|
|||
Лекция № 5.Лекция № 5. Тема. Понятие о словообразовательном типе и словообразовательном значении 1. Определение словообразовательного типа. Словообразовательная модель. 2. Классификация словообразовательных типов: а) транспозиционные и нетранспозиционные, б) модификационные, в) мутационные. 1. Вепрева И.Т. Морфемика и словообразование современного русского языка : практикум : учебно-методическое пособие / И.Т. Вепрева. — Екатеринбург : УрФУ, 2016. — 110 с. — ISBN 978–5-7996-1752-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/98915 (дата обращения: 20.11.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 2. Глотова Е.А. Современный русский язык. Словообразование. Морфология : учебник / Е.А. Глотова, С.Е. Мыльникова, Т.А. Фадеева. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 504 с. — ISBN 978-5-9765-0897-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/122589 (дата обращения: 20.11.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 3. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование : учебное пособие / Е.А. Земская. — 9-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 328 с. — ISBN 978-5-89349-634-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/85964 (дата обращения: 20.11.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 4. Климовская Г.И. Русская орфография. Фонетика. Словоообразование. Морфология : учебное пособие / Г.И. Климовская. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 337 с. — ISBN 978-5-9765-2805-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/83826 (дата обращения: 20.11.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 5. Малышева, Е.Г. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология : учебно-методическое пособие / Е.Г. Малышева. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2014. — 328 с. — ISBN 978-5-9765-1630-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/47572 (дата обращения: 20.11.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Словообразовательный тип (СТ) – это совокупность производных слов, характеризующихся одинаковыми словообразовательными связями: - единством частеречной принадлежности производящей базы; - единым словообразовательным значением; - единым словообразовательным средством. Например, слова доброта, краснота, дурнота, прямота, чернота относятся к одному СТ, т.к.: 1) все они образованы от имен прилагательных (добрый, красный, дурной, прямой, черный); 2) имеют одно словообразовательное значение (СЗ) отвлеченного признака; 3) это СЗ выражается суффиксом -ОТ. Лексемы строитель, водитель, учитель, даритель, проситель также относятся к одному СТ, т.к.: 1) все они образованы от глаголов (строить, водить, учить, дарить, просить); 2) имеют одно словообразовательное значение действующего лица; 3) это СЗ выражается суффиксом –ТЕЛЬ. Таким образом, СТ представляет единство трех словообразовательных признаков: - части речи производящего слова - словообразовательного значения - словообразовательного средства. Если это единство нарушается, то происходит и разрушение единого СТ, что приводит к формированию омонимичных СТ. Например, слова мудрец, красавец, казанец, рязанец, пловец относятся к трем СТ, т.к. имеют разную соотнесенность (соотносятся со словами разных частей речи – с прилагательными мудрый, красивый, существительными Казань, Рязань, глаголом плавать), а значит, имеют разные словообразовательные значения (лицо по признаку, лицо по предмету – по месту жительства, лицо по действию) при одном формальном выражении –словообразовательном суффиксе –ЕЦ. СТ представляет собой единицу не только морфологического, но и семантического словообразования. Но если в морфологическом словообразовании важно единство трех признаков, то в семантическом словообразовании главным является семантика производящего и производного слов. Характеристикой СТ в семантическом словообразовании является единство словообразовательного значения производного слова и лексического значения производящего слова: СТ «признак → лицо, являющееся его носителем» – талант, серость, гордость СТ «действие → результат действия» – постройка, кладка, посадка СТ «действие → орудие действия» – приспособление, крепление, закладка СТ «действие → место действия» – вход, остановка, зимовка СТ «вместилище → вместимое» – аудитория, класс, университет и т.д. Словообразовательная модель – это формально-семантический образец порождения новообразований по аналогии к существующим производным словам, иначе это схема образования новых слов. Например, слова читатель, спасатель, водитель образованы по СМ «основа V + суффикс – -ТЕЛЬ- »; точилка, скакалка, сеялка – по СМ «основа V + -ЛК(А)» и т.д. В пределах СТ может быть несколько СМ в зависимости от характера морфонологических явлений, сопровождающих словопроизводство. Чисто фонетические причины лежат, к примеру, в основе выделения таких СМ: 1) основа прилагательного на заднеязычный, чередующийся с шипящим или Ц + -ЕСТВ(О): убогий – убожество; 2) основа не на заднеязычный + -СТВ(О): богатый – богатство. Фонетические факторы (фономорфемность) могут сочетаться со стилистическими различиями в употреблении слов. К примеру, слова на – НИЕ, -ТИЕ являются книжными, а лексемы на –НЬЕ, -ТЬЕ – разговорными: происхождение – происхожденье. Кроме того, возможна семантическая дифференциация слов: значение действия (варение ягод) и значение результата действия (варенье малиновое).
По разным основаниям словообразовательные типы делятся на ряд групп. В зависимости от того, относится ли производное слово к той же части речи, что и производящее, или переходит в иную часть речи, различают транспозиционные и нетранспозиционные словообразовательные типы. Вся сфера синтаксической деривации относится к транспозиционным типам, так как сущность синтаксической деривации и состоит в переводе производного в иную часть речи по сравнению с производящим. Например, читать – чтец, черный – чернеть. Поэтому деление на транспозиционные и нетранспозиционные существенно лишь для сферы лексической деривации, так как в ней есть типы и транспозиционные, и нетранспозиционные. К нетранспозиционным принадлежат все типы, относящиеся к префиксальному способу словообразования, а также часть суффиксально-префиксальных и суффиксальных типов, например, читать – прочитать. Выделяет еще две группы словообразовательных типов — модификационные и мутационные. Модификационными называются такие типы производные которых обозначают лишь какое-то видоизменение (модификацию) значения производящего слова. К ним относятся: · типы существительных, прилагательных и наречий с суффиксами субъективной оценки (чёрный — чёрненький, черноватый; стол — столик – столище; быстро — быстренько), · типы существительных со значением единичности и собирательности (горох — горошина; учитель — учительство; пионер — пионерия), · типы существительных со значением ‘невзрослое существо’ (слон — слонёнок, лиса — лисёнок), · типы глаголов, выражающих количественно-временные модификации действия (молчать — помолчать, греметь -— отгреметь, говорить — заговорить и т. п.).
Мутационные (от лат. mutatio — изменение) – словообразовательные типы включают производные, которые обозначают не модификацию значения производящего, а нечто иное: лес — лесник, школа — школьник, комбайн — комбайнёр, сахар — сахарница, горб — горбун, пожар — пожарник, раздевать — раздевалка, колоть — колун и т. п. Значения производных мутационных словообразовательных типов очень разнообразны.
Производные модификационныхсловообразовательных типов всегда принадлежат той же части речи, что и их производящие: синий — синенький, синеватый; тигр — тигрёнок; студент — студенчество.
Вопросы для самоконтроля. 1. Что такое словообразовательный тип? Привести пример. 2. Привести пример 3-х словообразовательных моделей. 3. Транспозиционные и нетранспозиционныесловообразовательные типы. Примеры. 4. Модификационный и мутационный словообразовательный тип. Примеры.
Домашнее задание. Привести слообразовательное гнездо. Отметить словообразовательные типы.
|
|||
|