Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Слайд 1) Лекция 7 Компьютерное обучение языкам



(Слайд 1) Лекция 7 Компьютерное обучение языкам

План

1. Информатизация образования и связанные с этим измененияв обучении языкам.

2. Понятие компьютерного обученияязыкам.

3. Классификация электронных средств обучения.

4. Дистанционноеобучение.

5. Сетевые ресурсы в обучении языкам.

 

(Слайд 2) 1. Информатизация образования и связанные с этим изменения в обучении языкам.

Одной из важных практических областей применения компьютеровв лингвистике является компьютерное обучение языкам (ComputerAssistedLanguageLearning, CALL). Компьютеризация и информатизацияявляются характерными особенностями современногообучения в целом, поскольку применение современных информационно-коммуникационных технологий в обучении позволяет сделатьего более эффективным, повысить мотивацию обучающихся и сократитьзатраты человеческого труда. Кроме того, применение компьютеровв полной мере соответствует другим современным тенденциямобразования: его деятельностному и личностно-ориентированному характеру.

(Слайд 3) При этом обучению иностранным языкам (ИЯ) с помощью компьютераотводится особая роль, так как изучение языка представляетсобой процесс, использующий весь спектр человеческих возможностейпознания.

Вопросы использования компьютеров в обучении рассматриваютсяс 1950-х годов, т.е. практически с начала промышленного производствакомпьютеров. За более чем полувековой периодкомпьютерное обучение претерпело значительные изменения, которыеопределялись господствующим методом обучения и уровнемразвития компьютерной техники.(Слайд 4) Так в развитии компьютерных обучающихсредств выделяют два главных этапа:

1) бихевиористический: на этом этапе обучающие программы былипостроены по формуле «стимул — реакция», обучающемуся отводиласьпассивная роль объекта обучения, а программы выполнялифункцию тренажеров;

2) когнитивно-интеллектуальный: программы ориентированы наобучающегося, дают ему свободу выбора уровня и типа действий,активизируя тем самым его познавательные функции.

 

(Слайд 5) 2. Понятие компьютерного обучения языкам.

В настоящее время компьютерное обучение ИЯ представляет собойотдельную область знаний и практических действий, нацеленныхна использование компьютеров в обучении и изучении языков, имеющую свою методику, программные средства, цели и задачи.

Возможности использования компьютеров простираются оттрадиционных программ-тренажеров до современных виртуальныхобучающих сред, мультимедийных программ и применения различныхформ общения и хранения информации в Интернете, в частностиэлектронной почты, корпусов и конкордансов, подкастов и т.п.,с дидактическими целями.

(Слайд 6) Особенностью компьютерного обучения языкам является то, чтоэто обучение опирается на определенный теоретический метод(бихевиористский, коммуникативный, когнитивно-интеллекутальный и т.п.), а кроме того, носит междисциплинарный характер: внаши дни проблемы компьютерного обучения языкам решаются совместнымиусилиями психологов, методистов, программистов, веб-дизайнеров и лингвистов. В таком междисциплинарном сотрудничествевозникают новые оригинальные подходы к компьютерномуобучению. В частности, заимствование идей и методов из сферыискусственного интеллекта породило новое направление в компьютерномобучении языкам -ICALL(IntelligentComputerAssistedLanguageLearning).

(Слайд 7) Компьютеры могут использоваться в обучении языкам различнымобразом:

1) компьютер - помощник преподавателя (использование компьютерапреподавателем на отдельных этапах традиционного занятия);

2) компьютер - преподаватель (индивидуальное обучение целомуучебному курсу по заданному жесткому сценарию);

3) компьютер - источник и «оценивателъ» знаний (групповое и индивидуальноеобучение в рамках дистанционного обучения языкам,при котором обучающийся сам обращается к компьютерукак к носителю необходимой информации и «оценивателю» приобретенныхзнаний).

(Слайд 8) Очевидно, что у каждого способа компьютерного обучения естьсвои целевые группы и условия: обязательные для изучения курсы требуют привлечения компьютера в помощь преподавателю, а удовлетворениеиндивидуальных потребностей в образовании - использованиякомпьютеров в качестве преподавателей или источников и«оценивателей» знаний.

 

(Слайд 9) 3. Классификация электронных средств обучения.

Во всех случаях используются разнообразные электронные обучающиесредства:

- компьютерные учебники;

- тестирующие программы;

- тренажерные программы;

- учебные игры;

- компьютерные справочники и энциклопедии и др.

(Слайд 10) Компьютерный учебник - это программно-методический комплекс,позволяющий самостоятельно освоить учебный курс или егобольшой раздел. Он объединяет в себе свойства обычного учебника,справочника, задачника и лабораторного практикума и представляетсобой не альтернативу, а дополнение к традиционным формам обучения.

Тестирующая программа - это компьютерная программа, предлагающаяпользователю вопрос и несколько вариантов ответов нанего. Основная задача такой программы - проверка знаний пользователя.

Наиболее простые тесты имеют фиксированное количествостандартных вопросов и неизменную систему оценки полученныхответов.

