Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Русская архитектура первой половины XIX века



 Тема: Русская архитектура первой половины XIX века

В начале XIX в. русская архитектура продолжает развиваться в стиле классицизма, но в завершающем его этапе – стиле ампир.

Как известно, первая половина XIX в. в России отмечена всеобщим подъёмом, связанным с победой в Отечественной войне 1812 г. Основные задачи архитектуры этого времени – решение градостроительных вопросов: в Петербурге создаются уникальные городские ансамбли, завершается планирование основных площадей (Дворцовой и Сенатской), а Москву интенсивно восстанавливают после пожаров 1812 г.

Во многом русский ампир опирался на античность в греческом варианте. Широко использовался суровый и лаконичный дорический (тосканский) ордер. Основные элементы ордера укрупняются, подчеркивается мощь гладких стен, арок и колоннад.

Главное место в строительстве этого времени занимают общественные сооружения. Крупнейшими архитекторами первой половины XIX в. были А.Н. Воронихин, Ф.И. Тома де Томон, А. Д. Захаров, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. Бове и др.

 

Андре́й Ники́форович Ворони́хин (1759-1814)

 

Неизвестный художник. Портрет А. Воронихина

Русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.

Был крепостным графа А. С. Строганова, отпущен на волю в 1785 г. Вместе с сыном графа Строганова посетил Францию и Швейцарию, где изучал архитектуру, механику и математику. Впоследствии получил звание академика живописи, а затем – академика архитектуры за проект колоннад в Петергофе.

 

Казанский собор

После Отечественной войны 1812 г. собор был признан памятником русской воинской славы. В 1813 г. здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Другое крупное сооружение Воронихина в Петербурге – здание Горного кадетского корпуса (позже института) на берегу Невы. Архитектурной доминантой его стал мощный 12-колонный портик.

 

Горный институт

Другие работы Воронихина: дом Государственного казначейства, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.

 

Андреян Дми́триевич Заха́ров (1761-1811)

С. Щукин. Портрет А.Д. Захарова

Работал в стиле ампир. Учился в Академии художеств, а также в Париже у Ж.Ф. Шальгрена, придворного архитектора Наполеона I. Достиг звания главного архитектора Морского ведомства в Петербурге, главного архитектора Гатчины.

Главное адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром I. В 1732-1738 гг. архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства.

К началу XIX в. архитектура Адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе. Возникла необходимость изменить облик здания, чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими архитектурными ансамблями, расположенными рядом.

В 1806-1823 гг. архитектор А. Захаров блестяще решил эту задачу. Он почти полностью перестроил Адмиралтейство, оставив лишь изящную башню со шпилем. На месте фортификационных сооружений у верфи был разбит бульвар (сейчас здесь Александровский сад). Новое грандиозное сооружение имело величественный облик и сохранило его центральное положение в городе: главные магистрали сходятся к нему тремя лучами.

Кораблик на шпиле здания Адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.