|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задания для обсуждения ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Задания для обсуждения 1.Всего Кантемир написал 9 сатир. Они делятся на 2 группы: 5 сатир, написанных в 1729-31 гг., до отъезда за границу и 4 сатиры заграничного цикла (1738-39 гг.). Между «русским» и «заграничным» периодами деятельности Канте мира существует общность и преемственность, что прогрессивные идейно-политические тенденции, определившиеся в ранний период, не только не были ослаблены в дальнейшем, но полу чили свое углубление и развитие.
«На хулящих учения. К уму своему» (Сатира I): касается проблемы просвещения, образования и науки, направлена против церковников, стремящихся установить допетровские порядки, в защиту просвещения.
«На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений» (Сатира II): проблема естественного равенство всех людей и сословий (знатный должен оправдать свое происхождение заслугами), антикрепостнические тенденции (гуманного обращения помещиков с их крестьянами).
«О различии страстей человеческих. К архиепископу Новгородскому» (Сатира III): проблема ханжество и невежество духовных лиц, обличается корыстолюбие и лицемерие врагов просвещения ― церковники, которые готовы восхвалять любого, кто дает деньги на церковь.
«О опасности сатирических сочинений. К музе своей» (Сатира IV): затрагивает этические проблемы и поднимается вопрос: нужно ли ещё писать сатиры?
«О воспитании. Никите Юрьевичу Трубецкому» (Сатира VII): проблема воспитания, содержится идея, что человек должен быть воспитан на ярком примере, так как он способен подражать, и этим свойством нужно воспользоваться в педагогических целях.
«На бесстыдную нахалчивость» (Сатира VIII): высмеивается нахальство и наглость.
«На состояние сего света. К Солнцу». В IX сатире Кантемир продолжает начатую еще в I сатире борьбу против невежественных взглядов церковников на мироздание в целом. 2.
3. История создания первой сатиры Кантемира до сих пор окончательно не прояснена. Известно, что ранняя редакция произведения была создана поэтом в 1729 году в Петербурге, в 1732–1738 годах в Лондоне она была существенно переработана, а окончательный вариант её сложился к 1743 году, в период пребывания Кантемира в Париже. Хрестоматийный текст сатиры, известный каждому образованному человеку, следует датировать не 1729 годом, как принято в учебной литературе, а концом 30-х — началом 40-х годов XVIII века, когда развитие русской поэзии определяли В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. С точки зрения литературного мастерства окончательная редакция первой сатиры превосходит сочинение начинающего поэта. Кантемир серьёзно изменил композицию произведения ("средник" сатиры стал состоять из трёх частей вместо двух) и систему образов (появилось деление героев на имеющих имена и безымянных). Кроме этого, в сатире активизировалась авторская позиция, ибо каждому из антигероев давалась нравственно или социально ориентированная характеристика. Образ епископа, ранее открывавший галерею "хулящих учения", видимо, по цензурным соображениям был перемещён в середину произведения, уступив место Критону. Однако это лишь усилило антиклерикальную направленность сатиры, так как часть архиерейских "речений" стала звучать из уст светского человека, вставшего на защиту традиционного уклада жизни, привилегий Церкви и священнослужителей. Изменение порядка следования образов привело к сближению первой и второй сатир Кантемира, подчеркнуло главную задачу их автора — воспитание русского дворянства. Традиционный образ скупца у Кантемира превращается в яркий, запоминающийся образ прагматично мыслящего русского помещика Силвана, сознательного "недоросля", радеющего только о собственной и сиюминутной выгоде. Опасность его для науки велика, ибо Силван осознаёт себя защитником государственных интересов: «Трудиться в том, с чего вдруг карман не толстеет, Гражданству вредным весьма безумством звать смеет»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|