Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Материал для повторения. краткое изложение пройденного)



Материал для повторения

(краткое изложение пройденного)

1. Вокальными называются формы произведений для музыки с текстом.

Вокальные формы более ранние, чем инструментальные формы.

 

2. Пропеваемый текст может быть прозаическим (музыка идет за словом, текст как бы пропевается, проговаривается) таким образом появляется речитатив. Речитатив не имеет законченной формы, так как его форму определяет текст. Речитатив может быть «сухой» – secco, или аккомпанированный – accompagnato.

 

3. Соотношение слова и музыки может быть и другим: в этом случае музыка определяет общее настроение текста (текст в этом случае чаще всего поэтический). Такое соотношение текста и музыки проявляется в опере: соотношение «Речитатив + ария» (на месте арии может быть песня, романс, серенада и др.)

Примерная схема разбора:

Secco + А–В (речитатив secco и простая двухчастная форма)

Аccompagnato + А–В–А1 (речитатив accompagnato и форма da capo)

 

4. Речитатитвное пение и кантиленное могут присутствовать в сочетании в одном произведении. Например, в кантиленном романсе может быть речитативный раздел.

Примерная схема: А–Р–В (где Р – речитатив)

 

5. Песенная тема всегда имеет свою форму. Это могут быть и известные инструментальные формы со своими особенностями:

· период,

· простые 2-х или 3-хчастные формы,

· рондо,

· сложные 2-х и 3-х частные формы;

· редко сонатная форма.

 

6. В вокальной музыке могут быть и свои собственно вокальные формы.

К ним относятся:

· куплетная форма;

· куплетно- вариационная форма и куплетно-вариантная форма;

· сквозная строфическая и нестрофическая форма.

7.Куплетная форма строится на повторении одного и того же построения –куплета – с меняющимся каждый раз текстом. Это форма всех жанров песни, русского городского романса.

· Текст     А–В–С–D–Е и т.д.

· Музыка А–А–А–А–А и т.д.

8. В свою очередь форма куплета может быть:

· предложением;

· периодом;

· простой 2-хчастной формой, где запев – 1ч, припев – 2ч.

 

В качестве припева может быть повторяющееся предложение или небольшие попевки.

 

9. Куплетно-вариационная форма – это форма вариаций на неизменный голос.  

· Текст              А–В–С–D–Е и т.д.

· Мелодия        А–А–А–А–А и т.д.

· Аккомпанемент А–А1–А2–А3–А4 и т.д.

 

10. Куплетно-вариантная форма – это форма, в которой мелодия каждого куплета начинается одинаково, но имеет свой вариант продолжения. Широко применяется в русской музыке, особенно в протяжных песнях.

 

· Текст              А–В–С–D и т.д.

· Мелодия        А1–А2–А3–А4 и т.д

· Аккомпанемент А1–А2–А3–А4 и т.д. (или может исполняться без аккомпанемента)

 

11. Сквозная строфическая форма образуется в том случае, когда каждая строфа текста (четверостишие, пятистишие и пр.) сопровождается новой музыкой.

 

· Текст     А–В–С–D–Е и т.д.

· Музыка А–В–С–D–Е и т.д.

 

12. Нестрофическая сквозная форма – это форма, как правило, одночастных произведений, в которых членение текста не отражается на непрерывно-сквозном развитии музыки.

 

13. Формы как собственно вокальные, так традиционные могут сочетаться в одном произведении, образуя смешанную форму.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.