|
|||
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА К ПРОВЕДЕНИЮ
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии гуманитарной и естественно- научной подготовки Протокол №___от «___»____2020 г. Председатель комиссии: ________________ С.Н. Лебеденко
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5 ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОДП.01 МАТЕМАТИКА
Тема занятия: Решение иррациональных уравнений и неравенств. Целизанятия: Учебная: Отработать умения и навыки решения иррациональных уравнений и неравенств. Воспитательная: Обратить внимание студентов на приемы оформления, рациональную запись решения; достигать четкости и грамотности записи; воспитание чувства самоконтроля. Междисциплинарная интеграция: математика, физика; общая электротехника. Методическое обеспечение: Опорные конспекты по указанной теме; индивидуальные задания для отработки навыков решения иррациональных уравнений и неравенств. Теоретическое обоснование работы. Определение: Иррациональным называется уравнение, в котором неизвестное х находится под знаком корня. Иррациональные уравнения часто получаются при решении различных задач. Решения иррациональных уравнений основано на следующем свойстве: При возведении обеих частей уравнения в натуральную степень получается уравнение - следствие данного. Определение: Область определения иррационального уравнения – это множество всех действительных значений переменной х, при которых одновременно имеют смысл выражения, входящие в уравнение. Определение:Корни уравнения, не удовлетворяющие исходному уравнению, называются посторонними. Примечание. При возведении уравнения в натуральную степень могут появиться посторонние корни, поэтому проверка необходима. Если обе части уравнения f(x) = g(x) неотрицательны на множестве Х, то уравнение f(x) = g(x) равносильно уравнению (f(x))n = (g(x))n при n ϵ N Иррациональным называется неравенство, в котором неизвестное х находится под знаком корня, при чем рассматриваются только арифметические корни, дан корень четной степени. Задача 1. Решить неравенство = 4 Найдем область определения неравенства, т. е. множество таких значений х, при которых имеют смысл обе части неравенства. Правая часть неравенства определена для всех значений переменной х, а левая – при 5-х ≥ 0, т.е. при х≤ 5. Следовательно, область определения неравенства - луч (-∞; 5]. При х≤ 5 обе части неравенства неотрицательны, поэтому при возведении обеих частей в квадрат получается равносильное ( на промежутке (-∞; 5]) неравенство 5 - х˂ 16. Таким образом, указанное неравенство равносильно системе неравенств Решая эту систему, получаем -11˂ х ≤5 Рассуждения, приведенные при решении данной задачи, можно провести устно и сразу записать, что данное неравенство равносильно системе неравенств
Содержание и ход работы: 1. Решить иррациональные уравнения и неравенства согласно варианту. 2. Ответить на вопросы самопроверки знаний. 3. Оформить отчет по практическому занятию. Вариант № 1 І. Решить иррациональные уравнения следующими методами: а) возведением обеих частей уравнения в степень и избавлением от радикалов: = х+4 б) отделением квадратного корня: + = 3 в) введением новой переменной: + =9
ІІ. Решить иррациональные неравенства следующими методами: 1. Основной уровень: а) ˃ - 12; б) ≥ 2. Усложненный уровень ˃ ; ˂· Вариант № 2 І. Решить иррациональные уравнения следующими методами: а) возведением обеих частей уравнения в степень и избавлением от радикалов: = х+3 б) отделением квадратного корня: - = 2 в) введением новой переменной: + =9
ІІ. Решить иррациональные неравенства следующими методами: 1. Основной уровень: а) ≤ 2 б) ˂ 9 2. Усложненный уровень ˂ ; ˂·
Вариант № 3 І. Решить иррациональные уравнения следующими методами: а) возведением обеих частей уравнения в степень и избавлением от радикалов: = х+2 б) отделением квадратного корня: - = 1 в) введением новой переменной: + =9
ІІ. Решить иррациональные неравенства следующими методами: 3. Основной уровень: а) ˃ 9; б) ˂ 7 4. Усложненный уровень ˂ ; ˃ -1 Вариант №4 І. Решить иррациональные уравнения следующими методами: а) возведением обеих частей уравнения в степень и избавлением от радикалов: = х+5 б) отделением квадратного корня: - = 0 в) введением новой переменной: + =9
ІІ. Решить иррациональные неравенства следующими методами: 5. Основной уровень: а) ˃ -9; б) ˂ 3 6. Усложненный уровень ˂ ; ˂·
Вариант № 5 І. Решить иррациональные уравнения следующими методами: а) возведением обеих частей уравнения в степень и избавлением от радикалов: = х+6 б) отделением квадратного корня: 1 - = х в) введением новой переменной: + =9
ІІ. Решить иррациональные неравенства следующими методами: 7. Основной уровень: а) ˃ -3 б) ˂ 4 8. Усложненный уровень ˃ ; ˃ х+3 Вариант № 6 І. Решить иррациональные уравнения следующими методами:
а) возведением обеих частей уравнения в степень и избавлением от радикалов: = х+7 б) отделением квадратного корня: + = 9 в) введением новой переменной: + = 9
ІІ. Решить иррациональные неравенства одним из известных методов: 3. Основной уровень: а) ˃ 2 б) ˂ 1,5 4. Усложненный уровень ˂ ; ˂·
Вопросы для самопроверки: 1. Решить уравнения: а) = 3; б) = 12; в) = 2; г) = 0 2. Выяснить с помощью графиков, сколько корней имеют уравнения: а). = 2 - ; б). = - 7
Использованная литература: 1. Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др. «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2016. – 463 с. 2. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа: кн.. для учащихся 10 кл. М.И.Шабунин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, Р.Г.Газарян. – М.: Просвещение, 2005 3. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа: кн.. для учащихся 11 кл. М.И.Шабунин, М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, Р.Г.Газарян. – М.: Просвещение, 2005 4. Н. В. Богомолов «Практические занятия по математике »; М «Высшая школа», 1979. ВЫВОДЫ ПО ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЕ:________________________________________ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:основные методы решения иррациональных уравнений и неравенств. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:находить корни иррациональных уравнений и неравенств разными методами. Преподаватель ___________________Л. А. Пузанко
|
|||
|