Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Выполнила: Кличенко Екатерина Сергеевна



Выполнила: Кличенко Екатерина Сергеевна

Группа: ЗНБ-19-5

1 Семинар.

1 Задание.

1.Аристотель определяет риторику, как возможность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета.

Аристотель считал, что «риторика - искусство, соответствующее диалектике», она «способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета». Риторика Аристотеля – это наука и мастерство доказательной речи.

2.Риторика не составляет задачи какого-либо другого искусства, потому что каждая другая наука может поучать и убеждать только относительно того, что принадлежит к ее области, как, например, врачебное искусство – относительно того, что способствует здоровью или ведет к болезни, геометрия – относительно возможных между величинами изменений, арифметика – относительно чисел; точно также и остальные искусства и науки; риторика же, по-видимому, способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета, потому что мы и говорим, что она не касается какого-нибудь частного, определенного класса предметов.

3.Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица (слушатель), к которому он обращается; он - то и есть конечная цель всего.

4. Естественность (отсутствие скованности и наигранности; никогда не выйдет из моды)
а) уверенность в себе (забудь о себе, займись делом)
б) разговорный стиль произнесения (уместен при любом общении, т.к. легко воспринимается слушателями)
в) свободные движения (жесты, хождение, повороты головы)

Понятность (один из самых приоритетных элементов, необходимый минимум в речи)
а) точное выражение мыслей
б) достаточная громкость и четкая дикция
в) темп от 100 до 150 слов в минуту, средний - 125
г) построение не очень длинных предложений
д) разъяснение специфических терминов, иностранных слов, аббревиатуры
е) повторение сложных для понимания идей другими словами

Яркость (заставляет слушателей раскрывать рты)
а) интонация (делает речь рельефной за счет контрастов между ударными словами и фоном, привлекает внимание слушателей и облегчает понимание речи)
б) эмоциональная окраска в тоне голоса и выражении лица (передает отношение говорящего к содержанию речи, передается слушателям, т.к. эмоции заразительны)

Зрительный контакт (показывает, к кому мы обращаемся)
а) большую часть времени смотреть в глаза слушателей
б) фиксировать взгляд примерно от 2 до 5 секунд, чтобы он не казался бегающим
в) равномерно распределять взгляд по всей аудитории (беседовать не с одним слушателем и не только с серединой зала, а со всей аудиторией; тогда у каждого слушателя появится ощущение, что вы с ним пообщались лично)

Жесты
а) в меру (пропорционально энергичности речи, чем энергичнее речь, тем энергичней жестикуляция; при умеренном выступлении – умеренные жесты)
б) синхронно сопровождают содержание речи (не должно быть лишних жестов - до, после или вместо произносимых слов; жесты должны "подчеркивать" слова)


Композиция
а) целеустремленность (знать тему, основные мысли, цель речи и уложиться в планируемый регламент; на все отвлекающие вопросы отвечать кратко и самому не уходить в дебри)
б) последовательность (мысли освещать по порядку, без надобности не повторяться и не перескакивать на внеочередную мысль)

Правильность(соблюдать, по возможности, правила русского языка)

Краткость(концентрация мыслей в словах, умение выразить многое в немногих словах)

Слова-паразиты (не несут полезной информации, часто повторяются без надобности, поэтому засоряют речь - вот, ну, понимаешь, так сказать, как бы и др.)

Назализация (заполнение паузы звуком "э-э-э"; режет слух)

Техника речи
а) голос (ровный, достаточно громкий - с расчетом на последний ряд слушателей)
б) дикция (четкое произношение; плохая дикция – глушитель во рту)

Конечно, это не все элементы речи, но основные. По этим критериям можно достаточно профессионально оценить речь любого человека примерно на 80%. (Попробуйте сделать это прямо сегодня – прослушайте по TV речь какого-либо доморощенного оратора, разложите его речь в спектр выше указанных элементов и вы увидите его, как облупленного – со всеми речевыми достоинствами и недостатками).

Элементы речи должны быть гармонично увязаны между собой и подчиняться психологии восприятия слушателя.

 

5.Аристотель выделяет три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические.

Дело речей совещательных – склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух: или склоняют, или отклоняют.

Дело судебных речей – обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно, что-нибудь из двух: или обвиняют, или оправдываются.

Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать.

6.Цель речей совещательных - у человека, дающего совет, цель – польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой – отговаривает, отклоняя от худшего.

Цель судебных речей - справедливое и несправедливое, (но и они присоединяют к этому другие соображения).

Цель эпидейктической речи - прекрасное и постыдное, (но сюда также привносятся прочие соображения).

7.Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели. Именно это Аристотель и понимает под ясностью речи.  Стиль не должен быть слишком высок, но должен подходить к предмету речи.

Для меня ясность речи это - понятность, доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована.

8.Речь имеет две части – изложение и способ убеждения, они составляют ее неотъемлемую принадлежность, но по большей части бывают: предисловие, изложение, способ убеждения, заключение.

Первая часть – изложение, должна содержать в себе предмет, который нужно доказать, а вторая часть – убеждение, должна содержать в себе доказательство этого предмета. Как если бы кто-либо разделил речь на части, из которых первая – задача, вторая – решение.

На мой взгляд, часть убеждения наиболее сложная, так как даже великий философ Аристотель называл убеждение: «искусством побуждать людей делать то, чего они обычно никогда бы не сделали, не попроси вы их об этом». Выводы великого философа, сделанные более двух тысячелетий назад, актуальны и по сей день.

Необходимо умение понимать истинные чувства людей, с которыми имеешь дело. Представлять серьезные доказательства своих слов, быть конкретным и доказывать каждое высказывание, приводить конкретные примеры. Использовать предельно простые слова и предложения и т.д. Все это, действительно, настоящее искусство, которым владеет не каждый.

 

Задание 2.

Третий этап – элокуция (словесное выражение).

Исходя из определения, рассмотрев отрывокиз книги П. Сергеича (П. С. Пороховщикова) «Искусство речи на суде», можно сделать выводы: речь удобна для восприятия, вызывает устойчивый интерес у слушателей, побуждает их к размышлениям над темой и проблемой, рассматриваемыми автором, подобраны необходимые приемы речевого воздействия, в частности, риторические тропы и фигуры. Также мысль автора передана доступно, точно и ясно, при помощи подбора слов, оборотов речи и синтаксических конструкций.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.