Тренажерная программа - программа формирования автоматическогонавыка выполнения определенных коммуникативных действийпутем многочисленных повторов таких действий. Примерамипрограмм такого типа служит обучение быстрому набору текста наклавиатуре методом слепой печати, упражнения на употреблениеправильных форм глагола и т.д.

(Слайд 11) Учебные игры — это компьютерные программы, имеющие игровыеи обучающие функции. В этом случае обучающиеся активно вовлекаютсяне только в процесс получения, но и использования знаний, выполняякакую-либо фиктивную роль. Например, создана учебная играпо интерактивному освоению ландтага немецкой федеральной землиНижняя Саксония. Каждый участник такой игры становится виртуальнымэкскурсантом по ландтагу и после получения информации обопределенной части этого законодательного органа, успешно выполнивтестовые задания, может переходить на другой этаж здания.

Учебные игры можно применять с различными целями:

- для мотивации обучающихся в получении новых знаний,

- для отдыха, развлечения, снятия напряжения на уроке,

- для активизации интереса обучающихся,

- для активизации познавательной самостоятельности,

- для отработки умений обучающихся, как тренажер.

Компьютерные справочники и энциклопедии - программы,предназначенные только для представления учебного материала.

Обычно они содержат очень большой объем информации, что требуетобязательного использования автоматического поиска. Ещеодной отличительной особенностью данного вида электронных обучающихресурсов является мультимедийный характер представляемойв них информации и ее гипертекстовая организация.

(Слайд 12) Обучающие компьютерные ресурсы могут предлагаться уже готовымиили создаваться самими преподавателями с помощью заготовокнесложных компьютерных упражнений. Примерами ресурсовпервого типа выступают, в частности, следующие мультимедийныеобучающие программы:

• Профессор Хиггинс. Английский без акцента: мультимедийноеучебное пособие по английской фонетике и грамматике (www.istrasoft.ru/higgins/htm);

• BridgetoEnglish: программа по обучению английской лексике играмматике для взрослых (www.intense.ru).

Программной оболочкой, позволяющей составлять несложныеупражнения в виде кроссвордов, предложений с пропущеннымисловами, текстов с перемешанными предложениями и т.д. является,к примеру, программа HotPotatoes(http://hotpot.uvic.ca).

Электронные обучающие ресурсы разного рода составляют основусовременного дистанционного обучения.

 

(Слайд 13) 4. Дистанционное обучение.

Дистанционное обучение - это форма организации учебного процесса, основывающаясяна принципе самостоятельного получения знаний, предполагающаятелекоммуникационный принцип доставки учебного материалаи интерактивное взаимодействие обучающихся и преподавателей впроцессе обучения и при оценке знаний.

Дистанционное обучение обычно предполагает регистрацию (записьна курс), позволяющую организовать обратную связь с обучающимся,предоставление обучающемуся учебных материалов разногорода (текст, иллюстрации, видео, задания и т.д.) и выполнениетестовых заданий, позволяющих оценить уровень знаний обучающегося.

Нередко обучающийся может получать консультации преподавателякурса в чате или по электронной почте.

При организации дистанционного курса особую роль играет егорациональное построение: выделение отдельных тем, отбор теоретическогоматериала, заданий и упражнений для каждой темы, гибкаясистема тестовых заданий.

 

(Слайд 14) 5. Сетевые ресурсы в обучении языкам.

Огромным по важности разделом современного компьютерногообучения языкам становится использование различных веб-ресурсов(электронных писем, веблогов, подкастов, совместных вики-проектов и т.п.) с дидактическими целями. В целом веб-ресурс можно пониматькак электронный документ, содержащий информацию различногорода (вербальную, графическую, табличную, звуковую,графическую, видеофайлы, анимацию и компьютерные программы),доступную через веб-страницы, размещенные во Всемирной паутине.

(Слайд 15) Несомненно, что такие свойства веб-ресурсов, как доступность,обширность, глобальность и аутентичность делают их удобным источникомучебного материала для обучения языкам. В то же времяочевидно, что веб-ресурсы могут быть весьма разными, а их количествово Всемирной паутине растет в геометрической прогрессии. Вэтих условиях при желании использовать веб-ресурсы с целью обученияязыкам очень важным становятся принципы их отбора и заданиядля обучающихся, направленные на поиск необходимой учебнойинформации во Всемирной паутине. Примерами заданий такоготипа являются, в частности, веб-квесты, понимаемые как сценарииорганизации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием сети Интернет. Темы веб-квестов, используемыхпри обучении иностранному языку, могут быть самыми разными:Mycareer, ExtremeSports, Джордж Гордон Байрон.Веб-квесты относятся к такому типу веб-ресурсов, который получилназвание Веб 2.0 (социальная сеть). К Веб 2.0 относятся социальныесервисы и службы Всемирной паутины, позволяющиеширокому кругу людей быть не только получателями информации,но и ее создателями и соавторами.

(Слайд 16) В заключение констатируем, что компьютерное обучениеязыкам - это весьма перспективное направление современнойлингводидактики. При этом не следует рассматривать компьютерныеобучающие ресурсы как замену преподавателя, а считать ихспособом расширения традиционного занятия для организации ивыполнения рутинной работы, развития навыков обучающихся путемтренировки, повышения активности обучающихся и созданиявозможностей для самообразования.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.