Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Книги. Электронные ресурсы



 

Задача. Внимательно прочитайте фрагменты текста из «Русской Правды».

98. А се о задницѣ. Аже будуть робьи дѣти у мужа, то задници имъ не имати, но свобода имъ с матерью.
108. О задницѣ. Аже братья ростяжють перед княземь о задницю, то которыи дѣтьскии идѣть ихъ дѣлить, то тому взяти гривна кунъ.

Попробуйте понять, что означает выделенное слово? Обратите внимание на контекст.

Задача. Прочитайте текст и выполните задания.

Сѣдящю старець в келии своеи, приде гласъ, глася: «Приди, да покажю ти дѣла человечьска». И въставъ, изиде, и веде и́ на едино мѣсто, и показа ему мюрина*, сѣкуща дрова и сътвориша бремя велико. Покушашеся же ся понести еи, не можаше, и, еже бы уяти от него, шедъ пакы сѣчаше дрова и прилагаше къ бремени, се же мъногажды творяше.
* Мюрина — мурин, арап.

1. В тексте употреблён глагол ______ с историческим корнем _____, этимологически родственный словам взимать, принимать. В этом глаголе можно выделить приставку ___ со значением __________. (Вставьте пропущенные слова.)

2. Выделите корень в глаголе покушашеся. Какое чередование согласных наблюдается в этом глаголе? Прокомментируйте значение этого глагола в тексте и в современном русском языке.

3. Переведите текст на современный русский язык.

Задача. Существуют различные типы лингвистических словарей: толковые, словари иностранных слов, этимологические, орфографические, орфоэпические, фразеологические, словари синонимов, омонимов, антонимов, словари лингвистических терминов, синтаксические словари и др. Прочитайте словарные статьи.

1. ДИСК, -а, м. 1. _______________________________________ Д. для метания (спортивный снаряд). Д. автомата (магазин, вмещающий патроны). Магнитный д. в ЭВМ. Д. Луны (её видимая сторона). 2. То же, что пластинка (во 2 знач.). Модные диски. || прил. дисковый, -ая, -ое. Дисковая пила. Дисковая борона.

2. СВОДИТЬ КОНЦЫ С КОНЦАМИ. СВЕСТИ КОНЦЫ С КОНЦАМИ. Разг. 1. _______________________________________________________________ Семейство, видите, порядочное, а жили они одним жалованьем, кроме жалованья, неоткуда было получать им ни гроша, и поэтому можете легко поверить, что они едва сводили концы с концами, и от жалованья не оставалось ни копейки (Чернышевский. Теория и практика). Содержатели частных театров так бедны, что едва сводят концы с концами; плата авторам должна окончательно разорить их (А. Островский. Проект законоположений о драматической собственности). 2. С трудом соединять различные части какой-либо работы. Первый раз пишу большую книгу и ещё не умею свести концы с концами (П. Павленко. Письмо А. М. Горькому, 9 ноября 1935).

Назовите тип лингвистического словаря, из которого могла быть взята каждая статья. В первой статье пропущено первое значение слова диск. Заполните пропуск. Во второй статье пропущено первое значение выделенного оборота. Заполните пропуск.

Задача. Заполните пропуски в таблице, в которой даны этимологически родственные слова.

Искомое слово Его значение Форма и количество букв
1) ? однократное действие, один случай в ряду однородных случаев существительное, м. р., 3 буквы
2) ? разделять на части инфинитив, 6 букв
3) ? непохожий, неодинаковый прилагательное, 6 букв
4) ? торговля поштучно, небольшими партиями существительное, ж. р., 7 букв
5) ? подвижный, весёлый прилагательное полное, 6 букв

Задача. Национальный корпус русского языка (НКРЯ) — это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку.

НКРЯ удобно использовать, чтобы искать контексты употребления языковых единиц, например фразеологизмов. Ниже приведены такие контексты.

Во всех примерах одного пункта пропущен один фразеологизм (грамматическая форма слов, входящих во фразеологизм, может быть различной). В каждом случае определите этот фразеологизм.

1) Она всех ____________ и про любовь одного рассказывала другому и смеялась над первым, потом с первым над вторым. [И.А. Гончаров. Обрыв (1869)] У меня такое впечатление, что его ____________ и что он не сумеет получить денег за продаваемые им рукописи. [Н.С. Трубецкой. Письма Р.О. Якобсону (1920–1938)] Нужно сказать честно, в чём дело, а не ____________ и отделываться обещаниями. [Юрий Трифонов. Утоление жажды (1959–1962)]

2) Вывешенная в богатой раме, на видном месте, она наглядно показывает каждому посетителю, что в жилах хозяина дома течёт ____________ рыцарей и королей! [Неизвестный. Вокруг света. В погоне за предками (1913.01.30) // «Трудовая копейка», 1913] Он был в элегантном тёмно-синем костюме, умело причёсан — волосок к волоску. ____________, белая кость — царская порода. [Родион Нахапетов. Влюблённый (1998)] А сам он был красавец, высокого роста, то, что мы называем «____________», и даже картавил как-то по-дворянски. [Юрий Башмет. Вокзал мечты (2003)]

Задача. Распределите данные ниже глаголы на две группы в зависимости от того, как связан их морфемный состав со способностью управлять предложно-падежными словоформами. Имейте в виду, что нужно учитывать многозначность слов.

Первой группой считается та, в которой будет слово различаться.

1) Различаться

2) Отличаться

3) Наговаривать

4) Отговаривать

5) Укатиться

6) Выйти

7) Сойти

8) Подвергнуть

9) Свергнуть

Книги

М. Фасмер, Этимологический словарь русского языка.

П. Я. Черных, Историко-этимологический словарь современного русского языка.

Современный русский литературный язык. Академический учебник. // Под ред. П. А. Леканта.

С. В. Князев, С. Б. Пожарицкая, Современный русский литературный язык. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

А. М. Камчатнов, История русского литературного языка. XI–первая половина XIX века.

О. Н. Зайцева, Олимпиады по русскому языку.

Электронные ресурсы

etymolog.ruslang.ru
Этимология и история слов русского языка

drevoslov.ru
Русский древослов — историко-словообразовательный словарь русского языка

ruscorpora.ru/new
Национальный корпус русского языка

vos.olimpiada.ru
Этапы всероссийской олимпиады в Москве

mos.ru/city/projects/mesh
Московская электронная школа

Последнее изменение: Четверг, 22 Октябрь 2020, 20:14

Задача. Сколько раз звуки, составляющие слово воз, встречаются при чтении пословицы На всякого мудреца довольно простоты? Какими буквами и в каких условиях эти звуки обозначаются на письме?

Задача. Прочитайте отрывок из романа В. В. Набокова и ответьте на вопрос.

Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по нёбу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.

Объясните, в чём заключается неточность описания произношения имени главной героини на русском языке?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.