быть едиными для всех. Например, для приема пищи отводится определенное место (в каждой семье оно свое, но чаще кухня или столовая). Все члены семьи обязаны кушать в кухне. Если мы позволим себе расслабиться и отужинать в гостиной, то и наш подросший ребенок тоже станет это делать (почему нам можно, а ему нет). 3. Принятие подростка на равных с взрослым. Выслушивать его мнение и принимать его во внимание при решении семейных вопросов. 4. Помощь своему ребенку в управлении эмоциями. Самим стараться быть сдержаннее при общении с ним. 5. Интерес к увлечениям ребенка. Чем больше общего, тем больше тем для разговоров, а значит, теплее и крепче детско-родительские отношения. 6. Поощрение и поддержка подростка. Без напоминания убрал в комнате, подготовил дополнительный материал – подобные проявления самостоятельности обязательно должны быть отмечены нами, ведь для нас это само собой разумеющееся, а для него практически подвиг. 7. Сравнение своего ребенка со сверстниками недопустимо. Лучше этого не делать никогда, но особенно в этот период. Подросток часто не предсказуем и реакция может быть неадекватной. 8. Выслушивание подростка и использование приема отраженного слушания, подтверждая его чувства путем повторения того, что услышали. Например, если он говорит, что не любит убирать в комнате, то мы перефразируем: «Я вижу, что тебе не нравится убирать в комнате….». Но при этом избегаем давать оценку словам и действиям подростка. Всем родителям важно понять, что по мере взросления ребенок становится более самостоятельным, ведь именно этого мы и хотели. Сначала мы стремимся всеми силами, чтобы наш малыш сам мог сделать то или другое. Чтобы у него было свое мнение, и вот неминуемо наступает момент, когда подросток его всячески нам демонстрирует. Что ж остается радоваться (на самом деле, мы его к этому вели), а вместо этого мы начинаем спорить и говорить, что ты мал, иметь свое мнение. Ну не парадокс ли? Ведь пришло время, когда наш подросток учится выражать, а главное отстаивать свою точку зрения, пускай не всегда верную. Давайте будем теперь учить его и учиться сами слушать и выслушивать друг друга. Учиться конструктивно выходить из различных ситуаций. Ведь мы, такие успешные взрослые, всему этому научились именно в тот сложный для нас и наших родителей подростковый кризис.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.