Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Департаменты



 

Тема лекции: Россия в годы правления Петра I и Екатерины II

1. Реформы Петра I.

2. Абсолютизм при Екатерине II.

3. Присоединение Крыма к России.

 

1. Начало масштабной модернизации России при Петре I.

 

XVIII в. занимает особое место в истории Запада и мировой истории. В западноевропейской цивилизации он завершил переходный период от феодализма к капитализму.

С. М. Соловьев утверждал, что на новую дорогу страну вывел только Петр I.  Расширению торговли способствовали реформа «посадского строения», принятие Уставной таможенной грамоты (1653) и Новоторгового устава (1667).  В 1649–1690 гг. было принято 1535 указов, дополняющих с учетом западноевропейского опыта, Соборное уложение.

Реформировалась церковь, расширялись культурные связи с другими странами. В этот период началось размежевание общества, появились национально-консервативное и западническое течения.

В январе 1689 г. царица Наталья женила Петра на дочери окольничего Евдокии Лопухиной. По канонам того времени Петр, женившись, стал совершеннолетним, и мог править страной самостоятельно. Однако Софья не собиралась уступать брату престол. В государственных документах ее титуловали как

«Самодержица Российская», и она решила короноваться и стать постоянной соправительницей своих братьев. Момент решительной схватки за власть наступил в августе 1689 г., когда Петру сообщили, что Софья готовит поход на Преображенское с целью устранить брата – соперника. Поднятый среди ночи, он, страшно перепуганный, в одном нижнем белье бежал в ближний лес, а оттуда в Троице – Сергиев монастырь (с тех пор при сильном волнении его лицо искажали конвульсии). Следом за Петром в монастырь прибыли, созданные им из «потешных» людей, Преображенский и Семеновский полки. Затем к Петру примкнули несколько стрелецких полков, многие бояре, дворяне и даже патриарх Иоаким. Софья, покинутая всеми, проиграла. Она выдала Петру своего фаворита Шакловитого, которого казнили. В. Голицына отправили в ссылку в Архангельский край. Саму Софью заточили в Новодевичий монастырь, постригли в монахини под именем Сусанны и содержали под строгим контролем до самой смерти, последовавшей в 1704 г. Так началось правление Петра. Правда, формально, до самой кончины в 1796г., его соправителем оставался царь Иван. Однако, последний никакого участия в делах управления страной не принимал, хотя и присутствовал на официальных церемониях. Да и сам Петр не проявлял особого интереса к наметившиеся изменения, Россия еще серьезно отставала от Западной Европы. Промышленность по техническому оснащению и объемам уступала западноевропейской, а по структуре оставалась крепостнической. Сельское хозяйство основывалось на подневольном труде крепостных и отличалось рутинными способами обработки земли. Торговля ограничивалась отсутствием выходов к морям. Госаппарат был разбухшим, неповоротливым и не отвечал потребностям времени. Просвещение медленно проникало не только в народ, но и в высшие круги общества. Образ жизни и быт русской семьи отличались замкнутостью, слепым подражанием старине, суеверностью и патриархальностью. Русское войско состояло преимущественно из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо обученных и вооруженных. Слабость армии стимулировала вынашивание планов нападения на Россию со стороны иноземных государств. Чтобы преодолеть отставание от цивилизованных стран и двигаться по пути прогресса, России были необходимы глубокие реформы всеобъемлющего характера.

 

Существует два пути перехода от традиционного устройства к рациональному обществу: постепенный, эволюционный и резкий, революционный. Первый предполагает длительность преобразований, второй, наоборот, их быструю реализацию, что позволяет в короткий срок перестроить экономику, государственное устройство, быт и сознание людей. Россия выбрала второй вариант, что во многом обусловливалось характером находящегося у власти Петра I.

