|
|||
Изменение реального ВВП (в %) = изменение номинального ВВП (в %) – изменение общего уровня цен (в %). 1 страницаИзменение реального ВВП (в %) = изменение номинального ВВП (в %) – изменение общего уровня цен (в %). Индексы цен: 1. Индекс потребительских цен (ИПЦ); 2. Индекс цен производителей Статистически рассчитывается как индекс Ласпейреса ИПЦ = IL = ; 3. Дефлятор ВВП = индекс Пааше = = Индекс Фишера . Рассчитывается на основе стоимости корзины конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года. Дефлятор ВВП базового года равен единице. Как правило, для определения общего уровня цен и темпа инфляции используются ИПЦ (если набор товаров, включаемых в потребительскую рыночную корзину, достаточно велик) и дефлятор ВВП. Отличия ИПЦ от дефлятора ВВП, помимо того, что при их подсчете используются разные веса (базового года для ИПЦ и текущего года для дефлятора ВВП), заключаются в следующем: 1. ИПЦ рассчитывается на основе только цен товаров, включаемых в потребительскую корзину, а дефлятор ВВП учитывает все товары, произведенные национальной экономикой; 2. При подсчете ИПЦ учитываются и импортные потребительские товары, а при определении дефлятора ВВП товары, произведенные только национальной экономикой; 3. Для расчета темпа изменения стоимости жизни и «черты бедности» используется ИПЦ; 4. В макроэкономических моделях в качестве показателя общего уровня цен используется дефлятор ВВП, который обозначается буквой Р и измеряется только в относительных величинах (например, 1,2; 2,5; 3,8); 5. ИПЦ завышает величину общего уровня цен и уровень инфляции, а дефлятор ВВП занижает эти показатели. Это происходит по следующим причинам, а именно, ИПЦ недооценивает структурные сдвиги в потреблении; ИПЦ игнорирует изменение цен товаров в связи с изменением их качества. Если за определенный период общий уровень цен повысился, т.е. дефлятор ВВП > 1, то реальный ВВП будет меньше номинального. В этом случае проводится операция дефлирования – снижение уровня цен текущего года до уровня цен базового года. Если за этот период от базового года до текущего года уровень цен снизился, т.е. дефлятор ВВП < 1, то реальный ВВП будет больше номинального. В этом случае проводится операция инфлирования - повышение уровня цен текущего года до уровня цен базового года.
Совокупный спрос. Совокупный спрос (AD) – это стоимость конечной продукции, которую экономические субъекты желают приобрести при различных уровнях цен. AD = C + I + G + Xn, где С – спрос домохозяйств, т. е. потребительский спрос; I – спрос фирм, т. е. инвестиционный спрос; G – спрос со стороны государства, т. е. государственные закупки товаров и услуг; Xn – спрос иностранного сектора, т. е. чистый экспорт. Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом данном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса и тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг. Следовательно, зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен – обратная и графически она может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис. 6). Каждая точка кривой совокупного спроса (кривой AD) показывает стоимость того количества конечных товаров и услуг, на которое будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен. Рисунок 6. Кривая совокупного спроса На рис. 6 по оси абсцисс откладывается реальный ВВП (величина совокупного спроса) Y, измеряемый в денежных единицах (в долларах, марках, рублях и т.п.), т.е. стоимостной показатель, а по оси ординат – общий уровень цен (дефлятор ВВП), измеряемый в относительных величинах. При более высоком уровне цен ( ) величина совокупного спроса ( ) будет меньше (точка А), чем при более низком уровне цен ( ), которому соответствует величина совокупного спроса ( ) (точка В). Кривая совокупного спроса не может быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроса. Это обусловлено тем, что по осям отложены совокупные величины. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВВП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые – остаются неизменными. Соответственно, отрицательный наклон кривой совокупного спроса также не может быть объяснен эффектами, разъясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, т. е. эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на весь реальный ВВП, и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой. Ценовые факторы (отрицательный наклон кривой AD): 1. Эффект реального богатства (эффект денежных запасов или эффект Пигу) Реальное богатство (реальные денежные запасы) – это отношение номинального богатства индивида, выраженного в денежной форме к общему уровню цен. Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен повышается, то величина реальных денежных запасов снижается и люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают потребление, а поскольку потребление (потребительский спрос) является частью совокупного спроса, то уменьшается и величина совокупного спроса. 2. Эффект процентной ставки или эффект Кейнса Если уровень цен повышается, то возрастает спрос на деньги, поскольку людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, следовательно, растет «цена» денег (цена кредита), т.е. ставка процента. А так как кредиты в первую очередь берут фирмы, используя их на покупку инвестиционных товаров, то удорожание кредита ведет к сокращению инвестиционного спроса, являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается. 3. Эффект импортных закупок (эффект чистого экспорта или эффект Манделла-Флеминга) Если уровень цен повышается, следовательно, товары данной страны становятся относительно дорогими для иностранцев, импортные товары становятся более дешевыми для граждан данной страны, поэтому увеличивается импорт, в результате, сокращается чистый экспорт. Эти три эффекта показывают воздействие ценовыхфакторов (изменения общего уровня цен) на величинусовокупного спроса и обусловливают движение вдолькривой совокупного спроса. Неценовыефакторы оказывают влияние на сам совокупный спрос. Это означает, что величина совокупного спроса одинаково изменяется при каждом возможном уровне цен, что, в свою очередь, обусловливает сдвигкривой AD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, а если сокращается, то она сдвигается влево. Неценовые факторы: 1. Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы: ü Уровень благосостояния (W). Чем выше уровень благосостояния, т. е. величина богатства, тем больше потребительские расходы и тем больше совокупный спрос – кривая ADсдвигается вправо. В противоположном случае она сдвигается влево; ü Уровень текущего дохода (Yd). Рост уровня дохода ведет к росту потребления и, соответственно, к увеличению совокупного спроса (наблюдается сдвиг кривой AD вправо); ü Ожидания. При анализе их воздействия на совокупный спрос учитывают два вида ожиданий. Во-первых, ожидания изменения дохода в будущем (Yde): если человек ожидает увеличения дохода в будущем, то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса (сдвиг кривой ADвправо). Во-вторых, ожиданияизмененияуровня цен: если люди ожидают роста уровня цен, то они увеличивают спрос на товары и услуги, стремясь купить их как можно больше по относительно низким ценам в настоящем (так называемая «инфляционная психология»), что также ведет к увеличению совокупного спроса; ü Налоги (Tx). Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода, частью которого является потребление и, следовательно, к уменьшению совокупного спроса (сдвигу кривой ADвлево); ü Трансферты (Tr). Увеличение трансфертов означает рост личного, а при неизменных налогах (т.е. при прочих равных условиях) и рост располагаемого дохода. Потребительские расходы растут, совокупный спрос увеличивается; ü Уровень задолженности домохозяйств (D). Чем выше степень задолженности, тем большую долю дохода домохозяйства вынуждены направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления и, соответственно, совокупного спроса (сдвиг кривой ADвлево); ü Ставка процента по потребительскому кредиту (R). Чем выше ставка процента по потребительскому кредиту, который домохозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, тем меньше потребительские расходы; ü Количество потребителей (N). Данный фактор находится в прямой зависимости с совокупным спросом; 2. Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы: ü Ожидания (E). Ожидания инвесторов (фирм) связаны прежде всего с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиций (ожидаемой нормой прибыли), т. е. с тем, что Дж. М. Кейнс называл предельной эффективностью капитала. Кейнс считал, что основой для принятия инвестиционных решений служит субъективный фактор – «природное чутье», настроение инвестора. Если инвестор оптимистично оценивает будущее и ожидает высокой нормы отдачи от инвестиций, он будет финансировать инвестиционный проект. Инвестиционный спрос увеличится, и кривая совокупного спроса сдвинется вправо. Если в экономике кризис, то инвесторы настроены пессимистично в отношении своих будущих доходов и инвестиционные расходы сокращаются; ü Ставка процента (R). Этот фактор также является важным при принятии инвестиционных решений: чем выше ставка процента, т. е. чем дороже кредитные ресурсы, тем меньше кредитов будут брать инвесторы и тем меньше инвестиционные расходы, что сдвинет кривую AD влево, и наоборот. ü Величина дохода (Y). Поскольку определенную часть своего дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров с целью расширения производства, то чем выше уровень дохода фирм, тем больше величина совокупных инвестиционных расходов. Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода, называются индуцированными; ü Налоги (Tx). Рост налогов снижает доходы (прибыль) инвесторов, что является внутренним источником финансирования фирм и основой чистых инвестиций. Следовательно, инвестиционные расходы уменьшаются, сдвигая кривую AD влево; ü Трансферты (Tr). Трансферты фирмам, выступающие в виде субсидий, субвенций и льготного налогового кредита, стимулируют инвестиционный спрос; ü Технологии (t). Появление новых, более производительных, технологий ведет к росту инвестиционных расходов и сдвигу кривой AD вправо; ü Избыточные производственные мощности (N). Наличие избыточных мощностей снижает инвестиционный спрос фирм, поскольку увеличение запаса капитала в условиях недоиспользования уже имеющегося у фирм количества оборудования бессмысленно; ü Величина запаса капитала фирм (K0). Если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не будут делать инвестиции. Чем меньше величина капитала фирм по сравнению с оптимальной, тем больше инвестиционный спрос; 3. Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг. Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос (сдвиг кривой ADвправо), а их снижение – сокращает; 4. Факторы, воздействующие на чистый экспорт: ü Величина валового национального продукта и национального дохода в других странах. Рост ВВП и НД в иностранном секторе ведет к росту спроса на товары и услуги данной страны и, следовательно, к увеличению ее экспорта, а в результате к росту чистого экспорта, увеличивающего совокупный спрос (сдвиг кривой ADвправо); ü Величина валового национального продукта и национального дохода в данной стране. Если ВВП и НД в стране увеличиваются, то ее экономические агенты начинают предъявлять больший спрос на товары и услуги других стран (иностранного сектора), что ведет к росту импорта и, следовательно, сокращению совокупного спроса в данной стране (кривая ADсдвигается влево); ü Обменный курс национальной денежной единицы. Обменный курс – это цена национальной денежной единицы в денежных единицах другой (или других) страны, т. е. то количество иностранной валюты, которое можно получить за одну денежную единицу данной страны. Рост обменного курса национальной денежной единицы сокращает чистый экспорт и ведет к уменьшению совокупного спроса. Индуцированные инвестиции – это инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода. Неценовые факторы (денежные факторы): MV = PY (количественная теория денег или уравнение обмена или уравнение Фишера), где M – масса денег в обращении V – скорость обращения денег P – уровень цен в экономике Y – реальный ВВП Из этого уравнения мы получаем обратную зависимость между величиной ВВП и уровнем цен: P = или Y = Из этого же уравнения мы получаем два неценовых фактора совокупного спроса, изменение которых меняет сам совокупный спрос и сдвигает кривую AD: 1. Величина массы денег в обращении. Если в экономике увеличивается предложение денег, то все экономические агенты чувствуют себя богаче и увеличивают свои расходы. Рост совокупных расходов приводит к росту совокупного спроса и сдвигает кривую AD вправо. Кроме того, рост предложения денег в экономике снижает ставку процента (цену денег, т. е. цену кредита), а чем ниже ставка процента, тем, как мы уже отметили, больше и потребительские, и инвестиционные расходы и, следовательно, тем больше совокупный спрос. И наоборот, сокращение предложения денег в экономике снижает совокупный спрос, сдвигая кривую AD влево. Регулирование денежной массы осуществляет центральный банк страны. Именно это лежит в основе монетарной политики, с помощью которой государство может проводить стабилизационную политику, воздействуя на совокупный спрос; 2. Скорость обращения денег. Увеличение скорости обращения денег ведет к росту совокупного спроса: если каждая денежная единица (при неизменном их количестве в обращении) будет делать больше оборотов и обслуживать больше сделок, то это эквивалентно росту величины денежной массы, что ведет к увеличению совокупного спроса.
