![]()
|
||||||
Тема « Анатомо - физиологические аспекты высшей нервной деятельности» .
Лекция № 10 Тема « Анатомо - физиологические аспекты высшей нервной деятельности» . План : 1. Понятие о высшей нервной деятельности . 2. Основные отличия условных рефлексов от безусловных рефлексов. 3. Особенности образования условных рефлексов . 4. Механизм образования условных рефлексов . 5. Виды условных рефлексов . 6. Торможение условных рефлексов . 7. Динамический стереотип . 8. Взаимоотношение процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. 9. Особенности высшей нервной деятельности человека . 10. Типы высшей нервной деятельности . 11. Мозг и здоровье человека ,
1. Понятие о высшей нервной деятельности . Деятельность коры полушарий большого мозга названа И. П. Павловым высшей нервной деятельностью . В своей деятельности кора тесно связана с ближайшими подкорковыми узлами (ближайшей подкоркой) . Работа других отделов нервной системы называется низшей нервной деятельностью. Высшая нервная деятельность осуществляется за счёт двух механизмов : инстинктов и рефлексов
2. Основные отличия условных рефлексов от безусловных
Но при всём отличии условных и безусловных рефлексов И. П. Павлов подчёркивал связь между этими двумя видами рефлексов, что при определённых условиях в процессе развития условные рефлексы могут передаваться по наследству и переходить в безусловные рефлексы . 3. Особенности образования условных рефлексов . Условные рефлексы формируются на базе безусловных рефлексов при определённых условиях . Формирование условного рефлекса начинается с погашения ориентировочной реакции на раздражитель, который в дальнейшем должен быть условным сигналом ( поворот головы , туловища но свет , звук-условные сигналы ) , Для образования условного рефлекса необходимо : а) наличие двух раздражителей - условного и безусловного ; б) условный раздражитель (свет, звук и т.д.) должен предшествовать безусловному раздражителю . Например, дать свет, а через 5-10 сек (5 — ЗОсек) дать пищу ( проводят несколько таких сочетаний, 8 -10) ; в) безусловный раздражитель должен быть сильнее условного ; г) отсутствие отвлекающих посторонних раздражителей ( специальные изолированные камеры) ; д) бодрое состояние коры . 4,Механизм образования условных рефлексов . При действии условного раздражителя в коре больших полушарий возникает очаг возбуждения . Последующее действие безусловного раздражителя сопровождается появлением второго очага возбуждения ( по И.П.Павлову центры безусловных рефлексов имеют «представительство» в коре больших полушарий) . Между этими двумя очагами возбуждения возникает «временная связь» . После нескольких сочетаний действия условного и безусловного раздражителя временная связь становится более прочной . Благодаря наличию такой связи действие одного условного раздражителя (без последующего действия безусловного раздражителя ) вызывает возникновение двух очагов возбуждения и ответную реакцию, соответствующую безусловному рефлексу . Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных рефлексов, но могут вырабатываться также на базе прочных условных рефлексов . 5.Виды условных рефлексов . а)натуральные условные рефлексы образуются на естественные качества (свойства) безусловных раздражителей . Например, на вид, запах пищи . б)искусственные условные рефлексы образуются на самые разнообразные искусственные раздражители для данного безусловного рефлекса (свет , звук и т.д. для слюноотделения ) . Большое биологическое, а для человека и социальное значение имеют подражательные условные рефлексы . Условный рефлекс необязательно вырабатывается на основе собственного опыта . Он может передаваться через механизм подражания . Об этом всегда должны помнить родители . 6.Торможение условных рефлексов . Условные рефлексы могут исчезать при определённых условиях : а)безусловное торможение является врождённым , проявляется в любом отделе центральной нервной системы . Различают: внешнее торможение, - под влиянием нового раздражителя, который действует одновременно с условным сигналом , запредельное торможение возникает-при значительном увеличении силы или продолжительности действия условного сигнала , оно выполняет охранительную функцию, препятствуя истощению нервных клеток ; развивается у пожилых людей, после тяжёлого инфекционного заболевания ; б)условное ( внутреннее) торможение, свойственно только клеткам коры большого мозга . Основным условием является неподкрепление условного раздражителя безусловным (угасательное торможение) . За счёт торможения условных рефлексов достигается точное и совершенное приспособление организма к условиям существования, уравновешивание организма с окружающей средой . 