|
|||
Урок 1 Природа и человекУрок 1 Природа и человек
Человек и природа неразделимы, человек — неотъемлемая часть природы и не может существовать вне её. Однако для обеспечения своей безопасности и благополучия человек создал искусственную среду обитания и постоянно совершенствует её: построил города, развил комплексную систему жизнеобеспечения и удовлетворения своих потребностей. При этом человек отделился от естественной природной среды и, проводя большую часть времени вне природы, начал утрачивать способность общаться с ней. Но все блага цивилизации не могут заменить то, что даёт человеку общение с природой. Чем больше благ предоставляет нам цивилизация, тем сильнее мы нуждаемся в общении с естественной природной средой для восстановления своих духовных и физических сил. Чистый лесной или горный воздух, солнечный свет, естественные водоёмы — к этому стремится человек, чтобы укрепить своё здоровье и отвлечься от городской сутолоки. Те, кто ходил в походы, знают, что общение с природой помогает человеку формировать выдержку, уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями, анализировать обстановку, самостоятельно принимать решения и мобилизовать себя на их выполнение. В процессе общения человека с природой происходит совершенствование его физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты. В то же время любое пребывание человека на природе требует подготовки. Живя в городе, человек привыкает пользоваться определёнными благами цивилизации. Это различные виды общественного транспорта, это тепло, электричество, вода, газ в доме, это телевизор и радио, это телефон, служащий для общения с другими людьми. Чтобы попасть в какое-либо место в городе, можно воспользоваться общественным транспортом или такси — достаточно знать название или расположение улицы и номер дома. В природной среде всё иначе. Чтобы правильно перемещаться в желаемом направлении, надо знать, как ориентироваться на местности. Чтобы прожить на природе хотя бы один день, нужно уметь обеспечить себя пищей и водой, а в некоторых случаях соорудить для себя временное укрытие от непогоды. Необходимо знать особенности того места, где вы планируете организовать свой отдых (горы, лес, вода), соблюдать правила безопасного поведения, уметь оказывать первую помощь. Одним из видов отдыха на природе является активный туризм. К активному туризму относятся все виды туристических путешествий, которые характеризуются активным способом передвижения по маршруту, когда турист для передвижения затрачивает собственные физические усилия. К таким видам туризма относится большинство видов самодеятельного туризма1. Это могут быть походы выходного дня, а также спортивные пешие, лыжные, горные, водные и велосипедные походы. Обо всём этом вы узнаете в разделе первом учебника. Мы разберём наиболее характерные, часто встречающиеся ситуации и правила безопасного поведения в них. Вы же, используя этот материал, должны постепенно формировать свои умения и навыки общения с природной средой в различных условиях местности и климата с учётом своих индивидуальных особенностей и возможностей. 1. Каковы основные трудности, с которыми может встретиться неподготовленный человек в природных условиях? 2. Почему в настоящее время стал так привлекателен активный отдых на природе? 3. В каких местах на природе (лес, горы, вода) вам нравится отдыхать и почему? Самодеятельный туризм — это многодневные и однодневные путешествия, которые организуются силами и средствами самих участников. После уроков Почему человек должен беречь окружающую его природную среду?Составьте на эту тему небольшой рассказ (5—10 предложений). Запишите его в дневник безопасности. Начните вести дневник безопасности: в течение года описывайте там различные ситуации, которые случаются с человеком в природных условиях. Факты можете взять из прочитанных книг (например, из романов Ж. Верна «Таинственный остров» и Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»), сети Интернет, газет, журналов и, конечно, из личного опыта. Кроме краткого описания ситуации, дайте оценку поведения в ней героя рассказа или вашего поведения и сделайте вывод: что было сделано верно, а что неправильно.
|
|||
|