Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации. Духовная жизнь Византии.



 Тема: Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации. Духовная жизнь Византии.

На протяжении феодальной эпохи глобальная мобильность, мощные перемеще­ния значительных масс людей играли чрезвычайно важную роль.

На территории Римской империи сформировалась не только западная средне­вековая христианская цивилизация, но и византийская цивилизация. Восточные римские провинции — Балканский полуостров, Малая Азия, Ближний и Средний Восток, Египет побывали в самых разных руках. В V-VII вв. начинается расселение славян из Центральной Европы на юг и восток. Объединение восточнославянских племенных союзов со временем привело к возникновению восточной (русской) средне­вековой цивилизации. К началу VII в. булгары преодолевают огромное расстояние из степей Евразии на Балканский полуостров, где смешиваются со славянами, от­воевывают часть земель у Византии и основывают Болгарское царство. В бассейне Балтийского (Варяжского) моря в VIII—XI вв. господствуют викинги. В Китае и Индии продолжается бесконечная борьба за власть, которая прерывается внеш­ними вторжениями.

Византий, древний город на европейском берегу пролива Босфор, отделяющего Европу от Азии, был основан греками в 660 г. до н. э. В 330 г. н. э. он стал имено­ваться Константинополем по имени выдающегося императора Восточней Римской империи, сделавшего христианство официальной государственной религией на подвластных ему территориях. В 395 г. Константинополь стал столицей фактически сформировавшегося государства, а после падения Рима в 476 г. и до собственного падения под ударами турок в 1453 г. являлся центром Византии. Византию часто называли Романия, а ее жителей — ромеями (римлянами). Тем самым обозначалась преемственность между погибшей Римской империей и новым государством. В этническом отношении жители Византии были по преимуществу греками, но в разное время в границах Византии находились многие народы. Русские называ­ли Константинополь Царьградом. Турки, переименовав его в Стамбул, на период с 1453 по 1923 г. сделали бывший Константинополь своей столицей.

Константин I Великий (285-337) Миланским эдиктом от 313 г. провозгласил свободу вероисповедания, что означало прекращение преследований в отношении христиан. Церкви было возвращено все ее имущество. В 325 г. Константин Великий созвал Первый Вселенский Никейский собор, который осудил ересь ариан и при­нял Символ Веры. Так христианство стало государственной религией.

Византийская цивилизация прошла сложный и противоречивый исторический путь. В IV-VII вв. происходил постепенный переход от античности к Средневе­ковью. При императоре Юстиниане I (правил в 527-565) была ненадолго фак­тически восстановлена Римская империя. Византия в это время включала в себя Балканский и Малоазийский полуострова, часть Месопотамии, Армении, Сирию, Палестину, Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в Крыму и Лазику на Кавка­зе. В IV-VI вв. крупнейшими городами империи были Александрия, Антиохия (в Сирии), Эдеса (в Месопотамии), Тир и Бейрут (в Финикии), Эфес, Смирна, Никея (в Малой Азии), Фессалоники и Коринф — в европейской части. В общей сложности территория составляла около 750 тыс. кв. км. Численность населения, по подсчетам историков, достигала 30-35 млн человек. Среди них были сирийцы, евреи, армяне, грузины, копты, жившие в Египте, греки, составлявшие большинство жителей Византии. Латинский язык долгое время оставался государственным. В VII в. его сменил греческий язык. В первый период собственно византийской истории христианство повсеместно вытеснило языческую культуру. В 532-537 гг. Анфимий из Трал и Исидор из Милета построили в Константинополе храм Свя­той Софии, ставший символом политического и идейного единства Византийской империи.

В VII в. начинается затяжной кризис византийского общества. Особенностью социально-экономического развития страны в VII—XII вв. был своеобразный синтез различных форм жизни. При наличии крупного землевладения развитой вассально-ленной системы наподобие существовавшей в Западной Европе в Ви­зантии не сложилось. Значительную группу зависимых крестьян составляли так называемые «убогие», сидевшие на земле владельца и платившие определенную долю. Сначала они называли комитурами, позже — париками. Значительная часть крестьян в Византии была свободной и жила общинами. Центром социально-эко­номической и политической жизни были города, но торгово-ремесленные круги находились в сильной зависимости от заказов государства, от милостей импера­торского двора. Положение городских слоев в Византии существенно отличалось от положения городского сословия в Западной Европе. В VII—XII вв. вокруг трона шла непрерывная борьба, которая ослабляла империю.

В 1204 г. Константинополь был разгромлен рыцарями во время четвертого крестового похода. Воины христовы вместо тягот дальнего похода против сарацин предпочли разграбить богатый христианский город. Следует учесть, что руками рыцарей венецианские купцы, которые направляли этот крестовый поход, устра­нили своего торгового конкурента.

Крестоносцы создали Латинскую империю со столицей в Константинополе. В сложную по составу государственную систему наряду с непосредственными вла­дениями императоров вошли Фессалоникийское королевство, Ахейское княжество, Афинское герцогство и др. Вместе с конфедерацией рыцарских княжеств образова­лись Эпирское царство, Трапезундская империя и Никейская империя. Император Михаил VIII в 1261 г. в последний раз объединил византийские земли вокруг Константинополя. Последний период истории Византии был тяжелым. Ресурсы страны истощали гражданские войны, засилье итальянских купцов, войны против Болгарии, Сербии и Турции. 29 мая 1453 г. во время штурма Константинополя турками-османами погиб последний византийский император Константин XI Па-леолог. В 1461 г. турки завоевали Трапезунд. Тысячелетняя история византийской цивилизации завершилась.

Природа, характер и особенности византийского общества давно служат пред­метом споров, в которых высказываются как завышенные, так и уничижительные оценки. Между тем само по себе существование византологии, или византоведения, как особой отрасли научного, исторического знания свидетельствует о многом. Не будет преувеличением утверждать, что Византия послужила в качестве своеобраз­ного полигона проверки цивилизационных инноваций, внесла крупный вклад в миро­вую культуру. Византия стала своеобразным «мостом» между Римской империей и средневековой цивилизацией, между Востоком и Западом, между Римской им­перией и русской цивилизацией.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.