7.Динамический стереотип - выработанная и зафиксированная в коре большого мозга устойчивая последовательность условных рефлексов, вырабатываемая в результате многократного воздействия следующих в определённом порядке условных сигналов . Например, у собаки вырабатывается условный слюноотделительный рефлекс на комплекс, состоящий из трёх раздражителей : звонок, свет и механизм раздражения кожи . Если изменить порядок их действия или интервал между ними, происходит нарушение работы клеток коры большого мозга ; условный рефлекс угасает, тормозится, исчезает . Его перестройка иногда происходит с большим трудом и может вызвать развитие невроза (нарушение функций высшей нервной деятельности ) . Перестройка динамического стереотипа наблюдается в жизни каждого человека в различные возрастные периоды в связи с изменениями условий жизни : поступление ребёнка в школу, смена школы на специальное учебное заведение, переход на самостоятельную работу и т.д. . Большая роль в облегчении перестройки динамического стереотипа у человека принадлежит общественному укладу жизни, а также своевременной помощи родителей, воспитателей, учителей . При наличии динамического стереотипа условные рефлексы протекают легче и автоматичнее . Динамический стереотип лежит в основе выработки различных привычек, навыков, автоматических процессов в трудовой деятельности . Вследствие этого опытный рабочий выполняет привычную для него работу быстрее и с меньшим утомлением, чем начинающий . Динамический стереотип определяет характер поведения человека в окружающей среде . 8.Взаимоотношение процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий . Сложнейшие взаимоотношения между организмом и разнообразными условиями жизни достигаются благодаря тончайшим взаимодействиям основных нервных процессов - возбуждения и торможения - в центральной нервной системе и, особенно, в нейронах коры большого мозга . Только одно возбуждение не может обеспечить нормальную деятельность организма . Ничем не сдерживаемое возбуждение (отсутствие торможения ) постепенно приведёт к истощению нервной системы и гибели организма . Если бы в нервной системе постоянно существовал только процесс торможения , то организм оказался бы нежизнедеятельным, неспособным реагировать на все сигналы , поступающие из внешней и внутренней среды . Нервные процессы обладают способностью распространяться (иррадиировать), а затем собираться ( концентрироваться ) в том участке центральной нервной системы, где они возникли . В настоящее время установлено, что процессы возбуждения способны распространяться . Природа иррадиации и концентрации процесса торможения окончательно не выяснена . 9.Особенности высшей нервной деятельности человека . Основное отличие высшей нервной деятельности людей связано с наличием у них речи . В связи с этим И.П.Павлов обосновал учение о первой и второй сигнальной системе человека . Деятельность коры больших полушарий, связанную с восприятием непосредственных раздражений (сигналов) внешнего мира, И.П.Павлов назвал первой сигнальной системой действительности ( имеется у животных и человека ) . У человека существует вторая сигнальная система действительности, она связана с функцией речи, со словом, слышимым и видимым . Слова являются сигналами сигналов первой сигнальной системы (лимон и слово «лимон» и т.д. ) . У человека условнорефлекторное отделение слюны возникает не только на вид, запах лимона, но и в ответ на слово «лимон» . « Слово, - писал И.П.