 

Царь обладал  государственным умом и талантом преобразователя. Он был одержим идеей служения народу, отличался чувством царственного долга, любознательностью, трудолюбием, исключительным упорством и настойчивостью, смелостью и энергией. Лучшие свойства личности Петра I позволили ему решительно проводить преобразования и обеспечить успех большинства из них. К осуществлению реформ Петра I подтолкнул ряд событий. В начале 1690-х годов он предпринял поездку в Архангельск, где стал поклонником моря и кораблей. В 1695–1696 гг. Петр совершил Азовские походы, давшие ему воинский опыт. В 1697-1698гг. он предпринял «Великое посольство» в Европу, после которого решил сделать Россию не хуже западных государств. В 1700г. Россия потерпела поражение под Нарвой, что заставило Петра I ускорить перестройку страны.

 

 

Реформы Петра I охватили все сферы общественной жизни, включая управление, экономику, армию, культуру и быт русских людей. На одном из первых мест стояла реформа государственного управления. Петр I отказался от традиционалистского типа власти, упразднил веками существовавшие Боярскую думу, приказы, местничество и т. д. Он приступил к внедрению в России новой рациональной организации управления на основе шведского.                                                

 

В 1711г. был создан Правительствующий Сенат из 9 человек, в руках которого сосредоточились административные, законосовещательные и судебные функции. Как высший административный орган в государстве он ведал всеми отраслями государственного управления, исполнял законосовещательные и исполнительные функции, руководил сбором налогов и их расходами, ведал торговлей и армией. До создания коллегий Сенат, через находившихся при нем комиссаров от губерний, осуществлял непосредственное руководство местными правительственными учреждениями. В конце правления Петра I Сенат стал высшей судебной инстанцией в государстве. Вместе с тем, в отличие от Боярской думы, он не был законодательным органом власти. Петр I считал себя, особенно, после того как стал императором, единственным творцом законов. Существовали различия и в способах комплектования этих правительственных учреждений. Боярская дума была сословным органом, с которой царь делил свою власть. Сенат изначально являлся бюрократическим учреждением, все члены которого назначались лично по усмотрению императора и были перед ним ответственны. Одним из главных нововведений Петра I стало создание в 1718 – 1720 гг. вместо приказов новых органов центрального управления - коллегий. За основу было взято шведское коллегиальное устройство, которое Петр I считал наиболее пригодным для России. Формируя коллегии, царь надеялся, что коллегиальное устройство позволит ограничить произвол чиновников, изжить повсеместно распространенные в приказах волокиту, путаницу, взяточничество и казнокрадство. Преимущества коллегий царь видел и в более оперативном, объективном, эффективном решении государственных дел. Всего было создано 11 коллегий со строго дифференцированными направлениями работы и коллективным принятием решений. На правах коллегий находились Главный магистрат, основанный в 1720 г. для управления городами и образованный в 1721 г. Синод, ведающий делами церкви. Одновременно некоторые приказные учреждения оказались нетронутыми. Были сохранены Преображенский и Сибирский приказы, Тайная и Медицинская канцелярии. Коллегия состояла из общего присутствия и канцелярии. В присутствие входили президент, вице – президент, по четыре советника и асессора. Президент назначался царем, вице – президент Сенатом с последующим утверждением императором. Формально же все коллегии были подчинены Сенату.

Финансовыми делами занимались Ревизион-коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия; торговлей – Коммерц-коллегия; промышленностью – Берг-мануфактур-коллегия; судебными делами – Юстиц-коллегия; городами – Главный магистрат.

 

С 1711г. сначала в Сенате, а затем и в других учреждениях появилась должность фискала. Фискалы должны были тайно проведывать обо всех нарушениях и злоупотреблениях чиновников и доносить главному фискалу (обер – прокурору). Доносительство вознаграждалось. Фискал получал  часть штрафа, накладываемого на нарушителя. Однако фискалы не могли прекратить воровство, взяточничество и казнокрадство, потому что лишь регистрировали уже совершенные преступления, а не обеспечивали их предупреждение. Введение института фискалов стало олицетворением недоверия верховной власти к чиновникам, отражало полицейский характер петровского государства, снижало его авторитет в глазах общества. В 1722 г. был введен официальный надзор, который осуществлялся через институт прокуратуры. За деятельностью Сената и коллегий следил генерал-прокурор, который лично докладывал царю о делах в правительстве, передавал ему волю монарха. Он мог остановить любое решение Сената, давал согласие на сенатские указы, следил за их исполнением. Данные полномочия, по сути превращали генерал-прокурора, названного Петром I «оком государевым», в первое лицо страны после монарха. Одним из достижений петровской реформации стало введение нового порядка комплектования органов управления и прохождения государственной службы. В 1722 г. была принята Табель о рангах. Она стала государственным законом, определившим порядок прохождения службы и устанавливавшим иерархию служебных чинов. Табель разделила Государеву службу на гражданскую, военную и придворную. Была определена лестница служебных должностей. На гражданской и военной службе она состояла из 14 ступеней- классов (рангов), каждый из которых делился на чины. К низшему 14-ому рангу относились гражданский чин коллежского регистратора и военный – прапорщика, к высшему-1-ому классу- должности канцлера и фельдмаршала соответственно. Высшие чины «с I по 5» присваивались по воле императора за особые заслуги перед отечеством, занятие остальных должностей происходило в порядке карьерного роста. Табель вводила новый принцип назначения на должности и продвижения по службе.

