Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе



Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

(2020 – 2021 учебный год)

                       Олимпиада по литературе для учащихся 5-6 классов

Задание №1

Вспомните, что такое детский фольклор? (2 балла) Определите жанры детского фольклора (по 2 балла за правильный ответ, всего 12 баллов):

 

А) Понедельник – бездельник,

Вторник – подворник,

Среда – посконная борода,

Четверток – голодок, В четверг – по дрова,

В пятницу – на мельницу,

В субботу – на работу,

Воскресенье – на веселье.

 

Б) – Чей нос?

- Макеев.

- Куда едешь?

- В Кеев.

- Что везёшь?

- Рожь.

- Что возьмёшь?

- Грош.

- Что купишь?

- Калач.

- С кем съешь?

- Один.

- Не ешь один!

- Не ешь один!

 

В) Ехала деревня

Середь мужика.

Глядь – из-под собаки

Лают ворота.

Ворота-то пёстры,

Собака-то нова.

Мужик схватил собаку

И давай бить палку.

Собака амбар-то поджала

И в хвост убежала

Изба пришла в мужика,

Глядь –

Там квашня бабу месит.

 

Г) Я качаю день и ночь,

Отойди, бессонье, прочь!

Отойди да отвались,

В тёмном лесе заблудись,

В тёмном лесе, во кустах,

Во малиновых листах.

 

Д) Прибежали два быка

Во зелёные луга.

Были бы деньги,

Купила б баба серьги,

Вдела бы в уши,

Поехала бы тпруши,

Три курицы-кладуши,

Петух-клохтун,

Человек-свистун!

Родион, выйди вон!

 

Задание № 2

Определите, из какого художественного произведения приведены отрывки? (2 балла) Кто автор? (1 балл) Объясните, что обозначают выделенные слова. (по 1 баллу) На месте пропусков вставьте имена собственные. (по 1 баллу) Всего 11 баллов.

 

А) В уныньи, с пасмурным челом,

За шумным свадебным столом

Сидят три витязя младые;

Безмолвны, за ковшом пустым,

Забыли кубки круговые,

И брашна неприятна им…

 

Б) Наш витязь старцу пал к ногам

И в радости лобзает рук.

В) Увы, ни камни ожерелья,

Ни сарафан, ни перлов ряд,

Ни песни лести и веселья

Её души не веселят…

 

Г) …______, не говоря ни слова,

С коня долой, к нему спешит,

Поймал, за бороду хватает,

Волшебник силится, кряхтит

И вдруг с ________ улетает…

Ретивый конь вослед глядит…

 

Д) …Уже _______ по граду мчится,

И шум на стогнах восстаёт…

 

Задание №3

Назовите автора и художественные произведения, из которых приведены отрывки (за автора 2 балла, за название сборника 2 балла, за название текстов по 2 балла). Вспомните или подберите из данных ниже слов и вставьте в текст глаголы, соответствующие авторскому варианту. (За каждый правильно подобранный глагол – 1 балл) Всего 22 балла.

 

1) «____________ребята на полати, ___________да помалкивают, а девчонкам весело. Золу сеют, муку по столешнице раскатывают, угли перекидывают, в воде__________. Перемазались все, с визгом ____________ одна над другой, только Марьюшке не весело. Она, видно, изверилась во всякой ворожбе…»

Залезли, забились, спрятались. Спят, сопят, пыхтят. Брызгаются, лягаются, мокнут. Рыдают, распевают, хохочут.

       

  2)«Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломе не худо________, сладкий сон увидишь. Как худых думок в голове держать не станешь, так и всё у тебя ладно пойдёт, гладко покатится. И белый свет _______, и темна ноченька____________, и красное солнышко обрадует. Ну, а худые думки ___________, тут хоть в печь головой – всё немило станет».

Поспишь, покемаришь, поваляешься. Рассмешит, удивит, взвеселит. Приголубит, причешет, укроет. Задумаешь, заведёшь, приманишь.

      

   3)«Ушёл Кокованя. Осталась Дарёнка с Мурёнкой. Днём-то привычно без Коковани сидеть, пока он козлов ____________. Как темнеть стало, _____________. Только глядит – Мурёнка лежит спокойнёхонько.Дарёнка и ___________. Села к окошечку, смотрит в сорону покосных ложков и видит – по лесу какой-то комочек катится. Как ближе ___________, разглядела – это козёл бежит. Ножки тоненькие, головка лёгонькая, а на рожках по пяти веточек»

Преследовал, выслеживал, отлавливал. Испугалась, задрожала, запобаивалась. Повеселела, успокоилась, расслабилась. Подобрался, подкрался, подкатился.

Задание № 4

Определите жанры произведений (по 1 баллу за правильный ответ) Всего 9 баллов.

«Барышня-крестьянка», «Зимнее утро», «Дубровский», «Слон и Моська», «Людмила», «Бежин луг», «Марья Моревна», «Садко», «Левша»

Задание № 5

Из каких произведений эти герои? Кто их автор? (по 1 баллу за произведение и автора) Всего 10 баллов.

А) Грэй

Б) Дефорж

В) Берестов

Г) Митраша

Д) Пацюк

Задание № 6

Определите художественно-изобразительное средство в следующих отрывках: (по 2 балла за правильный ответ, всего 10 баллов).

А) «Колесом за сини горы солнце тихое скатилось»

Б) «Из-под таинственной холодной полумаски…»

В) «В дорогу жизни снаряжая своих сынов…»

Г) «Руки милой – пара лебедей…»

Д) «Я – царь, я –раб, Я – червь, я – Бог».

 

 

Задание № 7(творческое)

В России в XVIII – XIX веках все жители делились на сословия: дворянство, купечество, духовенство и крестьянство. Попробуйте представить, как жили дворянские дети, как проходило их детство и отрочество. Из каких источников вы об этом узнали? (за названное – 2 балла). За ответ до 10 баллов. Наводящие вопросы:

- Одинаковым ли количеством крестьян владели дворяне?

- Что значит слово поместье? Кого называли помещиками? Где жили дворяне?

- Сколько, по-вашему, было детей в дворянских семьях? Кто занимался их воспитанием?

- Где учились дети дворян? Были ли в сёлах школы? Чему обучались дети дворян? Были ли у них обязанности в семье, по дому? Если да, то какие?

- Чем занимались дворянские дети на досуге?

- Когда ребёнка считали уже взрослым?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.