|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД. 7-8 класс. Время выполнения-2 часа
ВОПРОС №1 Расставьте ударения в следующих словах. Поняла, договор, языковое явление, приняла, обеспечение, дефис. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС № 2 Посмотрите на транскрипцию: [д__́ м]. 1. При подстановке каких звуков могут получиться существующие в русском литературном языке слова? Запишите звуки. Запишите слова средствами русской графики. 2. Что объединяет эти звуки? 3. Какими частями речи может являться каждое из них? 4. Какой звук не может быть произнесён на месте пропуска? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС № 3 В "Большой энциклопедии" 1901 – 1904 гг., изданной под редакцией С. Н. Южакова, приведена следующая статья: " __ – тридцатая буква русскаго алфавита, тридцать первая славянскаго кириллическаго (числ. значенія не имѣетъ) и славянскаго глаголическаго (числ. значенія не имѣетъ); въ русск. языкѣ гласный звукъ, выговариваемый как е, болѣе постоянный и менѣе смягчающій предшествующій согласный звукъ; въ слав. языкѣ произношеніе не вполнѣ установлено (какъ долгое е, или какъ дифтонгъ ай, ей)". В ходе орфографической реформы 1917 – 1918 гг. данная буква была устранена из русского алфавита. О какой букве идёт речь? (В ответе укажите её начертание и название). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС № 4 Замените заимствованные слова русскими синонимами. Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС № 5 Укажите, какие слова имеют одинаковое окончание. Ковров, голов, столов, коров, основ, степей, ножей, юношей. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС № 6 Правильно ли выражена мысль в следующих предложениях? Какие здесь допущены ошибки? Исправьте их. Запишите предложения в исправленном виде. 1) Расскажи кратко свою автобиографию. 2) В этом зелёном массиве появились первые грибы. 3) Рабочий клуб был красочно оформлен наглядной агитацией. 4) Благодаря сильным морозам посевы озимой пшеницы погибли. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС № 7 Чем отличаются фразеологические обороты от крылатых выражений?____________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Определите, в каких предложениях присутствуют фразеологизмы, а в каких – содержатся крылатые выражения. Укажите номера этих предложений:___________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1. В Петербурге исправников этих как собак нерезаных. 2. Не гнутся ли козаки? – Есть ещё, батько, порох в пороховницах. 3. Коли раздавят, туда и дорога, – промолвил Базаров. – Только бабушка ещё надвое сказала. Нас не так мало, как вы полагаете. 4. Подписано, так с плеч долой. 5. Про Феклисту тоже неладно начинают поговаривать, хоть в глазах девка и смирная – воды не замутит. 6. Нашему забору двоюродный плетень? – грубо ответила Ильинична, негодующе глянув в ненавистное ей лицо Кошевого. 7. И дым Отечества нам сладок и приятен. 8. Ждала Марфа отца и ждать отказалась, уж замуж успела выйти, мужа к себе приняла, а он как в воду канул. 9. Как бы нам тут дров не наломать. 10. Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. В предложениях с фразеологическими оборотами замените эти обороты синонимичными фразеологизмами:_____________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ВОПРОС № 8 Прочитайте фрагмент письма Н.С. Лескова П.К. Щебальскому, историку, писателю, чиновнику особых поручений при Главном управлении цензуры, редактору "Варшавского Дневника": "Смех и горе" в отдельном издании уже заказаны в типографии Каткова, и Лавров прислал мне два первых листа корректуры, но на том все и стало. Прошу Вас: узнайте, пожалуйста, что сей сон обозначает? "Смех и горе" и здесь возбуждает у всех большое сочувствие. Могу сказать, что ни одна моя работа не шла при таком полном внимании читателей, как эта, которую "миф" "Русского вестника" продержал год под столами, все норовил откатнуть её ногой. Выскажите своё суждение о способе образования, значении и стилистической окраске глагола откатнуть в этом контексте, учитывая наличие в текстах Н. С. Лескова таких единиц, как катковщина, каткист, катковствовать. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВОПРОС № 9 Прочитайте текст и выполните задания к нему. В лѣто 7111го бысть грѣхъ ради нашихъ моръ лютъ зело во граде Смоленску и во странахъ его. И толико множество помроша людей, елико и погребати не успеваху ихъ. [из Хронографа 1617 года] 1. Во втором предложении мысль о конце жизни выражена словами _____________ ___________________. Укажите историческое чередование согласных _________________ в корне слова ________________, которое является частью подлежащего во втором предложении, приведите однокоренное ему слово в современном русском языке с другим согласным из указанного чередования _________________. Найдите в тексте два однокоренных слова, входящих в тот же этимологический* ряд, что и современное слово смерть? __________________________________________________ ___________________________________________________________________________. 2. В анализируемом отрывке в ближайшем контексте найдите два существительных в одном и том же падеже и одной и той же синтаксической функции с одинаковыми корневыми сочетаниями _________________________, укажите слово-параллель в начальной форме с исконно русскими соответствиями в том же корне для каждого слова ___________________________________________________________________________. Для первого слова в найденном контексте подберите два существительных, в первом из которых есть приставка со значением приближения __________________________ ________________, а во втором когда-то была приставка со значением полного охвата пространства ________________________________________________________________. От первого русского слова в искомом контексте образован глагол_______________ _____________, входящий в состав фразеологизма__________________________________ _________________________________со значением «говорить вздор». 3. В современном русском языке есть два существительных, корни которых содержат историческое чередование звуковых сочетаний и во множественном числе в именительном падеже заканчиваются на -е. Назовите эти слова ___________________________________________, определите суффикс, который эти слова имеют в форме единственного числа __________________, определите значение каждого из этих слов_________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. *Этимологический ряд, или гнездо – это совокупность слов, происходящих от одного и того же корня, но разошедшихся со временем в лексическом значении.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|