 

Петр жестко боролся со взяточничеством. Был повешен сибирский губернатор Гагарин, колесован обер-фискал Нестеров, приговорен к смерти вице-канцлер Шафиров. Но искоренить такие преступления ему не удалось. Самым крупным вором был полководец и государственный муж, друг детства царя князь Александр Меншиков, богатства которого равнялись бюджету страны. Первым генерал-прокурором Сената стал сын музыканта, пасший в детстве свиней, властный и сварливый Павел Ягужинский.

 

Критерием для служебной карьеры стали личные способности и профессиональные навыки служащего. На гражданской службе должностное лицо, достигшее чина коллежского асессора ( 8-ой ранг) получал личное дворянство. Это были демократические начинания, обеспечившие приток свежих сил на верхние ступени социальной лестницы. Однако демократичность намерений ограничивалась вмешательством государства в этот процесс. Основным сословием, из которого черпались кадры для службы, было дворянство (именовавшееся теперь шляхетством). Петр I обязал всех дворян пожизненно нести обязательную и постоянную службу. Все назначения по службе осуществлял Сенат. Примерно две трети дворян проходили военную службу, остальные – государственную. Сенат следил за тем, чтобы дворяне не уклонялись от службы. За отказ служить дворян лишали привилегий, вплоть до конфискации владений. Не случайно служба рассматривалась многими русскими дворянами как тяжкое бремя, в то время как в цивилизованных странах расценивалась как награда. Кроме того, хотя принцип породы при назначении на должность перестал доминировать, получить должность и дворянство выходцам из иных сословий было нелегко. Против проникновения «подлых» в дворянство выступала аристократия. Представителям неродовитых слоев общества следовало беспорочно прослужить от 10 до 20 лет. Поэтому не дворяне, получившие в результате службы дворянство, занимали, как правило, низшие ступени служебной лестницы. При Петре I к гражданской службе стали привлекать военных. Их использовали для сбора податей, проведения переписи, подавления волнений. Нередко власть командира полка в той или иной местности превосходила власть местной гражданской администрации. Даже на заседаниях Сената было установлено дежурство обер-офицеров, которые должны были арестовывать и отводить в крепость сенаторов, начавшихся ругаться ли вести себя невежливо. Привлечение военных объяснялось убеждением Петра I в том, что армия как общественный институт – наиболее стройная и совершенная организация и модель ее может быть использована в гражданском обществе. Процесс преобразования верховных органов власти завершила реформа церковного управления. К концу XVII в. церковь была крупнейшим феодалом и еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, несовместимую с развивающимся абсолютизмом. Когда в 1700г. умер патриарх Адриан, Петр решил не назначать нового патриарха, временно поставил во главе духовенства без патриарших полномочий рязанского митрополита Стефана Яворского. В 1721г. царь утвердил свод установлений церковной организации в абсолютистском государстве - Духовный                                             регламент, разработанный Ф. Прокоповичем. Согласно новому закону была проведена церковная реформа, которая ликвидировала автономию церкви и полностью подчинила ее государству. Патриаршество было упразднено, а для управления церковью была учреждена Духовная коллегия, вскоре преобразованная в Святейший правительствующий Синод. Синод состоял из 12 членов, назначаемых царем из представителей высшего духовенства. Члены Синода, будучи приравненные к светским чиновникам, получали государственное жалование. Они приносили присягу на верность государю, обязывались выполнять все его распоряжения, занимались сугубо церковными делами и не вмешивались в мирскую жизнь. Во главе Синода находился обер-прокурор, назначаемый для надзора за деятельностью этого учреждения и лично подчиненный императору. Первым обер - прокурором стал престарелый С. Яворский, хотя фактически всеми делами управлял его заместитель Ф. Прокопович. Впоследствии на эту должность назначалось светское лицо. Как и в коллегиях, в Синоде были президент, вице-президент, советники и асессоры. Петр повысил требования к монастырям. Считая монахов «тунеядцами», которые идут в монастырь, чтобы избежать податей, либо «от лености, дабы даром хлеб есть», царь потребовал от них службы государству. Он обязал их не только замаливать грехи мирян, но и содержать школы, богадельни, заниматься ремеслами. По указу Петра священнослужители были обязаны нарушать тайну исповеди, если видели в словах кающегося мирянина угрозу интересам государства. Превращение церкви в бюрократическую контору, обслуживающую интересы государства, привело к падению авторитета священослужителей в массах, к утрате народом нравственных ориентиров и многих духовных ценностей. Петр I придавал первостепенное значение реформированию местного управления. Это объяснялось неспособностью прежних местных органов власти своевременно решать фискальные задачи и обеспечивать выполнение воинской повинности. Еще в начале своего правления он окончательно упразднил институт выборных губных старост, передав все властные полномочия на местах назначаемым центром воеводам. В 1708 г. вышел Указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов». Данный указ положил начало первому этапу областной реформы, который растянулся на 10 лет. В ходе этой реформы территорию страны разделили сначала на 8 , в 1711 на 9, в 1714 на 11 губерний. Во главе этих областей стояли губернаторы, назначаемые царем. Главной обязанностью губернатора была организация своевременного сбора налогов с населения губернии. Кроме того, в руках губернатора сосредоточились полицейские, судебные и военные функции.