Неценовые факторы сдвига кривой совокупного спроса: Рисунок 7. Изменение совокупного спроса Смещение кривой AD0, показанное на рис. 7, может быть вызвано разнообразными причинами, влияющими на изменения расходов домашних хозяйств, бизнеса и правительства. Так, рост налогов, при прочих равных условиях, отразится левосторонним сдвигом (кривая AD1), что будет характеризовать сокращение и инвестиционного, и потребительского спроса. Рост государственных расходов, напротив, может привести к правостороннему сдвигу (кривая AD2). Совокупное предложение. Совокупное предложение – это стоимость того количества конечных товаров и услуг, которые предлагают на рынок (к продаже) все производители (частные фирмы и государственные предприятия). Зависимость величины совокупного предложения (совокупного выпуска) от уровня цен в краткосрочном периоде прямая: чем выше уровень цен, т. е. чем по более высоким ценам производители могут продать свою продукцию, тем величина совокупного предложения больше. Это означает, что можно построить кривую совокупного предложения (кривую AS), каждая точка которой показывает величину совокупного предложения при каждом данном уровне цен. Таким образом, ценовые факторы (общий уровень цен) влияют на величину совокупного предложения и объясняют движение вдоль кривой AS. Неценовые факторы, которые воздействуют на само совокупное предложение и сдвигающими кривую AS, выступают все факторы, изменяющие издержки на единицу продукции. Если издержки растут, то совокупное предложение сокращается, и кривая AS сдвигается влево вверх. Если издержки снижаются, то совокупное предложение увеличивается, и кривая AS сдвигается вправо вниз. Критерий деления на краткосрочные и долгосрочные периоды в макроэкономике – это изменение цен на ресурсы. В краткосрочном периоде изменения цен на ресурсы не происходит или происходит непропорционально изменению общего уровня цен. В долгосрочном периоде цены на ресурсы меняются пропорционально изменению общего уровня цен. Неценовые факторы совокупного предложения: 1. Цены на ресурсы. Чем выше цены на ресурсы, тем больше издержки и тем меньше совокупное предложение. Основными компонентами издержек выступают, во-первых, цены на сырье и материалы, во-вторых, ставка заработной платы (цена труда) и, в-третьих, ставка процента (плата за капитал, т. е. цена аренды капитала). Таким образом, ставка процента является неценовым фактором и совокупного спроса, и совокупного предложения. Рост цен на ресурсы приводит к сдвигу кривой AS влево вверх, а их снижение – к сдвигу кривой AS вправо вниз. Кроме того, на величину цен на ресурсы оказывают влияние: ü Количество ресурсов, которыми располагает страна (количество труда, капитала, земли и предпринимательских способностей). Чем большими запасами ресурсов обладает страна, тем ниже цены на ресурсы; ü Цены на импортные ресурсы. Поскольку ресурсы, особенно природные, распределены между странами неравномерно, то изменение цен на импортные ресурсы для ресурсоимпортирующей страны может оказать существенное влияние на совокупное предложение. Рост цен на импортные ресурсы увеличивает издержки, сокращая совокупное предложение (кривая AS сдвигается влево вверх). ü Степень монополизма на рынке ресурсов. Чем выше монополизация ресурсных рынков, тем выше цены на ресурсы, а поэтому и на издержки, и, следовательно, тем меньше совокупное предложение; 2. Производительность ресурсов, т.е. отношение общего объема производства к затратам. Производительность ресурсов – это величина, обратная издержкам на единицу продукции: чем выше производительность ресурсов, тем меньше издержки и тем больше совокупное предложение. Рост производительности происходит в том случае, если увеличивается объем выпуска при тех же затратах, либо при том же объеме выпуска сокращаются затраты, либо происходит и то и другое. 3. Налоги на бизнес. Фирмы рассматривают налоги на предпринимательство (особенно косвенные) как часть издержек, поэтому рост налогов на бизнес ведет к сокращению совокупного предложения (изменение налогов на бизнес является также неценовым фактором совокупного спроса). 4. Трансферты (субсидии) фирмам. Трансферты фирмам можно рассматривать как антиналоги, их воздействие на совокупное предложение является положительным; 5. Государственное регулирование экономики. Степень государственного регулирования экономики также оказывает серьезное воздействие на совокупное предложение. Чем в большей степени государство вмешивается в экономику, чем большее число регулирующих экономику учреждений и организаций оно создает, тем тяжелее бремя содержания государственного аппарата и, следовательно, тем больше средств уходит из производственного сектора экономики, что ведет к сокращению совокупного предложения. Необходимо отметить, что в отношении понятия совокупного предложения и факторов, которые оказывают на него влияние, у представителей разных школ в макроэкономике существует единство взглядов. Разногласия касаются трактовки вида кривой совокупного предложения (кривой AS). Выделяются два подхода к решению этой проблемы: классический и кейнсианский. Соответственно, существуют и две макроэкономические модели, которые отличаются одна от другой, во-первых, системой предпосылок, во-вторых, системой уравнений модели и, в-третьих, теоретическими выводами и практическими рекомендациями.
