|
|||
Глава 3. Охрана труда и права работников лесного хозяйстваГлава 3. "Охрана труда и права работников лесного хозяйства" 1. Социально ориентированное лесоуправление — деятельность по заготовке, переработке и воспроизводству лесных ресурсов, при которой население получает выгоды от пользования лесами в долгосрочной перспективе. 2. В зависимости от отношения к лесу и представлений о нем можно выделить следующие группы населения: · горожане — сельские жители (можно еще выделить особую группу «дачников»); · люди с разным уровнем образования и доходов; · представители коренных народов, ведущие традиционный образ жизни, — пришлое население (в местах исконного проживания коренных народов); · работающее население — домохозяйки и пенсионеры; · охотники и рыболовы — люди, чей отдых или заработок не связан с пребыванием в лесу. 3. Леса вблизи крупных городов имеют для горожан первостепенную важность как основа поддержания требуемого качества окружающей среды и место отдыха населения. Леса в сельской местности, где нет производства, могут быть единственным источником доходов населения. Леса для коренных народов являются основой существования. Охотники относятся к лесу как к источнику добычи пропитания и трофеев, а также воспринимают его как развлечение. 4. Социально значимые леса можно подразделить на следующие группы: · хозяйственные (места сбора недревесные и пищевых ресурсов, рыбной ловли и охоты, отдыха, делянки для заготовки леса местным населением); · культурные и религиозные (святые рощи, боры, родники, часовни, кресты и т. д.); · исторические (памятники, старые кладбища, воинские захоронения, археологические памятники, в том числе курганы, сопки, стоянки древнего человека и т. д.). 5. Хозяйственные- В Г Культурные и религиозные- А Д Исторические- Б Е 6. Право граждан на благоприятную окружающую среду (неотъемлемой частью которой является лес и состояние которой во многом зависит от него) закреплено в Конституции РФ. Ее статья 42 гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В соответствии с Лесным кодексом граждане имеют право на свободное и бесплатное пребывание в лесах, а также на свободный и бесплатный сбор грибов, ягод и орехов в некоммерческих целях. Лесной кодекс предоставляет гражданам право заготавливать на льготных условиях древесину для собственных нужд — дрова и материалы для строительства. Граждане имеют право обращаться в органы управления лесами и другие государственные органы, так или иначе связанные с лесом, и требовать объяснений или принятия мер по интересующим их вопросам или проблемам. Это предусмотрено специальным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 7. Работу по сохранению лесов и внедрению устойчивого лесоуправления в России ведут международные и российские НПО, такие как Всемирный фонд дикой природы (WWF России), Гринпис России, Международный социально-экологический союз (МСоЭС), Центр охраны дикой природы (ЦОДП) и др. Они работают в различных направлениях, к которым относятся: · организация научной и научно-практической деятельности, направленной на сохранение биоразнообразия и внедрение элементов устойчивого лесоуправления в практику; · экологическое информирование органов власти и бизнеса; · организация общественных кампаний в поддержку экологически ответственных решений, инициатив за отмену нерациональных решений; · вовлечение населения в процесс лесоуправления, поддержка и развитие гражданских инициатив; · экологическое просвещение населения и др. 8. С целью информирования населения о новых рубках в Прилузском районе Коми выходит ежемесячное приложение к районной газете, посвященное лесам. При поддержке администрации района создан клуб «Шувгы, парма» («Шуми, тайга»). На встречах и выездных заседаниях клуба в неформальной обстановке сельские жители могут задать вопросы непосредственно представителям лесничества, районной и сельской администрации, лесного бизнеса и обсудить с ними свои проблемы. Для постоянной связи населения с работниками лесничеств организована телефонная «горячая линия», ее номер регулярно публикуется в районной газете. На примере модельного леса «Прилузье» в республике была отработана схема выявления и последующей охраны мест массового сбора грибов и ягод. В ходе реализации лесных реформ последних лет по инициативе органов управления лесами во всей республике были выделены так называемые социальные леса. 9. Согласно определению, одобренному Рабочей группой ООН по коренным народам в 1989 г. Выделение коронных народов происходит по следующим критериям: · потомки народов, которые полностью или частично населяли какую-либо территорию в период, когда представители иных культур или этнических общин пришли туда из других частей света, завоевали местное население и путем захвата, заселения или иными средствами низвели его до подчиненного или колониального положения · в настоящее время в большей степени придерживаются своих собственных социально-экономических и культурных обычаев и традиций, чем обычаев и традиций страны, в которой они сейчас проживают и государственные институты которой основаны главным образом на национальных, социальных и культурных традициях той части населения страны, которая