При губернаторах с 1713 г. стали формироваться советы (ландраты) из 8-12 выборных дворян. Предусматривалось, что без их согласия губернатор не должен был предпринимать никаких дел. Однако на практике ландраты не избирались, а назначались Сенатом или губернатором из нужных им людей. Поэтому они не проявляли самостоятельности и не оказывали влияние на местную политику. Через пять лет, показав свою неэффективность, ландраты были ликвидированы. С 1719 г. начался второй этап областной реформы. 11 губерний разделили на 45 провинций, которые стали основными административно-территориальными единицами и возглавлялись воеводами. Провинции делились на дистрикты (уезды) управление которыми первоначально осуществляли, назначаемые камер-коллегией, земские комиссары. В 1724 г. для сбора подушного налога был учрежден институт новых земских комиссаров, выбираемый дворянским обществом. Им же было вверено следить за состоянием дорог и мостов, выполнять полицейские функции, следить за нравственностью крестьян. Это была вторая попытка монарха повысить самодеятельность дворян в местном управлении. Однако, как и в случае с ландратами, эта реформа не дала ожидаемых результатов. Господство бюрократии не давало развиваться росткам дворянского самоуправления. Кроме того, дворяне обремененные тяжелой государственной и военной службой, не хотели возлагать на себя новые заботы. Петру принадлежит первая серьезная попытка организации самоуправления горожан. К реализации городской реформы царь приступил еще в 1699г. В Москве была учреждена Бурмистерская палата, переименованная позднее в Ратушу. Управление в других городах осуществлялось земскими избами с выборными бурмистерами. При этом отменялось подчинение городов приказным учреждениям в центре и воеводам на местах. Но действительного городского самоуправления не получилось. Реформа была подчинена главной цели – организации эффективной системы сбора государственных налогов. Ратушу вскоре превратили в центральное казначейство, наделив ответственностью за сбор прямых налогов, таможенных пошлин и т.д. В последние годы своего правления Петр I провел ряд преобразований, завершивших реформу городского самоуправления. В 1720 г. был создан Главный магистрат, вицепрезидентом которого был назначен богатый купец И. Исаев. Ему подчинялись магистраты, избираемые во всех городах. В выборах городских магистратов могли участвовать только граждане, имеющие собственность («регулярные»),  а лица низшего происхождения («нерегулярные») избирали старост, которые представляли их интересы в магистрате. Магистраты ведали всем городским хозяйством, контролировали сбор налогов, осуществляли судебные и полицейские функции, обеспечивали безопасность городов, ведали созданием школ, богаделен, госпиталей, ремесленных цехов. Однако следует заметить, что созданная в петровские времена военнобюрократическая модель управления государством, приходила в противоречие с началами местного самоуправления. Со временем усилилось противостояние между бюрократическими и земскими учреждениями. Существовала масса примеров полного бесправия выборных городских органов перед произволом воевод. Они притесняли местные магистраты, отнимали у них ратуши, построенные на деньги купцов и т.д. Слабость магистратов объяснялась почти полным отсутствием собственных средств. Налоговые сборы поступали не в городскую кассу, а в государственную казну. Вместе с тем, магистраты были удобным соединительным звеном между администрацией и жителями посада. Поэтому они сохранялись центральной властью вплоть до реформ 1864г эпохи Александра II. Петровский идеал рационального государства предполагал создание административного права, регулирующего деятельность различных органов управления. Петр считал, что наличие разнообразных правил является непременным условием эффективной работы чиновников. Составленный в 1720г. Генеральный и частные регламенты, определяли состав, компетенцию, порядок функционирования коллегий, канцелярий, контор. Правила до мелочей расписывали жизнь госучреждений, контролировать каждый шаг административных органов.322 Создание новых властных структур завершилось провозглашением в 1721 г. Петра I Отцом Отечества, Императором Всероссийским, главой светской и духовной власти с правом вмешательства в любую сферу, минуя государственные органы. Оформление абсолютизма закончилось, никогда прежде правители России не обладали такой полнотой власти. Таким образом, просматриваются две стороны административной реформы Петра I. Положительным является отход от средневековой архаичной системы управления и создание более эффективной бюрократической системы. Возникшие при Петре I институты государственной власти сохранились до 1917 г. и оказали сильное влияние на все стороны жизни страны. Но задачу формирования рационального и справедливого государства Петру I решить до конца не удалось. На практике появилось военно-полицейское, бюрократическое образование. Сложился культ учреждения, и национальным бедствием стала погоня за чинами и должностями.