Особенности вида кривой совокупного предложения в классической и кейнсианской теории. Классическая модель Основы классической модели были заложены еще в ХVIII в., а ее положения развивали такие выдающиеся экономисты, как А. Смит, Д. Рикардо, Ж. – Б. Сэй, Дж. – С. Милль, А. Маршалл и др. Основные положения классической модели: ü Рынки конкурентные и рыночная экономика саморегулируемая; ü Два независимых сектора: реальный и денежный (принцип «классической дихотомии») – денежный сектор не оказывает влияния на реальные показатели, а лишь фиксирует отклонения номинальных показателей от реальных, что носит название нейтральности денег (данный принцип означает, что деньги не воздействуют на ситуацию в реальном секторе и что все цены относительны). Вследствие этого в классической модели денежный рынок отсутствует, а реальный сектор состоит из трех рынков: рынка труда, рынка капитала (заемных средств или кредита) и товарного рынка; ü Объем выпуска зависит только от количества ресурсов и технологий, но не от цен (цены гибкие, поскольку на всех этих рынках действует совершенная конкуренция). Гибкость цен означает, что цены меняются, адаптируясь к изменениям рыночной конъюнктуры (т. е. изменениям соотношения спроса и предложения) и обеспечивают восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков; ü Нарушенное равновесие восстанавливается благодаря действию механизма цен, и экономика работает в условиях полной занятости, нет разрыва ВНП, т.е. действует выведенный А. Смитом принцип «невидимой руки», принцип самоуравновешивания, саморегулирования рынков; ü Принцип государственного невмешательства (поскольку равновесие обеспечивается автоматически рыночным механизмом); ü Проблема ограниченности ресурсов, экономика на уровне полной занятости ресурсов, т.е. наиболее эффективного и рационального использования); ü Предложение само порождает спрос на себя (закон Сэя); ü Сумма доходов в экономике всегда равна сумме расходов; ü Модель – изучающая, экономику со стороны совокупного предложения – это модель, описывающая долгосрочный период. Поскольку в экономике благодаря гибкости цен всегда существует полная занятость и объем производства находится на уровне потенциального ВВП, то кривая совокупного предложения (кривая AS) вертикальна, отражает равновесие в долгосрочном периоде и обозначается LRAS (рис. 8). Рисунок 8. Долгосрочная кривая совокупного предложения Реальные рынки в классической модели можно представить следующим образом (рис. 9): а) Рынок труда. Поскольку в условиях совершенной конкуренции ресурсы используются полностью (на уровне полной занятости), то кривая предложения труда (LS) вертикальна и объем предлагаемого труда равен LF. Спрос на труд зависит от ставки заработной платы, причем зависимость эта обратная: чем выше ставка заработной платы, тем выше издержки фирм и тем меньшее количество рабочих они нанимают. Поэтому кривая спроса на труд (LD) имеет отрицательный наклон. Первоначально равновесие устанавливается в точке пересечения кривой предложения труда (LS) и кривой спроса на труд (LD1) и соответствует равновесной ставке номинальной заработной платы W1 и количеству занятых LF. Предположим, что спрос на труд снизился и кривая спроса на труд LD1 сдвинулась влево (до LD2). При номинальной ставке заработной платы W1 предприниматели наймут (предъявят спрос) на количество рабочих, равное L2. Разница между LF и L2 – это безработица. Поскольку в ХIХ в. не существовало пособий по безработице, то, по мнению представителей классической школы, в этих условиях рабочие как рационально действующие экономические агенты предпочтут получать более низкий доход, чем не получать никакого. Номинальная ставка заработной платы снизится до W2, и на рынке труда вновь восстановится полная занятость LF. Таким образом, безработица в классической модели имеет добровольный характер, поскольку ее причиной выступает отказ рабочего работать за данную ставку номинальной заработной платы (W2), т.