Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





уравнение реакции взаимодействия вещества желтого фильтрата с нитратом ртути(I);



 

              Химия.9 класс.               Вариант-1

Задание 1. (5 баллов) Металл М взаимодействует с раствором соляной кислоты с образованием синего раствора вещества А. При пропускании хлора через этот раствор образуется вещество Б и окраска раствора меняется на сине-фиолетовую. Добавление к полученному раствору раствора едкого натра приводит к образованию серо-голубого осадка вещества В, которое разлагается при нагревании с образованием зеленого оксида Г. Этот же оксид образуется при термическом разложении оранжевого соединения Д металла М. При сплавлении оксида Г с хлоратом и карбонатом калия образуется желтое вещество Е, которое переходит в растворе серной кислоты в оранжевое соединение Ж. Е и Ж являются сильными окислителями, например Ж взаимодействует с подкисленным раствором сульфата железа(II).

Напишите уравнения реакций, соответствующие вышеописанным превращениям, определите вещества М, А, Б, В, Г, Д, Е, Ж.                                                                       

Задание 2.(5 баллов)Известно, что первыми перевести атмосферный азот в связанное состояние удалось Джозефу Пристли и Генри Кавендишу. Дж. Пристли заметил, что объем воздуха над водой в колбе при пропускании электрической искры уменьшается, и в воде появляется кислота. Генри Кавендиш обнаружил, что при добавлении в такую воду щелочи получается селитра. Этот опыт дал начало электродуговому способу фиксации азота. В начале XX века с появлением гидроэлектростанций возникли производства селитры: первое в 1902 г. возле Ниагарской электростанции, второе три года спустя в Норвегии. Образующуюся селитру назвали норвежской. Напишите уравнения получения норвежской селитры по выше описанному способу.

Какая селитра была основным источником связанного азота до открытия электродугового способа? Приведите формулу этого соединения. В каком виде она находилась в природе? В какой стране находились природные запасы этой селитры?                                                                 

Задание 3.(5 баллов) Есть сведения, что металл М выплавлялся с XII по XVI века в индийском Раджастане, в XVI веке производство металла М осуществлялось в Китае, позже в Англии, Бельгии и Пруссии.

Минералы металла М в чистом виде встречаются редко, как правило, входят в состав полиметаллических руд. Когда-то металл М получали пирометаллургией из отходов производства серебра и свинца – минерала группы силикатов – каламина. Теоретически пирометаллургический процесс, проводимый в древности, всем известен: оксид металла помещается в костер, где уголь “отнимает” кислород и чистый жидкий металл течет к ногам производителя.

На практике металл М таким образом получить невозможно. Зная особенности металла М, индусы, например, набивали смесь руды с шерстью в реторту высотой 25 см, переворачивали ее вверх дном в печи и короткой трубкой соединяли с сосудом, находящимся ниже по уровню вне печи. Реторту обкладывали горючим и поджигали. Китайцы ставили в печь батареи закрытых глиняных тиглей с каламином и углем, обкладывали тигли углем, поджигали, доводили до красного каления, а потом охлаждали.

В настоящее время металл М получают электролизом водного раствора сульфата.

Напишите:

1) название и символ металла М;

2) почему металл М нельзя получить, проводя восстановление каламина в костре;

3) уравнение реакции карбонотермии оксида металла М;

4) название наиболее распространенного минерала металла М, уравнение реакции обжига в кипящем слое соединения металла М, составляющего основу этого минерала;

5) уравнение реакции, протекающей при электролизе водного раствора сульфата металла М.                                                                     

Задание 4.(5 баллов)Один из оксидов азота массой 61,8 мг, занимает объём 35 мл при температуре 1350С и давлении 200 кПа. Определите формулу оксида азота.                                                                                    

Задание 5.(5 баллов)Напишите уравнения реакций, соответствующие ниже приведенным окислительно-восстановительным процессам с участием перманганата калия:

1) 2KMnO4+5восстановитель+3среда=2…+5…+1…+3Н2О;

2) 2KMnO4+3восстановитель+1среда=2…+3…+2…;

3) 2KMnO4+1восстановитель+2среда=2…+1…+1Н2О;

4) 2…+1Cl2=2KMnO4+2…;

5) 2…+8H2O+5K2S2O8(AgNO3)=2KMnO4+4…+8…

                                                                                   

Задание 6.(5 баллов)Через 500 г 6%-го раствора неизвестного нитрата одновалентного металла в течение 30 минут пропускали электрический ток силой 2,5 А, при этом наблюдали выделение газа на аноде. Ток отключили, когда масса раствора уменьшилась на 5,557 г. Определите, нитрат какого металла был взят для электролиза и массовую долю соли в растворе после окончания электролиза.

              Химия.9 класс.               Вариант-2

 


Задание 1. (5 баллов) Металл М и некоторые его соединения способны реагировать с бинарным газом А или раствором газа А. Известно, что при 20°С и нормальном атмосферном давлении в одном объеме воды растворяется 450 объемов газа А. Металл М реагирует с водным раствором А с образованием соединения Б и газа В.

