Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 1.. ВВЕДЕНИЕ



Лекция 1.

ВВЕДЕНИЕ

История(от греч. Historia – рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях:

1) как процесс развития природы и человечества;

2) как система наук, изучающих прошлое природы и общества;

Объектом изучения историиявляется вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем.

Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса.

Историческая наука включает в себя всеобщую (всемирную) историю,в рамках которой изучается происхождение человека (его этногенез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций(отечественная история) с древнейших времён до наших дней. При этом учитывается её деление на историю:

а) первобытного общества

б) древнюю

в) средневековую

г) новую

д) новейшие

История – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр.

История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии ( дат) фактов, событий.

Отечественная история – научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов.

Любой грамотный человек должен знать историю своего Отечества.

Философские подходы к истории:

1) религиозный (теологический, провиденциальный):

Е.Н. Трубецкой – объяснение происхождения человечества, его развития божественной волей;

В.С. Соловьёв – постановка проблемы единства истории;

Н.Н. Филолетов – попытка постижения смысла истории и её назначения с божественной точки зрения;

2) естественно-научный (натуралистический):

а) географический детерминизм:

Ш. Монтескье – считал, что климат, почва и состояние земной поверхности являются решающими факторами, которые определяют дух народов, формы государственного устройства и законодательства, характер исторического развития;

Л.И. Мечников – особое значение придавал гидросфере. С нею связано его деление истории человечества на три периода: речные цивилизации (цивилизации, сложившиеся в бассейнах великих рек, - Египет, Китай, Индия и пр.), морские (Древняя Греция и др.), океанические (с открытием Америки);

б) демографический:

Т. Мальтус – решающее значение в истории имеет народонаселение. Прирост населения идёт в геометрической, а производство средств к жизни – в арифметической прогрессии. Необузданное размножение народа ведёт к нищете и бедности. К болезням и голоду, войнам и революциям;

в) этногенетический:

Л.Н. Гумилёв – различает социальную и этническую историю. Решающей причиной возникновения и развития этноса является пассионарность;

     3) социально-экономический (формационный):

К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и историки советского периода – человеческое общество в процессе своего развития проходит ряд стадий (формаций):

 - первобытно-общинную

 - рабовладельческую

 - феодальную

 - капиталистическую

 - коммунистическую

Формации различаются между собой способом материального производства, особенностями социально-политической организации общества. Недостатки этой теории заключаются в следующем:

а) преобладающее значение отдаётся экономическому фактору развития;

б) не учитывается специфика развития (каждая страна должна пройти все стадии развития);

4)культурно-исторический(культурно-цивили-зационный):

а) Дж. Вико, И.Г. Гредер, Г.В.Ф. Гегель – приоритетное развитие духовной сферы, культуры, признание единства истории, её прогресса, вера в разумный характер исторического процесса;

б) Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др. – концепция замкнутых (локальных) цивилизаций;

в) Н.А. Бердяев, К. Ясперс и др. – своеобразное недоверие к рациональному познанию, сомнения в его способности решить проблемы истории;

5) мир – системный анализ Иммануила Валлерстайна – попытка интегрировать в единое целое культурологический, экономико-детерминистский, классовый и этатистский подходы.

Функция исторического знания и её соответствующее определение:

Познавательная – выявление закономерностей исторического развития;

Прогностическая – предвидение будущего;

Практически-политическая – выработка научно-обоснованного политического курса;

Социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества и личности;

Воспитательная – формирование гражданских и нравственных ценностей, качеств;

Метод исторического познания и его определение:

Сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени;

Типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов;

Идеографический – описание событий, явлений;

Ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин событий, явлений;

Системный – раскрытие внутренних механизмов функционирования развития событий.

Известный российский историк, его характеристика и направления его исследования:

В.Н. Татищев – основоположник «дворянской» исторической науки, предпринявший попытку создать первый обобщающий труд по истории России;

Н.М. Карамзин – автор 12-ти томной «Истории государства Российского», считавший, что решающую роль в истории играют великие люди;

С.М. Соловьёв – автор «Истории России с древнейших времён», являющейся своеобразной энциклопедией русской истории;

В.О. Ключевский – автор «Курса русской истории», уделявший значительное внимание социально-экономической истории;

М.Н. Покровский – один из основоположников советской исторической науки.

