Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Понятие как форма мышления. Как образуются понятия



"Понятие как форма мышления. Как образуются понятия"

 

Как мы уже знаем, нас окружает большое количество объектов. Каждый из объектов можно описать с помощью их признаков. Признаки объекта делятся на существенные и несущественные. Несущественные признаки могут изменяться, при чем речь будет идти о том же объекте, что и до этого. А если изменить существенные признаки, то речь будет идти уже о совершенно другом объекте.

Например, признаки объекта «озеро»: круглое, замкнутое, имеет берега, по берегам растут камыши, водятся лягушки. В данном случае существенными признаками являются: «замкнутое» и «имеет берега». К несущественным признакам относятся: «круглое», так как не все озера имеют круглую форму; «по берегам растут камыши», так как не на каждом озере есть эти растения; «водятся лягушки», так как их присутствие на озере не всегда обязательно.

Понятие – это совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества объектов.

К примеру, понятие «стол» содержит в себе все существенные признаки, характерные для всех имеющихся разновидностей данного вида мебели.

Понятие можно выразить одним или несколькими словами. Для этого используются различные слова. Среди которых могут быть слова-синонимы или слова-омонимы.

Слова-омонимы – это слова, различные по смыслу, но одинаковые по звучанию. Например, слово «лук». В одном случае оно обозначает овощ, а во втором – оружие. Или «лист» можно рассматривать как лист дерева или лист бумаги. И так далее.

Слова-синонимы – это слова, которые звучат по-разному, но имеют одно и то же значение. Например, слова «приятель», «товарищ», «напарник» обозначают «друг». Или же боец, солдат, воитель означают «воин».

Имена объектов человек использует при общении, а понятия – при размышлениях. Поэтому говорят, что понятие – это форма мышления.

Понятие образуется при помощи следующих процессов: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Эти процессы являются основными логическими приёмами формирования понятий. Разберёмся более подробно.

Итак, анализ – это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.

Например, ромашка состоит из стебля, листков, сердцевины и лепестков. Таким образом мы провели с вами своеобразный анализ. Но необходимо запомнить, что сам анализ (разделение) происходит в мозгу человека и не виден для окружающих. А если из этих частей собрать цветок, то мы проведём синтез. Таким образом, синтез – это мысленное соединение в единые целые части объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.

Итак, следующий процесс – сравнение. Сравнение – это мысленное установление сходства или различия двух объектов по существенным или несущественным признакам.

Давайте мысленно сравним два цветка и ответим на вопрос: чем ромашка отличается от тюльпана? Посмотри на примере, верно ли вы ответили для себя на этот вопрос. Рассмотрим внимательно оба цветка. Итак, они отличаются формой листков, сердцевины и лепестков. Стебли у них относительно схожи. Таким образом мы произвели сравнение двух объектов.

Абстрагирование – это мысленное отделение необходимых в определённой ситуации признаков объекта от ненужных. Но чаще всего выделяются существенные признаки.

Решим задачу, чёрный автомобиль марки Фольксваген проехал 180 км за 3 часа. С какой скоростью он ехал?

Для решения данной математической задачи нам необходимо абстрагировать, то есть выделить существенные признаки процесса, который описан в задаче, а именно движения. К ним будут относится расстояние 180 километров и время 3 часа. Для того, чтобы определить скорость, нам необходимо расстояние разделить на время. Получим: 180 : 3 = 60 км\ч.

К несущественным признакам в данной ситуации относятся цвет и марка автомобиля, так как они не повлияют на решение задачи.

Следующий логический приём формирования понятий – обобщение. Обобщение– это мысленное объединение однородных объектов. То есть обобщить значит мысленно выделить в объектах общие признаки и на их основании объединить их друг с другом. Например, у тюльпана и ромашки есть стебель, листки, лепестки и сердцевина. Несмотря на то, что они различны по форме, по данным признакам мы их можем объединить в одно понятие «Цветы».

По итогам урока можно вывести своеобразную формула для формирования понятия.

Важно запомнить:

Признаки объекта делятся на существенные и несущественные.

Понятие – это совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества объектов.

Анализ – это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.

Синтез – это мысленное соединение в единые целые части объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение – это мысленное установление сходства или различия двух объектов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование – это мысленное отделение необходимых в определённой ситуации признаков объекта от ненужных.

Обобщение – это мысленное объединение однородных объектов.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.