|
|||
Качество продукцииКачество продукции
Основные понятия и определения В результате производственной деятельности человека создаются материальные ценности, предназначенные для удовлетворения его потребностей. Эти материальные ценности принято называть продукцией. Продукция может быть изделиями или продуктами. Изделия — результат работы производственного предприятия, характеризуемый дискретной величиной, исчисляемой в штуках, экземплярах и других счетных единицах. К изделиям относятся машины и приборы, а также их элементы (детали, агрегаты), швейные изделия, обувь, торты, ювелирные изделия и т.д. Продукты — результат работы производственного предприятия (металлы, лес, нефтепродукты, краски, ткани, овощи, зерно и др.), характеризуемый непрерывной величиной, исчисляемой в килограммах, литрах, метрах, квадратных или кубических метрах и т.д. По способу использования продукция может быть разделена на два класса: первый — потребляемая продукция, второй — эксплуатируемая продукция. Потребляемая продукция при использовании расходуется сама: топливо сгорает, материалы перерабатывают в изделие, продукты питания употребляют в пищу. Эксплуатируемая продукция расходует свой ресурс, а масса продукции практически не уменьшается. К этому классу относятся все машины, приборы, оборудование. Физическая сущность и закономерности процесса расходования ресурса изучаются наукой о надежности машин. В указанных классах продукция подразделяется на пять групп: 1) сырье и природное топливо: полезные ископаемые, нефть, газ, уголь, строительные материалы; 2) материалы и продукты: искусственное топливо, пластмассы, прокат, ткани, пищевые продукты, не вошедшие в первую группу; 3) расходные изделия: дозированные продукты в упаковке, консервы, жидкое топливо и смазочные материалы в бочках, кабель в бобинах и др.; 4) неремонтируемые изделия: электровакуумные и полупроводниковые элементы приборов, клиновые ремни, крепежные изделия и др.; 5) ремонтируемые изделия: машины, механизмы, приборы и оборудование длительного использования, в том числе тракторы, автомобили, сельскохозяйственные и гидромелиоративные машины, оборудование животноводческих ферм. Каждый вид продукции обладает рядом специфических свойств, позволяющих отличить его от любого другого. Свойство продукции — объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании и использовании. Признак продукции — качественная или количественная характеристика ее свойств. Качественные признаки характеризуют цвет, форму, способ крепления деталей (сварка, клепка, свинчивание), способ настройки или регулировки (ручной, полуавтоматический, автоматический) изделия. Количественный признак, или параметр продукции, дает численную характеристику отдельных свойств, например: химический состав материала, угол заточки резца, грузоподъемность автомобиля и т.д. Не все свойства продукции имеют одинаковую значимость: одни являются важнейшими, другие — второстепенными, а третьи могут не иметь никакого значения и никак не отражаться на эффективности использования данной продукции. Например, для грузового автомобиля важнейшими являются такие его свойства, как грузоподъемность, удельный расход топлива, пробег до капитального ремонта. А такие свойства, как электрическая проводимость, растворимость в азотной кислоте, не имеют значения, не отражают способности автомобиля выполнять его основные функции и поэтому не относятся к качеству изделия. Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Из этой формулировки следует, что не все свойства изделия входят в понятие «качество», а только те, которые определяются потребностью общества в соответствии с назначением этого изделия. Качество продукции определяется потребностью общества в данном виде продукции, и если по каким-либо причинам потребность в этом виде продукции полностью исчезла, то и качество ее будет равно нулю. Для оценки качества машин и других изделий разработана система показателей качества и методы их определения. Область практической и научной деятельности, которая занимается разработкой теоретических основ и методов количественной оценки качества продукции, называется квалиметрией. Задачи квалиметрии состоят в определении номенклатуры необходимых показателей качества изделия и их оптимальных значений, разработке методов количественной оценки качества, создании методики учета изменения качества с течением времени. Номенклатурой показателей качества промышленной продукции установлены десять групп показателей качества любых видов продукции, т.е. количественные характеристики свойств продукции, рассматриваемые применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. В каждую группу входят как единичные, так и комплексные показатели качества. Единичный показатель качества продукции отражает одно свойство (производительность, грузоподъемность, энергоемкость, ресурс и др.). Комплексный показатель качества продукции характеризует несколько ее свойств. Таким показателем является, например, коэффициент готовности изделия, характеризующий одновременно его безотказность и ремонтопригодность. Обобщенные показатели качества, которые представляют собой сумму единичных показателей, имеющих одну размерность, либо выражаются в относительных безразмерных единицах или в баллах с учетом коэффициента значимости каждого показателя, также относят к комплексным. Показатели назначения — одна из важнейших групп показателей качества, характеризующих назначение, область применения, конструктивные и другие особенности изделия (универсальность машины, производительность, материалоемкость, энергоемкость). Показатели надежности для продукции машиностроения — одна из важнейших групп. Надежность — способность объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования. Надежность — свойство изделия, определяемое четырьмя составляющими свойствами: безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью. Каждое из этих четырех свойств оценивается единичными показателями, несколько комплексных показателей выделено в особую группу. Показатели технологичности характеризуют степень соответствия машины и ее элементов оптимальным условиям современного производства, рациональность использования конструкционных материалов, приспособленность продукции к применению прогрессивных технологических методов производства, возможность максимального использования централизованного производства и рациональной организации ремонта и обслуживания. Важнейшими технологическими показателями качества продукции являются коэффициент сборности изделия, коэффициент использования рациональных материалов, удельная трудоемкость производства, удельная материалоемкость. Показатели стандартизации и унификации характеризуют степень использования или применения в данном изделии стандартизованных и унифицированных деталей, агрегатов, блоков и других составных элементов. Патентно-правовые показатели включают в себя два безразмерных показателя: патентоспособность и патентную чистоту. Патентоспособным изделие является