Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Учебная дисциплина «Литература».



Учебная дисциплина «Литература».

Учебные группы: Все группы 1 курса.

Преподаватель Тихомирова Н.Ф.

E-mail: tichom57@gmail.com

Тема. А.Н.Островский. Сведения из биографии. Драматургия А.Н.Островского. Пьеса «Бесприданница».

План:

1.А.Н. Островский. Сведения из биографии.

2.Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.

3.«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

4.Н.А. Добролюбов и А.А.Григорьев о «Грозе».

5.Анализ пьесы «Бесприданница».

 

 

Александр Николаевич Островский (1823 – 1886)

        Родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Замоскворечье, в самом центре Москвы. Окончил Первую московскую гимназию и в 1840г. по желанию отца поступил на юридический факультет Московского университета. Но учеба в университете не заладилась, ушел со 2 курса. В 1843г. отец определил его на службу в Московский совестный суд. Для будущего драматурга это была настоящая школа познания драматических сторон купеческой жизни. В 1845г. Островский перешел в Московский коммерческий суд канцелярским чиновником. Здесь раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все богатство живого великорусского языка.

    Литературную известность Островскому приносит комедия «Банкнот», над которой он работает в 1846-1849 годах и публикует в 1850г. в журнале «Москвитянин» под измененным названием «Свои люди – сочтемся!» В этой пьесе сталкиваются два купеческих поколения: «отцы» и «дети». И если отец еще верит в святость семейных отношений, то для детей уже ничто не свято, они с легким сердцем растопчут последнее прибежище нравственности – святость семейных уз.

    К художественному синтезу темных и светлых начал Островский пришел в русской трагедии «Гроза», ставшей вершиной его зрелого творчества. Созданию «Грозы» предшествовала экспедиция драматурга по Верхней Волге в 1856-1857 годах. Следуя за Грибоедовым и Гоголем, Островский выступает как мастер драматургического конфликта, реалистически отражающего общественные противоречия эпохи. Конфликт (от лат. – столкновение)– противоречие, разногласие, борьба. В каждой драме есть основной конфликт – то главное противоречие, которое ведет действие, проявляется так или иначе во всех событиях, в столкновениях взглядов и чувств, страстей и характеров.

    В пьесе показано, что насилие поддерживается покорностью: робость Тихона, безответственность Бориса, терпеливая деликатность Кулигина словно бы придают сил Кабановой и Дикому, позволяют им куражиться как только вздумается. Противоречие возникает в «Грозе» тогда, когда среди придавленных тиранством, среди тоскующих, холопствующих является человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, не способный смириться с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти.

    Образ Катерины – наиболее сложный из всех образов «Грозы». Она с глубокой искренностью верит в заветы народной нравственности, которые нашли отражение в христианстве. Она чиста душою: ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Прямодушие героини Островского – один из историков ее трагедии. В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в характере Катерины – образ птицы. В народной поэзии птица – символ воли. Отсюда постоянный эпитет «вольная птица».

        В пьесе показана решимость Катерины, способность даже отказаться от жизни, лишь бы не остаться рабой.

    В 1873 году Островский пишет одно из самых задушевных произведений – «весеннюю сказку» «Снегурочка». Сказочное царство берендеев в ней – это мир без насилия, обмана и угнетения. В нем торжествует добро, правда и красота. Царство добрых берендеев – упрек современному обществу, враждебному сказке, положившему в свое основание эгоизм и расчет.

    Любовь Снегурочки – причина ее гибели. Но смерть Снегурочки – искупление грехов остывающих душой берендеев. Принимая эту жертву, бог солнца сменяет гнев на милость и возвращает берендеям свет и тепло. Не эгоизм, а бескорыстная и беззаветная любовь спасет человечество – такова вера Островского, такова лучшая из его надежд.

    Произведения Островского не укладываются ни в одну из классических жанровых форм, что дало повод Добролюбову назвать их «пьесами жизни». За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр.

 

 Домашнее задание:

Прочитать пьесу «Бесприданница».

                                         

Литература

Ревякин А.И. А.Н.Островский. Жизнь и творчество. – М., 1949.

Лотман Л.М. Островский и драматургия его времени. – М.-Л., 1961.

Штейн А.Л. Мастер русской драмы. – М., 1973.

Холодов Е.Г. Мастерство Островского – М., 1967.

Лакшин В. Александр Николаевич Островский. – М., 1976.

Лакшин В.Я. Театр Островского. – М., 1986.

Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч.1 / Ю.В. Лебедев. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 365с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.