Петр I поставил задачу догнать Запад и в сфере экономики. Политика подъема экономики предполагала накопление денежных средств; развитие промышленности, стимулирование торговли и сельского хозяйства. Чтобы пополнить казну, Петр I проводил жесткую финансовую политику. Главным источником доходов оставались налоги. Основным из них стала подушная подать, включающая в орбиту плательщиков почти все население, кроме дворян. Помимо этого существовало множество других налогов, для сбора которых сформировали целый штат « прибыльщиков». В том числе: мельничный и банный; погребной и пчелиный; с бороды и с раскольников; с извозчиков и с постоялых дворов; шапочный и сапожный; с печей и с продажи съестного. К данным налогам присоединялись казенные монополии на соль, табак, мел, деготь, рыбий жир, дубовые гробы, продажу вина и т. д. Казна пополнилась и за счет монетной реформы, в ходе которой мелкие серебряные монеты были заменены медными, уменьшился вес монет, ухудшилась проба серебра. Только в 1701–1709 гг. чистая прибыль государства от этой реформы составила 4,4 млн. рублей. В целом бюджет страны с 1680 по 1724 г. увеличился втрое.

 

Международное положение и внутренняя обстановка диктовали государству приоритеты вложения денежных средств. Стремление догнать Запад и укрепить обороноспособность страны заставляли правительство направлять свои усилия на развитие промышленности. Петр I провел первую форсированную «мануфактурную индустриализацию», т. е. в короткий срок за счет мобилизации всех государственных средств и использования труда крепостных создал разветвленную систему государственных и частных мануфактур. Решение этой задачи стало возможным благодаря политике протекционизма по отношению к русской промышленности. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье.

