Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок №192 Акыда. Исламское вероубеждение).. ое правило.. Обязательность предостережения мусульман от книг, содержащих ересь (бид’а)».



Урок №192 Акыда

(Исламское вероубеждение).

 

 

35-ое правило.

«Обязательность предостережения мусульман от книг, содержащих ересь (бид’а)».

Всевышний Аллах сказал: «Среди них есть такие, которые искажают Писание своими языками, чтобы вы приняли за Писание то, что не относится к Писанию. Они говорят: "Это - от Аллаха". А ведь это вовсе не от Аллаха! Они сознательно возводят навет на Аллаха».[Сура али ‘Имран, аят 78].

 

А также: «О Посланник! Пусть тебя не печалят те, которые стремятся исповедовать неверие и говорят своими устами: "Мы уверовали", - хотя их сердца не уверовали. Среди исповедующих иудаизм есть такие, которые охотно прислушиваются ко лжи и прислушиваются к другим людям, которые не явились к тебе. Они искажают слова, меняя их местами, и говорят: "Если вам дадут это, то берите, но если вам не дадут этого, то остерегайтесь". Того, кого Аллах желает подвергнуть искушению, ты не властен защитить от Аллаха. Их сердца Аллах не пожелал очистить. В этом мире их ожидает позор, а в Последней жизни им уготованы великие мучения». [Сура аль-Маида, аят 41].

 

Был спрошен шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) о воине, который стал переписывать «ас-Сахих» имама аль-Бухари и имама Муслима, а также Коран: «Этот воин имел намерение собрать хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха) и переписать Коран. Он строит по этому поводу далекие планы. Является ли это грехом?»

 

А также ибн Теймийи задали второй вопрос: «Какой тафсир ближе к Корану и Сунне? Тафсир аз-Замахшари, аль-Куртуби, аль-Багъауи или какой-то другой?»

 

Затем ему задали третий вопрос: «Если человек переписывает для себя или для продажи такие книги, как "Ихъйа ‘улюм ад-Дин" или "Къут аль-Къулюб", или "аль-Мантыкъ", получит ли он награду?»

 

Шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) ответил:

«На этом человеке нет греха за то, что он делает, переписывая шариатское знание. Переписывание Корана, хадисов и правильных тафсиров относится к величайшим видам приближения к Аллаху и покорности Ему.

Что же касается тафсиров (толкований Корана), которые есть у людей, то самый достоверный из них, это тафсир Мухаммада ибн Джарира ат-Табари. Ведь, он упоминает в своем тафсире высказывания саляфов с достоверными иснадами. В этом тафсире нет нововведений. В нем не передают сообщений тех, кого обвинили во лжи, как Мукатиль ибн Сулейман и аль-Кальби. А вообще, тафсиров, которые переданы с иснадами, много: тафсир ‘Абду-р-Разакъа, тафсир ‘Абда ибн Хумейда, тафсир Уаки‘а, тафсир ибн Аби Шейбы, тафсир Ахмада ибн Ханбаля, тафсир Исхакъа ибн Рахауейха.

 

Что же касается тех тафсиров, которые вы упомянули, то меньше всего нововведений и слабых хадисов в тафсире аль-Багъауи, который является сокращенной версией тафсира ас-Са‘ляби. Имам аль-Багъауи удалил из него выдуманные хадисы и нововведения, которые там содержались. Что касается ас-Са‘ляби, то у него не было нововведений, если только он не упоминал какое-то мнение, слепо следуя за ним.

Есть также тафсиры аль-Уахиди, такие как "аль-Басит", "аль-Уасит", "аль-Уаджиз", и в них есть большая польза. Но вместе с этим, в них много выдуманных сообщений.

Что же касается тафсира аз-Замахшари, то он полон ереси и построен на пути му‘тазилитов. В нём отрицаются атрибуты Аллаха, отрицается то, что верующие увидят Аллаха, говорится о сотворении Корана, отрицается воля Аллаха, и упоминаются другие подобные вещи из основ му‘тазилитов.

 

Что же касается основ му‘тазилитов, то их пять. Они называют их единобожие, справедливость, место меж двух мест, осуществление угрозы, приказ одобряемого и запрещение порицаемого. Под единобожием они имеют в виду отрицание атрибутов Всевышнего Аллаха. Под справедливостью они имеют в виду неверие в предопределение. Они отрицают то, что деяния рабов созданы Аллахом, отрицают Его желание (ирада), отрицают Его могущество. Среди них есть и такие, кто отрицает изначальное знание Всевышнего Аллаха и запись Им Своего знания в хранимой скрижали. Что же касается их принципа «место меж двух мест», то они имеют в виду, что нечестивец (фасикъ) не является ни верующим, ни неверным. Что же касается их принципа «осуществление угрозы», то они имеют в виду, что грешники из этой общины навечно останутся в Аду, подобно тому, как сказали об этом хариджиты. Что же касается их принципа «приказ одобряемого и запрещение порицаемого», то они имеют в виду дозволенность выхода против правителя и сражения с ними мечом.

