|
|||
Учебная дисциплина «Литература».Учебная дисциплина «Литература». Учебные группы: Все группы 1 курса. Преподаватель Тихомирова Н.Ф. E-mail: tichom57@gmail.com Тема: Русская литература второй половины XIX века. Цель: проанализировать развитие литературы в данный исторический период; выявить традиции и новаторство; оценить вклад литературных деятелей эпохи в развитие России. План: 1.Общественно-политическая ситуация в стране, культурно-историческое развитие России середины XIX века. 2.Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. 3.Журналистика и литературная критика. 4.Традиции и новаторство в русской поэзии. 5.Классическая русская литература и ее мировое значение.
Русская литература второй половины XIX века В сознании читателя и писателя XIX века литература была не столько изящной словесностью, сколько основой духовного бытия нации. Русский писатель относился к своему творчеству по-особому: оно было для него не профессией, а служением. Вера в преобразующую мир силу слова определяла и особенности русской литературной критики. От эстетических проблем она неизменно поднималась к общественным, имеющим прямое отношение к судьбам страны. Анализируя произведение, критик выходил к вопросам, которые ставила перед читателем жизнь. Русская поэзия 2 половины XIX века разделяется на два враждующих направления: школу «гражданскую» и школу «поэтов «чистого искусства» - рядом с Некрасовым стоит Фет. Островский все силы отдает драматургии, Толстой и Достоевский – романам, Чехов станет мастером короткого рассказа, Салтыков-Щедрин будет «чистым» сатириком. Возникаетнесколько критических школ:«реальная критика» революционеров-демократов (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев), «эстетическая критика» либералов-западников (А.В.Дружинин, П.В.Анненков, Н.Н.Страхов). В ходе реформ 1860-х годов резко обострилась общественная борьба. Русская общественность размежевалась на два течения – западническое и славянофильское. Западники полностью принимали реформу Петра Великого и считали, что Россия должна и далее идти западным путем. Славянофилы видели в Петровских реформах попытки насильственной европеизации и полагали, что в дальнейшем своем развитии Россия должна опираться на собственный тип культуры, вырастающий на духовной почве православия, и на собственные исторические традиции. Если славянофилы любили Россию сыновней любовью, любовью-воспоминанием, то для западников Россия была младенцем в сравнении с «передовой» Европой. Среди западников было два крыла: одно радикальное, революционно-демократическое; другое умеренное, либеральное. Революционеры-демократыстали проводить в своих статьях, публикуемых на страницах журнала «Современник», идею крестьянской революции. Ядром будущего социалистического мироустройства они считали крестьянскую общину. Либеральные западники,напротив, ратовали за искусство «реформ без революций» и связывали свои надежды с общественными преобразованиями сверху. Домашнее задание: Сформулируйте в виде кратких тезисов характерные признаки литературного процесса второй половины XIX века. Литература
Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч.1 / Ю.В. Лебедев. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 365с.
|
|||
|