В результате монетной реформы в обороте находились червонцы, изготавливаемые из золота; гривенники, полтинники, полуполтинки и рубли– из серебра; копейки, денежки и полушки – из меди.

 

Огромную роль играло, также, ремесленное производство. Важнейшими ремесленными центрами оставались Москва, Ярославль, Нижний Новгород, Казань и др. Ремесленники производили железо, сукна, полотна, кожи, седла. Появились новые виды ремесленные профессии: табакерщики, каретники, шляпочники, парикмахеры. Ремесленников – мастеров с 1722г. стали объединять в цехи. Только в Москве насчитывалось 146 цехов, объединявших 6800 человек. Так, благодаря покровительству государства крупнейшими заводчиками стали Демидовы.

 

Подобная политика оказывала огромную помощь в становлении отечественной промышленности. При этом поощрялось создание как государственных, так и частных предприятий. Казенные мануфактуры преобладали в начальный период Северной войны, интересы которой заставляли государство определять и развивать «полезные» виды производства и ограничивать «неполезные». По мере завершения войны начинают осуществляться меры по поощрению частного предпринимательства. Половина предприятий предназначалась для снабжения армии и флота. Особую роль в этом играл Уральский металлургический район. На заводах Урала отливали и ковали пушки, ядра, гранаты, ружья, штыки, якоря, что позволило со временем прекратить импорт оружия. В целом в петровскую эпоху выплавка чугуна в России увеличилась со 150 до 800 тыс. пудов. С 1722 г. начался экспорт металла. С конца 1740-х гг. чугуна выплавлялось в 1,5 раза больше чем в Англии, и это мировое первенство удерживалось вплоть до начала XIX в. Значительный рост наблюдался и в других отраслях промышленности. Основывались суконные, полотняно-парусинные мануфактуры, развивалось кораблестроение. Центром текстильной промышленности стала Москва. Всего, по данным В. О. Ключевского, «Петр оставил после себя  фабрики и завода по самым разнообразным отраслям». Таким образом, реформы Петра I в первой четверти XVIII в. в промышленности привели к созданию мощной экономики на основе новых европейских технологий. Это открывало определенные возможности капитализации страны, если ее основой считать техническую производственную базу. Однако система усилившихся при Петре I феодальных, крепостнических отношений не позволяла до конца реализовать эти возможности. В эпоху Петра I промышленность, в том числе и частная, была поставлена под более жесткий контроль, чем в предшествующий период. Ее деятельность регулировалась многочисленными регламентами, уставами, проверками, отчетами, налогами. Главной особенностью отечественных мануфактур было выполнение ими государственных, в основном военных, заказов. Это обеспечивало устойчивость доходов мануфактуристов, но лишало предприятия экономической свободы и препятствовало развитию конкуренции. Своеобразно решалась проблема обеспечения российской промышленности рабочей силой. В условиях нехватки рабочих рук наемный труд был скорее исключением, нежели правилом. Предприятия основывались преимущественно на подневольном труде крепостных, поэтому утратили.

 К концу Северной войны частные мануфактуры в отдельных отраслях даже доминировали. Так, 87% чугуна выплавлялось частными предприятиями и только 13% – казенными.

 

Результатом Петровских реформ стало создание в России основ государственно-монополистической, крепостнической и милитаризованной промышленности, что обусловило нарастание экономического отставания страны с начала XIX в. Петр I считал, что «торговля – верховная обладательница судьбы рода человеческого». Правительство заботилось о ее развитии. Для руководства торговлей была учреждена Коммерц-коллегия. Купечеству рядом указов были предоставлены особые льготы.332 Расширению торговли способствовал рост мануфактур, развитие мелкого товарного производства и отходничества, специализация сельскохозяйственных районов, улучшение путей сообщения. Повсюду возникали «ярманки», гостиные дворы, торговые биржи и пристани. При Петре I шел процесс расширения внешней торговли. Главным городом, через который шла торговля с Европой, стал основанный в 1703 г., Петербург. Если в 1722 г. в петербургском порту побывало 116 иностранных торговых судов, то в 1725 г. – уже 914. Расширялась традиционная торговля с Востоком, включая Персию, Китай, Среднюю Азию. Под конец царствования Петра I вывоз товаров из России в два раза превышал ввоз иностранных товаров. При этом в экспорте преобладали промышленные изделия, а не сырье. Вместе с тем и сфера торговли ощущала на себе диктат со стороны государства. В городах насаждали цеховой строй. Купцов заставляли объединяться в торговые компании.

