|
|||
Урок №188 Акыда. Исламское вероубеждение).. ое правило. «Ахлю-с-сунна уаль-джама’а убеждены, что отношение к изменяющимся событиям должно быть построено на понимании шариатских доводов и знании об обычаях Аллаха в отношении Его творений».Урок №188 Акыда (Исламское вероубеждение).
31-ое правило. «Ахлю-с-сунна уаль-джама’а убеждены, что отношение к изменяющимся событиям должно быть построено на понимании шариатских доводов и знании об обычаях Аллаха в отношении Его творений».
Всевышний Аллах сказал: «Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за сатаной».[Сура ан-Ниса, аят 83].
А также: «Это произошло потому, что Аллах не отменяет милость, которую Он оказал людям, пока они сами не изменяют того, что в их душах. Воистину, Аллах - Слышащий, Знающий».[Сура аль-Анфаль, аят 53].
А также: «Когда несчастье постигло вас после того, как вы причинили им вдвое большее несчастье, вы сказали: "Откуда все это?" Скажи: "От вас самих". Воистину, Аллах способен на всякую вещь».[Сура али ‘Имран, аят 165].
А также: «О мой народ! Пусть ваши разногласия со мной не обрекут вас на то, что постигло народ Нуха, или народ Худа, или народ Салиха. Народ Лута также недалек от вас». [Сура Худ, аят 89].
А также: «Этого не достичь посредством ваших мечтаний или мечтаний людей Писания. Кто творит зло, тот получит за него воздаяние и не найдет для себя вместо Аллаха ни покровителя, ни помощника».[Сура ан-Ниса, аят 123].
А также: «Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов - дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения. Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями». [Сура аль-Ан‘ам, аят 112].
А также: «Вот так в каждом селении Мы создавали главных грешников, чтобы они строили там козни. Однако они строят козни только против самих себя, но не ощущают этого». [Сура аль-Ан‘ам, аят 123].
А также: «Так Мы позволяем одним беззаконникам править другими за то, что они приобретают». [Сура аль-Ан‘ам, аят 129].
А также: «На тех, которые стали поклоняться тельцу, падут гнев их Господа и унижение в мирской жизни. Так Мы воздаем тем, кто измышляет ложь».[Сура аль-А‘раф, аят 152].
А также: «О те, которые уверовали! Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и тогда Он поведает вам о том, что вы совершали».[Сура аль-Маида, аят 105].
Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Всевышний Аллах сказал: "Позаботьтесь о себе. Если вы последовали прямым путем, то вам не причинит вреда тот, кто впал в заблуждение".[Сура аль-Маида, аят 105]. Этот аят не означает, что нужно оставить приказ одобряемого и запрещение порицаемого. Как пришло в известном хадисе, что Абу Бакр ас-Сыддикъ (да будет доволен им Аллах) сказал, стоя на минбаре посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): — О, люди, вы читаете этот аят, но неправильно понимаете его. Поистине, я слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если люди, видя порицаемое, не будут исправлять его, то вот-вот уже Аллах пошлет наказание, которое коснется их всех”.[Ахмад, 1/2, 5, 9]. Также и хадис абу Са‘лябы аль-Хушани о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если ты видишь алчность, которой покоряются, и страсть, за которой следуют, и каждый обладатель мнения доволен своим мнением, то тебе следует подумать о своей душе”.[Хадис слабый. См. «Сильсиля ад-Да‘ифа», 1025]. И это разъясняет хадис Абу Са‘ида, где пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой, а если не может рукой, то языком, а если не может языком, то сердцем, и это самое слабое проявление веры”. [Муслим, 49].
Когда грешники обретают силу и перестают прислушиваться к благочестивым, когда они вредят тем, кто запрещает им порицаемое, тогда с людей спадает обязанность порицать языком, а остается только порицание сердцем. Однако, в этом аяте есть великие пользы: Во-первых, аят указывает на то, что верующий не должен бояться неверующих или лицемеров, так как они не причинят ему вреда, если он последовал прямым путем. Во-вторых, верующий не должен печалиться или отчаиваться из-за тех, кто впал в заблуждение. Поистине, их грехи не повредят ему, если он последовал прямым путем. А печаль по причине того, что не может тебе повредить, является напрасной печалью. На это указывается в словах Аллаха: "Посему терпи, ибо твое терпение - только от Аллаха. Не скорби по ним и не печалься от того, что они ухищряются".[Сура ан-Нахль, аят 127]. В-третьих, верующий не должен склоняться к ним и устремлять свой взор на то, что дано им из власти и имущества. Всевышний Аллах сказал: "Не заглядывайся на блага, которыми Мы наделили некоторых из них, и не печалься о них".[Сура аль-Хиджр, аят 88]. Всевышний Аллах запретил печалиться о них и устремляться к тому, чем они владеют. Всевышний Аллах запретил бояться их.
