|
|||
Качества руководителя ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Качества руководителя Первая группа — профессиональные — используемые им методы и приемы управленческой деятельности. Вторая группа — интеллектуальные и личностные качества человека (знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера вплоть до характера). Вторая группа по отношению к первой обладает двумя особенностями: — во-первых, она — фундамент, на котором строится профессиональная управленческая компетентность руководителя; — во-вторых, она труднее поддается коррекции (изменить характер сложнее, чем усвоить методику управления). Поэтому одним из главных психологических качеств руководителя является его мышление. Руководитель должен уметь мыслить: а) проблемно и перспективно, то есть, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления; б) системно, то есть, охватывая все стороны дела и влияющие факторы; в) практически и обоснованно, отличая действительные факторы от субъективных мнений, желаемое от реального; г) нешаблонно и неконсервативно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными новаторскими методами руководства; д) оперативно, т.е. быстро реагировать на изменения и принимать рациональное решение; е) последовательно и целеустремленно, добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного; ж) самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, совершенствовать свои профессиональные навыки, знания. Поскольку руководитель самодеятельного коллектива в современных рыночных условиях выполняет функции менеджера, то он должен обладать такими качествами, которые предъявляются современному менеджеру. ■ Требования, предъявляемые менеджеру: 1. Компетентность. Необходимо постоянно пополнять свои знания, руководитель не может себе позволить учиться на своих ошибках. 2. Достоинство и высшая ответственностьво всех делах, включая пунктуальность. 3. Чувство нового и умение рисковать. Это качество должно сочетаться с умением планировать и смотреть вперед. 4. Чувствительность и подвижность. Руководитель должен уметь чувствовать окружение, события, уважать мнение других и постоянно стремиться к саморазвитию. 5. Высокая работоспособность. Постоянное стремление быть лучше и делать все наилучшим образом. ■ Роли менеджера: — администратор (наблюдать за исполнением); — плановик (разрабатывать методы и средства, с помощью которых другие достигают цели); — политик (устанавливать цели и линию поведения в группе); — эксперт (к нему обращаются как к лицу, обладающему достоверной информацией); — представитель группы во внешней среде; — регулятор отношений внутри группы; — источник идей, информации, поощрения, наказания; — судья и миротворец; — диктатор; — «отец» или «мать»; — «козел отпущения». Существует три классических стиля руководства. Стиль руководства — типичная для руководителя система приемов деятельности, используемая в работе с людьми. Стиль руководства проявляется в манере руководителя говорить, слушать других людей. В1930-е годы К. Левин выделил три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. До сих пор этот подход к анализу и классификации стилей является наиболее распространенным. 1. Авторитарный (директивный) стиль характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. Руководитель единолично принимает решения, жестко определяя деятельность подчиненных, не позволяет проявлять инициативу. Он обычно ориентирован на решение производственных задач, не доверяет подчиненным, пресекает всякую критику в свой адрес. 2. Демократический стиль руководства - децентрализация власти. Руководитель делегирует свои полномочия, консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в принятии решений, инициатива с их стороны всячески стимулируется. Деятельность подчиненных контролируется не только властью руководителя, но и активом. 3. Либеральный (попустительский) стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Руководитель выступает в роли посредника между занятыми в производстве группами людей, обеспечивая их информацией и материалами, необходимыми для выполнения работ. Руководитель, использующий данный стиль, характеризуется следующими качествами: — дела пускает на самотек; — действует тогда, когда оказывают давление (либо сверху, либо снизу); — консервативен; — никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчиненного; — склонен воздействовать уговорами, налаживанием личных контактов; — критику выслушивает, соглашается, но ничего не предпринимает. Ни один стиль руководства не может претендовать на универсальность, применимость в любых условиях. Поэтому важным качеством руководителя является владение разными стилями, гибкое использование их в зависимости обстановки.
3. Положение о любительском объединении, клубе по интересам. Утверждено ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Министерством культуры СССР № 05/15-38ст от 30.05.1986. 4. Примерное положение о коллективах художественной самодеятельности и техническом творчестве (1978 г.).
Тема 3. Информационно-методическое обеспечение самодеятельного творчества Информационно-методическое руководство социально-культурной деятельностью осуществляется целой системой, которая представляет собой совокупность государственных, ведомственных и общественных органов, служб, учреждений и регулирующих деятельность специалистов культурно-досуговых учреждений. Информационно-методическое руководство СКД как система включает в себя ряд компонентов. Это: 1. Цели и задачи, определяющие главное направление методического руководства. 2. Объект методического руководства, который включает в себя: — работников культурно-досуговых учреждений; — актив, т.е. общественных организаторов купьтурно-досуговой деятельности; — работников методических служб низшего уровня (методических кабинетов РДК). 3. Содержание методической деятельности, направленной на изучение, моделирование, внедрение достижений методики в широкую практику купьтурно-досуговой деятельности. 4. Субъект методического руководства, включающий: — методические учреждения и органы высшего руководства; — кадры, осуществляющие методическое руководство культур-но-досуговой деятельностью на всех уровнях; — научные знания и технологии культурно-досуговой деятельности, которые выступают по отношению к практике как непосредственная производительная сила. 5. Средства, методы и формы методического руководства. 6. Условия методического руководства, включающие в себя: — материально-техническое обеспечение, позволяющее постоянное внедрение нововведений в практику и творческий поиск новых, прогрессивных форм и методик; — информационные системы; — финансовое обеспечение системы методического руководства; психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстети-ческие и социальные предпосылки для осуществления методического руководства. Государственная система методического руководства в советский период включала в себя всесоюзный, республиканские, областные (краевые, окружные, автономные), городские научно-методи-ческие центры народного творчества и культурно-просветительной работы (НМЦ НТ и КПР), методические кабинеты культурно-просветительных учреждений и общественные органы — художествен-ный совет, методический совет, совет клуба, клубный актив. В начале 1990-х годов произошло изменение структуры методического руководства. 1. Всесоюзный научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы (ВНМЦ НТ и КПР) реорганизовался в три структуры: — Российский государственный дом народного творчества; — Российский государственный дом фольклора; — Российский государственный дом народных промыслов и ремесел. 2. Областные научно-методические центры. В г. Тюмени — информационно-аналитический отдел областного Дворца культуры им. В.И. Муравленко(начальникотдела— Е.А. Стефашова). 3. Методические кабинеты при районных домах культуры. В структуру ОНМЦ обязательно входит отдел народного творчества, сотрудники которого ведут работу научно-методического центра по разделу «народное творчество», накапливают, систематизируют и изучают статистические, отчетные, творческие материалы о художественной самодеятельности. Участвуют в проведении научных и социологических исследований по проблемам народного художественного творчества, разрабатывают комплекс первоочередных и перспективных организационных, массовых музыкальных, учебно-методических и др. мероприятий, направленных на дальнейшее развитие хорового, танцевального, изобразительного, кино-, фотоискусства, оркестров духовых и народных инструментов, эстрадных и симфонических оркестРов, вокально-инструментальныхансамблей. Осуществляет контРоль и оказывает всемерную помощь в работе клубных учреждение художественной самодеятельностью.
|
|||
|