|
|||
СТАТИСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАЗЛИЧИЙСтр 1 из 2Следующая ⇒ СТАТИСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАЗЛИЧИЙ К выборке применяется ряд обязательных требований, определенных прежде всего целями и задачами исследования. Планирование эксперимента должно включать в себя учет как объема выборки, так и ряда ее особенностей. Так, в психологических исследованиях важно требование однородности выборки. Оно означает, что психолог, изучая, например, подростков, не может, включать в эту же выборку взрослых людей. Напротив, исследование, выполненное методом возрастных срезов, принципиально предполагает наличие разновозрастных испытуемых. Однако и в этом случае должна соблюдаться однородность выборки, но уже по другим критериям, в первую очередь таким, как возраст, пол. Основаниями для формирования однородной выборки могут служить разные характеристики, такие, как уровень интеллекта, национальность, отсутствие определенных заболеваний и т.д., в зависимости от целей исследования.
большое разнообразие критериев различия предоставляет следующие возможности: · выбирать критерий, адекватный типу шкалы, в которой получены экспериментальные данные; · работать со связными (зависимыми) и несвязными (независимыми) выборками; · работать с неравными по объему выборками; · выбирать из критериев разные по мощности (в зависимо:сти от целей исследования).
Параметрические и непараметрические критерии Критерий различия называют параметрическим, если он основан на конкретном типе распределения генеральной совокупности (как правило, нормальном) или использует параметры этой совокупности (средние, дисперсии и т.д.). Критерий различия называют непараметрическим, если он не базируется на предположении о типе распределения генеральной совокупности и не использует параметры этой совокупности. Поэтому для непараметрических критериев предлагается также использовать такой термин как «критерий, свободный от распределения».
|
|||
|