в том случае, если оно содержит технические решения, которые могут быть признаны изобретением в одной или в нескольких странах. Изделие обладает патентной чистотой в том случае, если оно не содержит технических решений, подпадающих под действие патентов, исключительного права на изобретения, промышленные образцы, а также свидетельства на товарные знаки, которые зарегистрированы в данной стране. Один и тот же технический объект обладает патентной чистотой для одних стран и не обладает таковой для других, где действуют покрывающие его патенты. Эргономические показатели качества позволяют оценивать степень приспособленности машины к взаимодействию с человеком-оператором с точки зрения оптимальных условий для эффективного управления машиной, соблюдения необходимых норм гигиены и техники безопасности для оператора и окружающих людей. Термины и определения, относящиеся к эргономическим показателям качества, классифицированы по четырем подгруппам: гигиенические, антропометрические, физиологические и психофизиологические, психологические. В связи с увеличением интенсивности работы машин, усложнением их конструкции, повышением важности выполняемых ими функций эргономические показатели качества приобретают особое значение. Эстетические показатели качества характеризуют внешний вид продукции, ее соответствие современному стилю, гармоничность сочетания отдельных элементов машины между собой, а также всей машины с окружающей средой, соответствие форм машины ее назначению, колористическое (цветовое) оформление, а также качество и совершенство отделки внешних поверхностей и других элементов. Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к перемещениям в пространстве, не сопровождающимся ее использованием или потреблением. Они выбираются с учетом конкретного вида транспорта и определяют затраты (трудовые и материальные) на операции по подготовке к транспортированию и непосредственно транспортные. Показатели безопасности характеризуют свойства продукции, обусловливающие безопасность человека при использовании продукции, например, время срабатывания защитных устройств, сопротивление изоляции токоведущих частей и т.д. Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий, возникающих при эксплуатации продукции на окружающую среду и человека, например, содержание вредных элементов в составе продукции или ее выбросах. Показатели качества определяются при помощи объективного (инструментальный) и субъективного (экспертный) методов. Инструментальный метод включает в себя определение показателей качества продукции с помощью измерительных средств: весов, спидометров, расходомеров и т.д. Разновидностью инструментального метода можно считать расчетный метод определения показателей качества. Он основан на вычислениях с использованием значений параметров, найденных другими методами (например, расход топлива на 1 км пробега, коэффициент полезного действия, производительность машины). Экспертный метод — определение показателей качества продукции на основе решения, принимаемого группой специалистов-экспертов. Данный метод часто применяют для определения комплексных показателей качества. По возможности следует пользоваться объективными методами определения показателей качества продукции и отдавать им предпочтение по сравнению с показателями, полученными субъективными методами. Разновидности экспертного метода — органолептический и социологический методы. Органолептический метод — определение показателей качества продукции (в баллах) на основе анализа восприятия органов чувств человека — зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса — без применения технических измерительных или регистрационных средств. Этим методом пользуются, например, для эстетических показателей, оказывающих воздействие на потребителя, вкусовых качеств фруктов и т.д. Социологический метод основан на сборе и учете мнений фактических или возможных потребителей продукции. Этим методом определяются в основном показатели качества товаров народного потребления.
Управление качеством Управление качеством промышленной продукции — это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла: разработке, производстве, эксплуатации (или потреблении) и утилизации, осуществляемое путем систематического контроля за качеством и целенаправленным воздействием на условия и факторы, влияющие на качество продукции. В марте 1987 г. Международная организация по стандартизации (ИСО) приняла целый пакет международных стандартов серии 9000, в которых отражен международный опыт по управлению качеством продукции. Пакет принятых международных и отечественных стандартов на системы качества (по управлению качеством) в настоящее время включает в себя:
В этих стандартах задачи, стоящие перед организацией в области качества, сформулированы следующим образом:
Ориентация на удовлетворение требований потребителя является главным отличием указанных стандартов. Особенно отчетливо это отражено в стандарте ИСО 9004, где рассмотрены технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество продукции или услуги на всех этапах петли качества — от выявления потребности до удовлетворения потребителя. В рекомендациях по применению стандартов рассмотрены: область распространения и сфера действия стандартов; правила их выбора; основные принципы системы качества; документация системы качества; порядок проведения на предприятии работ по применению указанных стандартов; проверка, анализ и оценка системы качества. Указанные стандарты действуют в условиях, когда осуществляется проверка системы обеспечения качества продукции на предприятии. Системой обеспечения качества принято называть совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция (услуга) удовлетворяет определенным требованиям к качеству. Поскольку каждый стандарт содержит нормы, следование которым необходимо для обеспечения качества, то цель проверки состоит в установлении соответствия фактического положения дел указанным нормам. Обязательная проверка системы обеспечения качества может быть частью более общей процедуры (например, сертификации продукции, аттестации продукции, официальной оценки системы качества и т.д.). Основные принципы системы качества. Системы управления качеством (или просто системы качества) создаются и внедряются на предприятии для того, чтобы обеспечить проведение определенной политики в области качества и достижение целей, сформулированных в области качества. Из этого следует, что в создании системы качества первично формирование и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества. Политика в области качества может быть сформулирована по-разному: либо в виде принципа деятельности по поддержанию качества продукции на определенном техническом уровне, либо в виде конкретной долгосрочной цели. Система управления качеством разрабатывается для каждого конкретного вида продукции отдельно. По этой причине на одном предприятии, выпускающем разные виды продукции, может быть несколько систем (подсистем) качества.
|
|||
|