В первые годы XVIII в. мануфактуристы пользовались наемным трудом крестьян, отпущенных помещиками на заработки, «гулящих» и беглых людей, избежавших закрепощения. По мере усиления крепостного права и розыска беглых крестьян число «свободных» людей, составляющих рынок рабочей силы, сократилось. Немногочисленные крестьяне, шедшие в город на заработки, не могли обеспечить растущую промышленность наемной рабочей силой. В этих условиях правительство пошло на разрешение использовать на предприятиях принудительный труд. К заводам стали приписывать государственных крестьян (приписные крестьяне). В осеннее – зимний период на неквалифицированных участках приписные крестьяне отрабатывали подушную подать. В 1721г. был издан указ, давший право владельцам мануфактур покупать к своим заводам крепостных крестьян (посессионные крестьяне). Квалифицированные работы на мануфактурах выполняли в основном вольнонаемные. Указом 1736г. их закрепили за мануфактурами («вечноотданные»). После этих указов целые отрасли экономики стали использовать исключительно труд крепостных работников. Купцам давались, например, огромные ссуды.

При Петре I был построен Вышневолоцкой канал, соединивший Волгу с Невой, а также началось сооружение Ладожского канала.

 

Петр I сделал попытку изменить положение в сельском хозяйстве, включая организацию сельскохозяйственного производства, его структуру и агротехнику. Были приняты меры по охране лесов, росло производство технических культур, образовывались новые льноводческие районы, развивалось овцеводство, коневодство, появились новые породы крупного рогатого скота, расширялись посевы табака, возросло значение садоводства и огородничества, при уборке зерна вместо серпов все более широко стали применяться косы. Однако сельское хозяйство оказалось наиболее инертной и наименее доступной для правительственного вмешательства сферой экономики. Аграрный сектор оставался рутинной отраслью, где развивались только те направления, которые обеспечивали потребности армии и флота. Реформы Петра I в других сферах жизни объективно ухудшили положение деревни. Она стала основным источником рабочей силы для промышленных предприятий и главным поставщиком рекрутов в армию. Крупный исследователь петровской эпохи Н. Павленко утверждает, что количество налогов, собираемых в те времена с крестьян, не поддается учету. Крестьян использовали при строительстве флота, городов, каналов, дорог, принуждали к выполнению различного рода повинностей, среди которых были поставка подвод для перевозки грузов, предоставление жилья для постоя солдат и др. В итоге к концу царствования Петра I крестьяне были совершенно разорены, опустошались целые области, и деревня едва обеспечивала страну продовольствием. Характер экономической политики Петра I отразилсяся на социальной структуре Российской империи. Зарождаются сословия европейского типа. Указ Петра I 1714г. «О единонаследии» способствовал росту числа крупных собственников-землевладельцев, так как запрещал дробить имения и обязывал передавать поместье только одному сыну. Он содействовал увеличению численности промышленников, коммерсантов, предпринимателей из тех дворян, которые землю по наследству не получили и вынуждены были в будущем открывать свое дело. При Петре I идет процесс формирования среднего сословия из торгово-ремесленного населения городов.

 

 

Закон 1714г. « О единонаследии» отрывал дворян от земли и вынуждал их поступать на службу. « Табель о рангах» определила три вида службы: военную, государственную и придворную. Как уже отмечалось, главной оставалась военная служба. Она начиналась с 15 лет, с поступления в солдатский полк и продолжалась пожизненно. Другая часть дворян поступала на государственную службу. Произошло «обюрокрачивание дворян, одворянивание бюрократии», сформировалась новая социальная группа - дворянская бюрократия, которая полностью зависела от государства и монарха. Для дворян, кроме того, вводилась новая учебная повинность. Всех дворянских детей мужского пола обязали учиться грамоте, «цифири» и геометрии, а впоследствии многих из них посылали за границу для обучения военному, морскому, государственному делу. Петр I ввел для дворян особый образ жизни и времяпрепровождения, обязал носить одежду иноземного образца, ограничил их права в распоряжении имениями.

