Тема: Сходство и различие народных и литературных сказок.
11.11.2020г.
Тема: Сходство и различие народных и литературных сказок.
Действия ученика.
1. Изучить таблицу, если есть необходимость записать в тетради.
Сходство.
|
Народная сказка
|
Литературная сказка
| Сюжет.
| Вымышленные события.
| Вымышленные события.
| Часто встречающаяся тема.
| Противостояние добра и зла.
| Противостояние добра и зла.
| Литературные обороты и выражения.
| Троекратные повторы, эпитеты.
| Троекратные повторы, эпитеты.
| Герои сказки.
| Деление героев на положительных и отрицательных.
| Деление героев на положительных и отрицательных.
| Второстепенные герои.
| Волшебные вещи и помощники.
| Волшебные вещи и помощники.
| Основа сказки.
| Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)
| Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)
| Чудеса.
| Есть место чудесам и волшебству, превращениям и волшебным предметам.
| Есть место чудесам и волшебству, превращениям и волшебным предметам.
|
Различия.
|
Народная сказка
|
Литературная сказка
| Автор.
| Нет одного автора, писалась целыми поколениями.
|
Конкретный человек.
| Текст.
| Имеет несколько вариантов. Передавался в устной форме.
| Неизменный текст, зафиксированный в письменной форме.
| Литературное описание.
| Простое, с использованием общепринятых эпитетов, нет подробного описания предметов.
| Бывает сложное, детальное, неповторимое. Подробное описание предметов, событий.
| Композиционные элементы.
| Присказка, зачин, концовка.
| Может не иметь традиционных элементов.
| Время создания.
| Время создания узнать невозможно.
| В создания известно.
| Каноничность.
| Каждая сказка существует в нескольких вариантах.
| Внесение изменений недопустимо.
| Литературная форма.
| Только в прозе.
| Может быть в прозе и в стихах.
| Мораль.
| Тема добра и зла.
| Сюжет, мораль, поучение может быть на любую тему.
| Язык.
| Сказочный язык, с характерными выражениями и оборотами.
| Язык повествования –любой.
| Размер.
| Небольшой, так как тяжело запомнить большой текст.
| Размер литературной сказки может быть любым.
| Образ героя.
| Типизирован: характеризуется его функцией в сказке (герой, вредитель, даритель).
| Индивидуализирован.
| Оценка героя.
| Только с точки зрения общенародной, нравственной морали.
| Прямая или косвенная оценка героя.
| Речь героя.
| Нет ярко выраженных различий в речи положительных и отрицательных героев.
| Речь героя как средство как средство создания характеристики персонажа.
| Лексика.
| Очень простая, ограниченный набор выразительных средств.
| Определяется стилем автора.
| Сюжет.
| Малое количество сюжетных линий.
| Много сюжетных линий, которые переплетены между собой.
| Миры.
| Реальный и волшебный.
| Реальный, волшебный или фантастический.
|
2. Обращение к учебнику. Прочитать статьи «Рифма. Способы рифмовки» и «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» (стр. 114-116, часть 1).
3. А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы и запишите их в тетрадь (отправить – только вид рифмы!).
1) Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет.
2) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
3) Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши.
4.Сочини стихотворение по заданным рифмам (отправляем!).
Все выполненные задания отправлять через Элжур, электронную почту – glotova_313@mail.ru или сообщением в ВКонтакте.
Не забываем про стихотворение А.С. Пушкина «Няне»!!!!
Тест тоже прошли не все!!!
|