Павлов,-сделало нас людьми» . Деятельность второй сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах . Сигнальное значение слова определяется не простым звукосочетанием, а его смысловым содержанием . Слово отличается от раздражителей первой сигнальной системы тем, что оно является многообъемлющим . Вовремя сказанное доброе слово способствует хорошему настроению, повышает трудоспособность, но словом можно тяжело ранить человека . Особенно это относится к отношениям между больными людьми и медицинскими работниками . Неосторожно произнесённое слово в присутствии больного по поводу его заболевания может значительно ухудшить его состояние . Через слово можно повлиять на деятельность внутренних органов . Под влиянием слов человек может побледнеть и покраснеть . У него может измениться ритм дыхания и сердцебиения . Врач только одной успокаивающей беседой с больным нередко снижает кровяное давление, умеряет биение пульса больного . На основе воздействия словом разработана психотерапия и лечение гипнозом . Между первой и второй сигнальными системами существуют тесные функциональные взаимосвязи . В физиологических условиях вторая сигнальная система несколько притормаживает активность первой сигнальной системы . Вторая сигнальная система является высшим регулятором различных форм поведения человека в окружающей его природной и социальной среде , обусловливает безграничную ориентировку человека в окружающем мире . Однако вторая сигнальная система правильно отражает внешний объективный мир только в том случае, если постоянно сохраняется её согласованное взаимодействие с первой сигнальной системой . 10.Типы высшей нервной деятельности . В основу деления нервной системы на типы И.П.Павлов положил три свойства нервных процессов (возбуждения и торможения ) : силу, уравновешенность, подвижность . Он разделил людей на четыре типа , использовав для их обозначения терминологию Гиппократа : холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Холерик - возбудимый тип . Нервные процессы сильные, подвижные, неуравновешенные ( преобладает возбуждение). Это очень энергичные люди, но легко возбудимые, вспыльчивые . Сангвиник - нервные процессы сильные, уравновешенные, подвижные . Такие люди жизнерадфстные, работоспособные . Флегматик - нервные процессы сильные, уравновешенные, но малоподвижные, инертные . Такие люди ровные, спокойные, настойчивые и упорные труженики Меланхолик - нервные процессы слабые, неуравновешенные, малоподвижные . Преобладает процесс торможения . Многие явления жизни для таких людей являются тормозными воздействиями . Меланхолик во всём видит и ожидает только плохое и опасное . Между этими основными типами нервной системы имеются переходные, промежуточные типы . Учитывая особенности взаимодействий первой и второй сигнальных систем, И.П.Павлов дополнительно выделил три истинных человеческих типа : - Художественный тип , первая сигнальная система преобладает над второй . Очень часто это музыканты, художники, писатели . - Мыслительный тип , вторая сигнальная система значительно преобладает над первой . Нередко по профессии это математики, философы . - Средний тип , одинаковое значение первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека . Большинство людей относится к этой группе . 11.Мозг и здоровье человека . Нормальное развитие всех органов и функций, правильные их взаимоотношения и выгодные для организма реакции на условия внешней и внутренней среды составляют то, что называется здоровьем . Все эти явления протекают под контролем мозга, обычно мы не знаем о многочисленных импульсах, идущих от внутренних органов; значит, они работают нормально, рефлексы от них замыкаются на низших уровнях подкорки, а в кору поступают только самые необходимые импульсы . Заболевание органа отражается на самочувствии человека . В таких случаях больной ощущает, что где-то колет, или жжёт, или ноет и т.п. . Внутренние органы влияют на мозг, и наоборот . Врачи издавна отмечали, что среди причин, укорачивающих жизнь, видное место занимают страх, уныние, тоска, зависть . Отрицательные эмоции нередко вызывают болезни . Каждый должен помнить, что его здоровье находится под контролем нервной системы, а её состояние определяется общим настроением человека . Все действия человека не могут осуществляться без участия нервной системы . Рис. Схема дуги условного слюноотделительного рефлекса на световой раздражитель: 1 — глаз; 2 — зрительный нерв; 3 — зрительный центр коры; 4 — пищевой центр коры; 5 — пищевой центр продолговатого мозга; б — слюнная железа,
|
||||||
|