К « регулярным» горожанам принадлежали дворяне, купцы и промышленники (первая гильдия); доктора, аптекари, ученые, живописцы, ювелиры, ремесленники, мелкие торговцы (вторая гильдия). К « нерегулярному» населению городов относились лица, не владевшие собственностью. В том числе льготы, предоставляемые указами: 1710 г. – о передаче предприятий в частные руки; 1715 г. – о торговых компаниях; 1719 г. – о ликвидации государственной монополии на ряд товаров; 1724 г. – о введении протекционистского таможенного тарифа и др.

 

Петром предпринимательской деятельности, льготные государственные заказы, предоставление привилегий купечеству, что ставило горожан в зависимость от правительства. Несмотря на желание Петра I изменить положение крестьян, в деревне расширялись и укреплялись крепостнические отношения. В ходе подушной переписи населения 1718–1724 гг. крепостное право было распространено на ранее лично свободных «гулящих людей», а также на холопов, которые в прежние времена при определенных условиях могли стать свободными. Была создана категория государственных крестьян. Для закрепления крестьян на местах вводилась паспортная система. Появились категории приписных и посессионных крестьян (купленных к заводам). Они составили основную массу работников российских мануфактур, породив тем самым длительный спор в советской исторической литературе относительно социальной характеристики этих промышленных предприятий. Одни историки не обращали внимания на эти особые черты, отстаивали идею капиталистического характера петровской промышленности. Другие, напротив, видели в ней исключительно российский феномен – крепостническое предприятие, не имеющее ничего общего с капитализмом. В целом Петр I значительно укрепил, существовавший до него, социальный строй. Путем слияния отдельных мелких сословных групп были консолидированы основные классы общества. Сословная структура стала более простой и четкой. Население разделилось на дворянство, посадских людей и крестьянство. Зародились элементы социальной структуры европейского типа. Но им не суждено было развиться и укрепиться в силу активного вмешательства в социальную сферу государства, которое искажало и деформировало общество. Одно из центральных мест в политике Петра I занимала военная реформа. Она была обусловлена необходимостью укрепления позиций абсолютизма и поддержания порядка в стране, желанием Петра I вернуть исконные западнорусские земли и завоевать новые территории, стремлением не отстать от уровня армий передовых государств. Толчком к крупномасштабной военной реформе стало серьезное поражение в битве со шведами под Нарвой в ноябре 1700 г.

 

5.3. Внутренняя политика Екатерины II и Павла I

 

София – Августа - Фредерика, принцесса Ангальт – Цербстская (Фике), прибыла в Россию в 1744 г. в качестве невесты будущего императора Петра III. Ее крестили по православному обряду и нарекли Екатериной Алексеевной. В 1745г. она стала женой Петра III. Отношения супругов не сложились. Постепенно вокруг нее сформировался круг сторонников, недовольных политикой царя Петра. Воцарение Екатерины произошло 28 июня 1762 г. в результате дворцового переворота и последовавшего убийства ее мужа – императора. В современной литературе сочетаются традиционные и новаторские оценки ее политики.

 

Царствование Екатерины II совпало с эпохой Просвещения. Идеология Просвещения это буржуазная по своей сути система общественного сознания переходного периода от феодализма к капитализму. Она нашла отражение в трудах французских мыслителей Дидро, Вольтера, Монтескье, Руссо, Гоббса, Гольбаха, Гельвеция и др. Просветители предприняли попытку разобраться в происхождении и природе государства, найти секрет счастливой жизни людей. Была выдвинута формула «свобода, гражданское равенство, собственность». Разработаны идеи народного суверенитета, народного представительства.

Под эпохой Просвещения принято понимать период в истории Европы, хронологически заключенный между буржуазными революциями в Англии ( сер.XVII в.) и Франции (конца XVIII в.) Это было время становления, расцвета и кризиса целого комплекса идей, общественн



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.