|
|||
Ход занятия
Задание 2. Составьте конспект мероприятия (занятия) поликультурной направленности, который может быть реализован в образовательном учреждении. Выбор темы занятия (мероприятия) по выбору студента.
Конспект непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы по поликультурному воспитанию на тему: «Костюм, традиции и обычаи белорусского народа» Цель: формирование всесторонней и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных и семейных традиций, ценностей культуры; создание условий для развития толерантного сознания обучающихся.
Задачи:
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентации Power Point; три куклы в национальный костюмах (русский и два белорусских костюма), хлеб, солонка, рушник, музыка представленных народов, костюмы, карточки с названием стран, свеча, картон цветной, клей, кисть., карандаши, ножницы с закругленными концами.
Программное содержание: 1. Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно. Ход занятия Воспитатель: ребятки к нам сегодня в гости пришла кукла Маша. Посмотрите, какая она нарядная - Во что одета кукла Маша? (Слушаем ответы детей) Воспитатель: Как вы думаете, где живет Маша Дети: Маня живет в Древней Руси. Воспитатель: У нее есть подруга Олеся, которая живет в Республике Беларусь и Маша паиглашает нас в путешествие в Беларусь, чтобы познакомиться и узнать о костюмах и о быте белорусского народа. Появляются девочка одета в национальный белорусский костюм, выносят хлеб-соль на рушнике. «Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки!
Общий поклон, дети садятся. Воспитатель: Именно так встречают гостей в славянских странах - хлебом-солью. - Олеся садись с нашими ребятками, а я расскажу вам про Республику Беларусь.(презентация) (Глаша сидит в первом ряду) - Беларусь большая стана. Как вы думаете, почему ее так назвали? - Оказывается, еще в давние времена этот народ прозвали белорусы потому, что они живут рядом с Белым (Балтийским морем). (Можно показать на карте). - Главный город в Белоруссии – Минск. В Минске работает правительство Белоруссии вместе с президентом. - У Белоруссии есть свой флаг, герб и гимн. На Государственном флаге Республики Беларусь размещены две полосы: верхняя — красного цвета и нижняя — зеленого. Красный цвет с древних времен является знаком Солнца. Он символизирует братство, означает высокое предназначение в судьбе и победу. Это также знак счастливой жизни. Зеленый цвет -— это цвет природы родного края, цвет полей, лесов, лугов. Зеленый цвет — цвет жизни, благополучия и мира. Белый цвет — это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. На Государственном флаге Республики Беларусь запечатлен древний орнамент. Он означает трудолюбие и трудовое мастерство какусловия всякой счастливой судьбы. В центре орнамента находятся древние символические изображения богини земли и плодородия, а также хлебов, то есть пищи для души и тела. Символ страны Белоруссии - зубр (Даша получает рельефное изображение зубра) . Зубр - огромный бык весом почти в тонну. Зубры были почти полностью истреблены, но люди смогли восстановить их численность. - Беларусь богата лесом - Зачем нужен лес? (из него изготовляют мебель, бумагу и разные нужные людям вещи). Белоруссия - это просторы, засеянные зерновыми культурами, цветущие поля льна, картофельные угодья и знаменитая Беловежская пуща. - Добывают еще в Белоруссии торф. Кто знает, что это такое? (болотная земля) - Торф используют для удобрения почвы. Торфом удобряют посадки и даже топят печи. Его нарезают кирпичиками и сушат. Торф горит лучше, чем дрова. На нем работают многие электростанции. - Раньше белорусы жили очень бедно, кругом были болота, и сеять хлеб было негде. Белорусские крестьяне так и говорили: «Нема земли – одни болота». Была даже поговорка: «Беден как белорусский крестьянин». - Но потом болота осушили. Теперь в Белоруссии выращивают хлеб, овощи, сахарную свеклу на осушенных полях. Выращивают большие урожаи. (Педагог рассказывая, показывает иллюстрации). - Один из самых древних народных промыслов у белорусов – гончарное дело. - Изделия народных мастеров Беларуси мало кого оставят равнодушными, особенно это касается такого направления в творчестве, как предметы из соломки. Сплетенные из соломы звери и птицы использовались в качестве оберега дома. (дети рассматривают в призентации, и образцы, Глаше даем возможность изучить образцы ближе и на ощупь) - Было широко распространено ткачество и художественная роспись по материи мастерами-самоучками Ткачихи проявляли художественный вкус в плетении поясов и украшении рушников. - Белорусы умеют не только работать, но и отдыхать. Это танцующий и поющий народ. Очень любят белорусы проводить праздники: «Масленица», «Иван Купала». Одним из самых ярких и веселых праздников - весенний праздник «Купалье». Купала - это древнее белорусское божественное название Огня. А дочь его - Купалинка. Самым главным на этом празднике является - зажигание огня. Костер должен гореть всю Купальскую ночь. А еще один праздник - «Бульбаш». Так называют в Белоруссии картошку. И весь праздник посвящен картошке. Воспитатель: Ребята, обратите внимание в какой наряд одета Олеся (рассматривают. ). - Что это за костюм. (Ответы детей) - Это белорусский национальный костюм. Посмотрите какой он красивый! - Народный костюм жителей Минской губернии формировался на протяжении столетий, он развивался в контакте с одеждой русских и украинских народов, а также литовцев и поляков, поэтому в одежде этих народностей наблюдается значительное сходство. - Как вы думаете, чем отличаются и чем похожи русский национальный костюм и белорусский. (Сравнивают с одеждой кукол и на картинках) - У русской девочки одет сарафан, а у белорусской – юбка с кофточкой, жакет. Уобеих – передники, но узоры на них разные. На головах – кокошник. У русского мальчика надета рубашка – косоворотка, сапоги, шаровары, на голове – картуз. У белоруса – рубашка, светлые штаны, жилет. И у тех и у других на ногах надеты лапти. (Глаше предоставляются две куклы в национальных костюмах. (мужской и женский)) - Я предлагаю вам на память о Белоруссии сделать флаг. (Дети выполняют. Тьютор помогает Глаше индивидуально ) Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие в Республику Беларусь
|
|||
|