|
|||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературеШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2020 – 2021 учебный год) Олимпиада по литературе для учащихся 5-6 классов Задание №1 Вспомните, что такое детский фольклор? (2 балла) Определите жанры детского фольклора (по 2 балла за правильный ответ, всего 12 баллов):
А) Понедельник – бездельник, Вторник – подворник, Среда – посконная борода, Четверток – голодок, В четверг – по дрова, В пятницу – на мельницу, В субботу – на работу, Воскресенье – на веселье.
Б) – Чей нос? - Макеев. - Куда едешь? - В Кеев. - Что везёшь? - Рожь. - Что возьмёшь? - Грош. - Что купишь? - Калач. - С кем съешь? - Один. - Не ешь один! - Не ешь один!
В) Ехала деревня Середь мужика. Глядь – из-под собаки Лают ворота. Ворота-то пёстры, Собака-то нова. Мужик схватил собаку И давай бить палку. Собака амбар-то поджала И в хвост убежала Изба пришла в мужика, Глядь – Там квашня бабу месит.
Г) Я качаю день и ночь, Отойди, бессонье, прочь! Отойди да отвались, В тёмном лесе заблудись, В тёмном лесе, во кустах, Во малиновых листах.
Д) Прибежали два быка Во зелёные луга. Были бы деньги, Купила б баба серьги, Вдела бы в уши, Поехала бы тпруши, Три курицы-кладуши, Петух-клохтун, Человек-свистун! Родион, выйди вон!
Задание № 2 Определите, из какого художественного произведения приведены отрывки? (2 балла) Кто автор? (1 балл) Объясните, что обозначают выделенные слова. (по 1 баллу) На месте пропусков вставьте имена собственные. (по 1 баллу) Всего 11 баллов.
А) В уныньи, с пасмурным челом, За шумным свадебным столом Сидят три витязя младые; Безмолвны, за ковшом пустым, Забыли кубки круговые, И брашна неприятна им…
Б) Наш витязь старцу пал к ногам И в радости лобзает рук. В) Увы, ни камни ожерелья, Ни сарафан, ни перлов ряд, Ни песни лести и веселья Её души не веселят…
Г) …______, не говоря ни слова, С коня долой, к нему спешит, Поймал, за бороду хватает, Волшебник силится, кряхтит И вдруг с ________ улетает… Ретивый конь вослед глядит…
Д) …Уже _______ по граду мчится, И шум на стогнах восстаёт…
Задание №3 Назовите автора и художественные произведения, из которых приведены отрывки (за автора 2 балла, за название сборника 2 балла, за название текстов по 2 балла). Вспомните или подберите из данных ниже слов и вставьте в текст глаголы, соответствующие авторскому варианту. (За каждый правильно подобранный глагол – 1 балл) Всего 22 балла.
1) «____________ребята на полати, ___________да помалкивают, а девчонкам весело. Золу сеют, муку по столешнице раскатывают, угли перекидывают, в воде__________. Перемазались все, с визгом ____________ одна над другой, только Марьюшке не весело. Она, видно, изверилась во всякой ворожбе…» Залезли, забились, спрятались. Спят, сопят, пыхтят. Брызгаются, лягаются, мокнут. Рыдают, распевают, хохочут.
2)«Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломе не худо________, сладкий сон увидишь. Как худых думок в голове держать не станешь, так и всё у тебя ладно пойдёт, гладко покатится. И белый свет _______, и темна ноченька____________, и красное солнышко обрадует. Ну, а худые думки ___________, тут хоть в печь головой – всё немило станет». Поспишь, покемаришь, поваляешься. Рассмешит, удивит, взвеселит. Приголубит, причешет, укроет. Задумаешь, заведёшь, приманишь.
3)«Ушёл Кокованя. Осталась Дарёнка с Мурёнкой. Днём-то привычно без Коковани сидеть, пока он козлов ____________. Как темнеть стало, _____________. Только глядит – Мурёнка лежит спокойнёхонько.Дарёнка и ___________. Села к окошечку, смотрит в сорону покосных ложков и видит – по лесу какой-то комочек катится. Как ближе ___________, разглядела – это козёл бежит. Ножки тоненькие, головка лёгонькая, а на рожках по пяти веточек» Преследовал, выслеживал, отлавливал. Испугалась, задрожала, запобаивалась. Повеселела, успокоилась, расслабилась. Подобрался, подкрался, подкатился. Задание № 4 Определите жанры произведений (по 1 баллу за правильный ответ) Всего 9 баллов. «Барышня-крестьянка», «Зимнее утро», «Дубровский», «Слон и Моська», «Людмила», «Бежин луг», «Марья Моревна», «Садко», «Левша» Задание № 5 Из каких произведений эти герои? Кто их автор? (по 1 баллу за произведение и автора) Всего 10 баллов. А) Грэй Б) Дефорж В) Берестов Г) Митраша Д) Пацюк Задание № 6 Определите художественно-изобразительное средство в следующих отрывках: (по 2 балла за правильный ответ, всего 10 баллов). А) «Колесом за сини горы солнце тихое скатилось» Б) «Из-под таинственной холодной полумаски…» В) «В дорогу жизни снаряжая своих сынов…» Г) «Руки милой – пара лебедей…» Д) «Я – царь, я –раб, Я – червь, я – Бог».
Задание № 7(творческое) В России в XVIII – XIX веках все жители делились на сословия: дворянство, купечество, духовенство и крестьянство. Попробуйте представить, как жили дворянские дети, как проходило их детство и отрочество. Из каких источников вы об этом узнали? (за названное – 2 балла). За ответ до 10 баллов. Наводящие вопросы: - Одинаковым ли количеством крестьян владели дворяне? - Что значит слово поместье? Кого называли помещиками? Где жили дворяне? - Сколько, по-вашему, было детей в дворянских семьях? Кто занимался их воспитанием? - Где учились дети дворян? Были ли в сёлах школы? Чему обучались дети дворян? Были ли у них обязанности в семье, по дому? Если да, то какие? - Чем занимались дворянские дети на досуге? - Когда ребёнка считали уже взрослым?
|
|||
|