Типы источников:

 - вещественные, материальные остатки – предметы быта, оружие, одежда, украшения и антропологические данные (останки людей);

 - устные свидетельства – лингвистические данные – сохранившиеся слова;

 - топонимические данные – названия рек и местностей;

 - письменные сочинения иностранных (византийских, арабских) и отечественных авторов (летописец Нестор – Повесть временных лет).

Древнейшие предки славян – праславяне – земледельческо-пастушеские племена, известны историкам с середины II тысячелетия до н.э. Они занимали большую территорию в Центральной и Восточной Европе.

Ранние славяне и их предки не придерживались строгой моногамии, однако и в их обществе никогда не было промискуитета. Первоначально в праславянских племенах существовала особая форма семейных отношений, которая называется групповым браком.

Групповой брак представлял такую форму семейной жизни, при которой женщина и мужчина из одного рода образовывали на какое-то время моногамную семью. Они жили как муж и жена ровно столько, сколько требовалось для того, чтобы завести и вырастить их примерно до 3-хлетнего возраста.

Начиная с этого момента мать уделяла ребёнку меньше внимания, поскольку он считался достаточно взрослым, чтобы выполнять разнообразную работу. Женщина могла уже родить второго ребёнка, поэтому она либо продлевала отношения со своим прежним супругом, либо переходила к другому мужчине.

К середине I тысячелетия н.э. (в ходе Великого переселения народов IV – VII вв.) славянские племена разделились на три ветви: западную, южную и восточную. Все они прочно осели на землях от Балтики до Дуная и границ Византийской империи, от Вислы на западе до Волги на востоке.

Само название племён – славяне – появилось не сразу. Римские авторы (писатель Плиний Старший, историк Тацит – I в.н.э.) писали о венедах, обитавших в районе Волыни, Полесья и современной Юго-Восточной Польши. Это были, вероятно, предки западных славян. Византиец Прокопий Кесарийский и готский историк Иордан северных соседей Византии (Прикарпатье, Поднепровье) называли антами, склавинами и славянами. К VII – VIII вв. слово «славяне» вытеснило все остальные и стало общим собирательным понятием для обозначения восточных славян.

В современной историографии существуют две теории этногенеза.

Миграционная теория (теория расселения славян с запада) исходит из того, что восточнославянская ветвь выделилась в первые века н.э. из общеславянской племенной группы, восходившей к индоевропейской общности, которая мигрировала на восток в связи с Великим переселением народов. Согласно этой теории, общеславянской прародиной восточных славян является бассейн р. Вислы или Дуная.

Автохтонная теорияутверждает изначальное существование восточных славян на той территории, которую они занимают сейчас. Прародина восточных славян – автохтонов – бассейн р. Припяти и Среднее Поднепровье. Начиная с XV в. до н.э. они прошли ряд этапов своего развития.

В Восточной Европе славяне встретились с финно-угорскими племенами, жившими на её территории до появления славян, и расселились среди них. В отличие от Западной Европы, расселение проходило мирно, так как плотность населения была низкой и земли хватало всем. Постепенно финно-угорские народы были ассимилированы славянами, носителями более высокой культуры. Однако эти народы (коми, марийцы, мордва) до настоящего времени составляют значительную долю населения Центральной России.

Примерно в IV – V тысячелетии до н.э. началось разложение первобытного общества.

С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешёл из женских рук в мужские, и мужчина – земледелец и воин – стал главой семьи. Накопление в различных семьях создалось неодинаковое, причём каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестаёт делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы частной собственности на средства производства.

От счёта родства по материнской линии переходят к счёту родства по отцу – складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности.

Подчинённое положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многожёнство).

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны – всё это вело к возникновению имущественного расслоения среди племён. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, фактически ведавшая всеми делами. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов. Особое значение имело выделение военных вождей и жрецов. Внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются сильные и богатые роды, а с другой – ослабевшие и обедневшие.

Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.