Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РАЗДЕЛ II. Сложные формы.  Тема 2. Вариационная форма.



 ­

РАЗДЕЛ II. Сложные формы.  Тема 2. Вариационная форма.

 

                                  ЛЕКЦИЯ VII.

Цели:

- определить сущность вариационного метода как основы вариационной формы;

- изучить классификацию вариационных форм.

Задачи:

- разделить вариационные формы по следующим принципам:

1. Использование в определённую историческую эпоху.

2. Характер тематизма и степень его изменения.

3. Способы варьирования.

4. Степень самостоятельности вариаций.

- изучить строгие вариации (Basso ostinato, орнаментальные вариации).

.

I. Определение.

Вариационной формой или вариационным циклом называют форму, состоящую из первоначального изложения темы и ряда её видоизменённых повторений (вариаций).Схематически форма выглядит так: АА1А2А3А4А5 и т.д.

 

II. Разновидности.

Существует следующая классификация вариационных форм:

1. Вариации на Basso ostinato (на выдержанный бас, «полифонические вариации»).

2. Орнаментальные вариации (фигурационные, «классические»).

3. Вариации на Soprano ostinato (на выдержанную мелодию, «глинкинские вариации»).

4. Вариации характерные и свободные.

                III. Строгие вариации.

 

           Вариации на Basso ostinato.

Этот вид вариаций достиг расцвета в эпоху барокко (XVII – 1-я пол. XVIII вв). Их существование было связано с культивированием баса (ит. -  ostinato – упорный) – практика Basso continuo, учение о генерал-басе, а также – с полифоническим мышлением, из-за чего их называют полифоническими вариациями. Вариации на остинатный бас были сопряжены с жанрами пассакалии и чаконы. Пассакалия (от исп. passacalle – ходить по улицам) – медленная пьеса с 4-8 тактовой темой, как и чакона первоначально были испанскими народными танцами. Они обладали величественным, мерным движением, преимущественно минорным ладом, размером ¾, психологически глубоким характером.

С гармонической стороны тема тонально замкнута, внутреннее строение её типично и просто. Это были гаммообразные последования от 1-й к 5-й ступени – нисходящие, восходящие, диатонические или хроматические, с кадансом на 5-й или 1-й ступени лада.

В остинатных вариациях:

1. Сохраняется тема как целое (структура темы).

2. Сохраняется гармонический план (тональность – единая, возможна смена одноименного

мажора – минором, и наоборот).

3. Единство метрическое и темповое.

Основные средства развития в остинатных вариациях – фактурное расцвечивание, усложнение, ритмическое дробление, смены регистров.   

Музыкальный материал:

 Пахельбель. Чакона f moll. Букстехуде. Чакона с moll. Гендель. Пассакалия g moll.

Бах. Пассакалия из концерта d moll, 2-я часть.

 Эта форма вариаций получила новое развитие в ХХ веке, что было вызвано полифонической тенденцией (Хиндемит, Берг, Шёнберг, Регер, Шостакович, Шнитке, Щедрин).

                         Орнаментальные вариации.

К концу XIII века сформировался новый тип вариационной формы – орнаментальные, или фигурационные, или классические вариации (Моцарт, Бетховен). С мелодической стороны, тема – простая, легко узнаваемая, заключает в себе типичные обороты. Изложена в простой 2-х частной, реже в простой 3-х частной форме. Признаки строгих вариаций, указанные выше, присутствуют и в этом виде вариаций: тональность – единая, иногда с заменой на одноименную; форма темы выдержана во всех вариациях; гармония стабильна; метрическое единство.  Однако, приёмы варьирования несколько отличаются. Основной приём развития в цикле – фактурный, состоящий в орнаментировании (раскрашивании) темы. Большое значение имеет мелодическая фигурация – обработка вспомогательными, проходящими звуками и задержаниями. Опорные звуки мелодии остаются на своих местах или на близлежащей доле такта, иногда перебрасываются в другую октаву или другой голос. Непосредственно с фигурацией мелодии связаны ритмические изменения – дробление длительностей. В орнаментальных вариационных циклах классиков нашла отражение традиция полифонизации некоторых частей. Некоторые вариации построены целиком или частично канонически, встречаются целые фуги и фугетты. Обощим новые черты и приёмы, введённые классиками в вариационный цикл в целом:

1. Вносится некоторый контраст внутри отдельных вариаций.

2. Вариации в большей мере, чем прежде, контрастируют по характеру.

3. Становится обычным контраст темпов (Моцарт ввёл в циклы медленную

предпоследнюю вариацию).

4.Финальная вариация напоминает по характеру заключительные части других циклов

(своим новым темпом и метром).

5. Вводятся коды, в которых встречаются дополнительные вариации, разработочные

элементы. Обобщающий смысл коды сказывается в появлении оборотов, близких теме.

Музыкальный материал: Моцарт. Соната  A dur, тема с вариациями; Вариации С dur;

Бетховен. Соната №№ 10,12,23 (2-е части), №№ 30,32 (финалы).

 

  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.