В-четвертых, нельзя покушаться на грешников большим чем то, что установил шари‘ат. Это касается ненависти к ним, порицания их, запрещения им чего-то, бойкота, наказания и так далее. Всевышний Аллах сказал в этом аяте: "Позаботьтесь о себе". А также в другом аяте: "И пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости".[Сура аль-Маида, аят 8]. А также: "Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников".[Сура аль-Бакара, аят 190]. А также:"Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками". [Сура аль-Бакара, аят 193].
Поистине, многие призывающие к одобряемому и запрещающие порицаемое переходят границы Всевышнего Аллаха: либо по причине невежества, либо по причине несправедливости. И здесь нет разницы, порицают они неверующих, лицемеров, нечестивцев или грешников.
В-пятых, приказ одобряемого и запрещение порицаемого делается на основании шари‘ата. Это делается на основании знания, мягкости, терпения, правильного намерения и умеренности. Это — пять вещей, которые можно почерпнуть из данного аята тем, кто приказывает одобряемое и удерживает от порицаемого.
В этом аяте есть еще один смысл. Человек должен прежде всего думать о самом себе, требуя знания и совершая деяния. Он должен отвернуться от того, что его не касается. Ведь, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Из числа проявления человеком хорошего Ислама – его отказ от того, что его не касается".[ат-Тирмизи, 2317; Ибн Маджах, 3976]. Особенно это касается того, что человек проявляет чрезмерное любопытство относительно религиозности кого-то или его мирской жизни. Особенно, если он говорит о ком-то из-за зависти или желания лидерства. Либо этот человек несправедлив, либо он является глупцом, которому нечего делать. И как часто шайтан представляет это человеку в таком виде, будто он занимается призывом к одобряемому и запрещением порицаемого, делает джихад на пути Аллаха, хотя на самом деле это является беззаконием и посягательством. Задумайся же об аяте, тогда найдешь в нем много полезных для человека вещей!
Если ты рассмотришь те разногласия, что произошли в общине среди ученых, простых поклоняющихся, правителей и лидеров, то увидишь, что это происходит либо на основании неправильного понимания, либо вообще без этого. Например, джахмиты посягнули на приверженцев сунны, в частности на имама Ахмада, в вопросах атрибутов Всевышнего Аллаха и вопросах Корана. Так приверженцы нововведений покушались на имамов сунны очень часто. Например, насыбиты покусились на ‘Али и семейство пророка (мир ему и благословение Аллаха). Или, уподобляющие Аллаха творениям (мушабиха), посягнули на тех, кто очищает Аллаха от подобия. Или, некоторые из числа суннитов посягают друг на друга. Или, сунниты переходят границы в отношении нововведенцев. Об этом излишестве говорится в словах Аллаха: "Господь наш! Прости нам наши грехи и излишества, которые мы допустили в нашем деле".[Сура али ‘Имран, аят 147]. С другой стороны, этому противостоит упущение людей в отношении истины, в отношении того, что им приказано из призыва к одобряемому и запрещения порицаемого. Прекрасно сказали некоторые саляфы: "Что бы ни приказал Аллах, обязательно шайтан противопоставляет этому две вещи: чрезмерность или упущение".
Тому, кто помогает совершать грехи и преступления, противостоит человек, который не помогает совершать благочестивые и богобоязненные поступки. Или, человек, который совершает то, что ему приказано, но при этом, совершая также и много того, что запрещено, — ему противостоит человек, который не совершает много запретного, но при этом не совершает некоторых вещей, приказанных ему. Пусть Всевышний Аллах направит нас на прямой путь! Нет силы и мощи, кроме как с Ним!». [См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 14/479].
|
|||
|