е. рабочие добровольно обрекают себя на безработное состояние; б) Рынок капитала. Он является рынком заемных средств, рынком кредита. На нем «встречаются» инвестиции (I) и сбережения (S) и устанавливается равновесная ставка процента (R). Спрос на заемные средства предъявляют фирмы, которые используют их для покупки инвестиционных товаров, а предложение кредитных ресурсов осуществляют домохозяйства, предоставляющие взаймы свои сбережения. Инвестиции отрицательно зависят от ставки процента: чем выше цена заемных средств, тем меньше инвестиции фирм и кривая инвестиций имеет поэтому отрицательный наклон. Зависимость сбережений от ставки процента положительная, поскольку чем выше ставка процента, тем больше доход, получаемый домохозяйствами от предоставления в кредит своих сбережений. Первоначально равновесие (инвестиции = сбережениям, т. е. I1 = S1) устанавливается при величине ставки процента R1. Но если сбережения увеличиваются (кривая сбережений S1 сдвигается вправо до S2), то при прежней ставке процента R1 часть сбережений не будет приносить доход, что невозможно при условии, что все экономические агенты ведут себя рационально. Сберегатели (домохозяйства) предпочтут получать доход на все свои сбережения, пусть даже по более низкой ставке процента. Новая равновесная ставка процента установится на уровне R2, при которой все кредитные средства будут использоваться полностью, так как при этой более низкой ставке процента инвесторы возьмут больше кредитов и инвестиции увеличатся до I2 (т.е. I2 = S2). Равновесие восстановлено, причем на уровне полной занятости ресурсов; в) Рынок товаров. На товарном рынке первоначальное равновесие устанавливается в точке пересечения кривой совокупного предложения AS и совокупного спроса AD1, чему соответствует равновесный уровень цен Р1 и равновесный объем производства на уровне потенциального ВВП – Y*. Поскольку все рынки связаны друг с другом, то снижение номинальной ставки заработной платы на рынке труда ведет к снижению уровня дохода, а рост сбережений на рынке капитала обусловливает снижение потребительских расходов и, следовательно, совокупного спроса. Кривая AD1 сдвигается влево до AD2. Уровень цен снижается до Р2. При прежнем уровне цен, равном Р1, фирмы смогут продать не всю продукцию, а только ее часть, равную Y2. Поскольку фирмы являются рациональными экономическими агентами, то они предпочтут продать весь произведенный объем производства, пусть даже по более низким ценам (Р2). В результате равновесие опять установится на уровне потенциального ВВП (Y*). Таким образом, рынки уравновесились сами собой за счет гибкости цен, и равновесие установилось на уровне полной занятости ресурсов. Изменились только номинальные показатели, а реальные остались без изменения (т.е. в классической модели гибкими являются номинальные показатели, а реальные показатели – жесткие). Это касается и реального объема выпуска (по-прежнему равного потенциальному ВВП), и реальных доходов каждого экономического агента. Рисунок 9. Реальные рынки в классической модели Кейнсианская макроэкономическая модель Причины Великого краха, возможные пути выхода из него и рекомендации по недопущению в будущем подобных экономических катастроф были проанализированы и обоснованы в книге выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г. Следствием выхода в свет этой книги было то, что макроэкономика выделилась в самостоятельный раздел экономической теории с собственными предметом и методами анализа. Вклад Кейнса в экономическую теорию был настолько велик, что появление его макроэкономической модели, подхода к анализу экономических процессов получило название «кейнсианской революции».
|
|||
|