 

Именно этими основами переполнена книга аз-Замахшари. При этом он использовал такие выражения, что многие люди даже не заметили, что речь идет о заблуждении. Кроме того, в этом тафсире много выдуманных хадисов и очень мало слов сподвижников и таби‘инов.

Что касается тафсира аль-Куртуби, то он намного лучше, чем тафсир аз-Замахшари. Он ближе к Корану и Сунне и дальше от нововведений. Хотя и в этой книге есть то, что может быть подвергнуто критике. Но нужно быть справедливым в оценке и отдавать должное.

Что касается тафсира ибн ‘Атыйй, то он лучше, чем тафсир аз-Замахшари. Он более достоверен и подальше от нововведений, хотя и в нем есть некоторые нововведения.

Что же касается тафсира ибн Джарира, то он самый достоверный из всех».

[См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 13/387].

 

Также он ответил и на третий вопрос:

«Что же касается книги "Къут аль-Къулюб" и "Ихъйа ‘улюм ад-Дин", то в них говорится о деяниях сердец. Говорится о терпении, благодарности, любви, уповании, единобожие и так далее. Абу Талиб (автор "Къут аль-Къулюб") лучше знает о хадисах и словах ученых суфиев, чем абу Хамид аль-Гъазали (автор "Ихъйа ‘улюм ад-Дин"). Его речь лучше и подальше от нововведения.

В то же время, в книге "Къут аль-Къулюб" есть слабые и выдуманные хадисы, и еще много отвергаемых вещей.

Что касается "Ихъйа ‘улюм ад-Дин", то в главе о губительных вещах говорится о высокомерии, показухе, зависти и так далее, и многое из этого взято из книги аль-Хариса аль-Мухасаби «ар-Ри‘айа». В "Ихъйа ‘улюм ад-Дин" есть то, что можно принять, есть то, что нужно отвергнуть, а также есть спорные вопросы.

В этой книге есть много полезного, но в то же время и много порицаемого, как приведение слов философов о единобожии, пророчестве, Судном Дне. Имамы религии высказали порицание Абу Хамиду за эту книгу. Они сказали, что книга "аш-Шифа" заразила книги Абу Хамида аль-Гъазали. А "аш-Шифа" — это книга ибн Сины (Авиценны) по философии. Также в книге "Ихъйа ‘улюм ад-Дин" есть слабые хадисы, а также много выдуманных. В ней есть различные небылицы суфистов и их заблуждения. В то же время в этой книге есть правильные слова некоторых суфийских шейхов, которые правильно ориентировались в деяниях сердец и их слова соответствовали Корану и Сунне». [См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 10/552].

 

Также ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Что касается "ас-Сахиха" аль-Бухари и "ас-Сахиха" Муслима, то нет под небесным сводом более достоверных книг после Корана, чем эти.

А после них идет книга, объединившая эти два "ас-Сахиха", которая называется "аль-Джам‘у бейна ас-Сахихейн" имама аль-Хумейди и ‘Абдуль-Хакка аль-Ишбили.

После этого идут книги "ас-Сунан", такие как "Сунан аби Дауд", "Сунан ан-Насаи", "Джами‘ ат-Тирмизи".

Также сюда можно отнести такие книги, как "Муснад аш-Шафи‘и", "Муснад имама Ахмада" и "Муватта" Малика. В книге "Муватта" имама Малика есть хадисы, асары и многое другое, и она относится к величайшим книгам. Имам аш-Шафи‘и сказал: «Нет под небесным сводом более достоверной книги после Корана, чем "Муватта" Малика». Имея в виду то, что нет более достоверной книги, построенной по такому же принципу, как построил Малик. Ранние ученые объединяли в одной главе то, что передано от пророка (мир ему и благословение Аллаха), от сподвижников и от таби‘инов. В их время не было написано книг со своими собственными мнениями, которые сейчас называют книгами по фикху». [См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 18/74].

 

Также ибн Теймийа(да смилуется над ним Аллах) сказал:

«Что касается книг по логике (мантыкъ), то они не несут в себе знания, которое приказано в шари‘ате. Хотя некоторые люди, основываясь на своем личном мнении, говорят, что изучении логики (мантыкъ) является коллективной обязанностью (фард уль-кифайа). Некоторые даже сказали, что другие науки не могут существовать без логики. Об этом заявил Абу Хамид. Но это является великой ошибкой, как с точки зрения разума, так и с точки зрения шари‘ата.

 

Что касается разума, то для разумного человека предельно очевидно, что все люди, основавшие какие-то науки, основали их без греческой логики. Что касается шари‘ата, то точно известно в религии Ислам, что Всевышний Аллах не вменил в обязанность верующим изучение греческой логики. Что касается самой логики, то что-то в ней правильно, а что-то является ложью. Что касается правильных вещей в ней, то большинство из них бесполезно. Что же касается того из логики, в чем человек нуждается, то люди со здоровым естеством итак об этом знают. Глупец не получит от этой науки никакой пользы, а умному она итак не нужна. Если же за эту науку возьмется невежда, то вред от этого превысит пользу». [См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 9/269].

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.