является в ней большинством 10. Во-первых, планируемые лесохозяйственные мероприятия не должны приводить к истощению природных ресурсов (например, промысловых животных), которые используют коренные народы, нарушать их права и ухудшать условия жизни. Если такое все же происходит, то предприятиям следует компенсировать местному населению нанесенный ущерб, в том числе вследствие потерь ресурсов (например, уничтожения ягодников) или ухудшения их качества (например, воды). Во-вторых, необходимо сохранять отдельные участки, имеющие особую (культурную, экологическую, экономическую, религиозную и др.) ценность для коренных народов. Такие места должны быть выявлены на стадии планирования лесохозяйственной деятельности путем консультаций с представителями коренных народов, взяты под охрану, а проводимые мероприятия не должны угрожать их состоянию. В-третьих, коренные народы должны получать компенсацию за использование их традиционных знаний о лесных видах растений и животных и способах ведения хозяйства. Размер этой компенсации необходимо определять при их свободном и осознанном участии и официально согласовывать с ними до начала лесохозяйственной деятельности. 11. Общинное лесное хозяйство — это деятельность общин (групп людей, объединенных местом их проживания и общими интересами) по использованию экономических, социальных, природоохранных и других возможностей, предоставляемых местными ресурсами леса. Современное общинное лесное хозяйство в России имеет направления, связанные с обеспечением занятости местного населения – это одна из важнейших проблем. Общинное лесное хозяйство сейчас может ставить перед собой новые цели, например, развитие устойчивого использования недревесных и пищевых ресурсов леса, энергетические (производство биотоплива) или природоохранные. Канада и Британская Колумбия имеют следующие цели общинного лесного хозяйства: · Устойчивое управление лесами. · Обеспечение участия сообщества в лесоуправлении. · Обеспечение рекреационного использования лесов, · Экономический рост и увеличение числа производств и номенклатуры товаров и услуг. · Более полное использование недревесных ресурсов леса. · Образование и просвещение, связанное с лесом. · Сохранение биологического разнообразия и природных объектов. · Финансовые выгоды для сообщества. · Увеличение площади лесов, предназначенных для рубок на основе расчетной лесосеки. · Обеспечение переработки ресурсов леса для увеличения добавочной стоимости. 12. Цели агролесоводсва: · Использование территории для совместного производства сельскохозяйственных культур · Выпас скота · Использование зелёной массы древесных растений в качестве продуктов питания или на корм скоту · Снабжение населения мелкотоварной древесиной и дровами · Развитие туризма и отдыха 13. Основные требования, предъявляемые работодателю, сводятся к следующему: · обеспечить приоритетное внимание к жизни и здоровью работников · организовывать периодические медицинские осмотры при наличии вредных условий труда · снабжать работников спецодеждой спецобувью, средствами индивидуальной защиты · работодатели должны информировать их о нормативных требованиях к условиям труда, · режиме труда и отдыха, льготах и компенсациях, средствах индивидуальной защиты, праве на добровольное страхование от временной нетрудоспособности, профессиональных заболеваний и отравлений и т. п. · согласно российскому законодательству работодатели должны за счет средств организации заключать договоры об обязательном медицинском страховании своих работников, страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний · Если работник получает травму на производстве, следствием чего становится стойкая потеря трудоспособности, работодатель должен возместить моральный вред за счет средств организации 14. Причиной нарастания социальной напряжённости в 1990-х годах является отсутствие возможности стабилизировать производство лесной продукции. Главным образом это происходит из-за трансформации управления лесопромышленным комплексом на всех уровнях, в связи с чем были утрачены производственные, технологические и кооперативные связи. 15. Лесоуправление должно быть организовано таким образом, чтобы не ухудшались условия жизни людей, взаимоотношения между местными жителями, администрацией и бизнесом, не истощались лесные ресурсы и не снижалась занятость населения. Поэтому необходимость учета различных социальных аспектов лесоуправления во всем их многообразии — обязательная составляющая организации устойчивого управления лесами на всех уровнях. Работодатель должен обеспечить своим работникам достойные зарплату, условия труда, заботиться о повышении их квалификации. Решение о том, кто и как может использовать лесные ресурсы и получать в результате этого выгоду, должно приниматься с учетом интересов различных групп граждан. Особую ценность приобретает умение разрешать возникающие при этом конфликты. Для этого необходимо хотеть и уметь выслушивать другие стороны (работников, местных жителей, общественные организации), учитывать их мнение, достигать взаимоприемлемых соглашений путем переговоров, налаживая таким образом партнерство и сотрудничество между всеми участниками лесных отношений.
|
|||
|