Металл М в природе встречается в основном в виде соединения Г. При реакции Г и А образуется Б, а также желто-зеленый газ Д и вода.

При сплавлении Г или Б со стехиометрическими количествами хлората калия и гидроксида калия образуются вещества Е, Ж  и вода.

Металл М в высшей степени окисления входит в состав вещества З. При взаимодействии З и А образуются Б, Ж, Д и вода. При нагревании З разлагается на Г, Е и кислород.

Приведите уравнения реакций, соответствующие вышеописанным превращениям, определите вещества А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, М.

Задание 2.(5 баллов) При нагревании смеси, содержащей 75% индийской селитры, 15% черного простого вещества и 10% желтого простого вещества, образовалась соль, которую сплавили с простым желтым веществом. При взаимодействии образовавшегося в результате реакции соединения с раствором соляной кислоты при комнатной температуре образуется простое желтое вещество, соль и газ с запахом тухлых яиц. Напишите уравнения вышеописанных реакций. Назовите исходную смесь. Почему из всех видов селитр выбрана индийская селитра?

Задание 3. (5 баллов) Порошок металла М,названного в честь греческой богини радуги, продувают нагретым до 6000С хлором с образованием темно-зеленого хлорида. При нагревании темно-зеленого хлорида до 7730С образуется оливково-зеленый хлорид, который разлагается при нагревании до 7980С с образованием красного хлорида. При нагревании красного хлорида выше 7980С образуется простое вещество и хлор.

Перевести металл М в растворенное состояние можно взаимодействием с хлором, с пероксидом бария, с кислородом. В двух последних случаях образовавшееся соединение обрабатывают соляной кислотой.

Известно, что добавка 10,1% металла М к платине придает сплаву необычайную химическую стойкость и твердость. Из такого сплава были сделаны в свое время эталоны метра и килограмма. Эталон килограмма представляет собой цилиндр высотой и диаметром 39 мм.

В природе металл М находится в виде сплавов с осмием, в самородной платине и медно-никелевых полиметаллических рудах. В одной из пород содержание сплава металла М с осмием 75%, содержание металла М в сплаве 45%.

Напишите:

1) название металла, его символ М;

2) уравнение взаимодействия металла М c хлором при температуре 6000С;

3) взаимодействие металла М с кислородом при температуре 8000С;

4) взаимодействие металла М с пероксидом бария при сплавлении;

5) рассчитайте массу руды, содержащей сплав металла М с осмием, необходимую для изготовления эталона килограмма.

Задание 4. (5 баллов) Один из оксидов углерода массой 67,2 мг, занимает объём 41,6 мл при температуре 1400С и давлении 198 кПа. Определите формулу оксида углерода.

Задание 5. (5 баллов) Напишите уравнения реакций, соответствующие ниже приведенным окислительно-восстановительным процессам с участием хромата калия:

1) 2K2CrO4+16HCl=2…+3…+4…+8…;

2) 2K2CrO4+3восстановитель+2среда=2+3S+4…;

3) 2…+3…+10среда=2K2CrO4+6KBr+8…;

4) 1…+1…+2…=2K2CrO4+KCl+2CO2;

5) 4…+8…+7O2=8K2CrO4+2Fe2O3+8CO2.

Задание 6. (5 баллов) Через 400 г 5%-го раствора сульфата двухвалентного металла в течение 20 минут пропускали ток силой 2 А, при этом наблюдали выделение газа на аноде. Ток отключили, когда масса раствора уменьшилась на 0,993 г. Определите, сульфат какого металла был взят для электролиза и массовую долю соли в растворе после окончания электролиза.

              Химия.9 класс.               Вариант-3


Задание 1. (5 баллов) Металл М при нагревании с кислородом образует оксид А, который при взаимодействии с раствором соляной кислоты образует соли Б и В. Соль В может быть получена взаимодействием соли Б с хлором и при взаимодействии с раствором едкого кали образует не растворимое в воде соединение Г. Г разлагается при нагревании с образованием вещества Д, являющегося составной частью А. Д может взаимодействовать, как с едким натром, так и карбонатом натрия при сплавлении с образованием одного и того же вещества Е. Элемент М может повысить степень окисления и из соединения Д при сплавлении с нитратом и гидроксидом калия перейти в соединение Ж

Напишите уравнения реакций, соответствующие вышеописанным превращениям. Определите вещества М, А, Б, В, Г, Д, Е, Ж.

Задание 2. (5 баллов) 85% металла М, производимого металлургией, идет на нужды атомной промышленности, так как металл незаменим для ядерной энергетики. Радиоактивное топливо атомной электростанции необходимо заключить в прочную оболочку, которая выдерживает температуру 300-4500С, не портится под действием облучения, водяного пара и ядерной реакции. Кроме того, материал оболочки должен легко пропускать сквозь себя тепловые нейтроны. По способности захватывать тепловые нейтроны на металл М похожи магний, алюминий и олово, но используется все-таки металл М. В минералах металлу М всегда сопутствует металл М1, находящийся в одной с металлом М подгруппе, который очень близок с металлом М по физическим и химическим свойствам. Даже небольшое содержание металла М1 в металле М уменьшает способность пропускать тепловые нейтроны.

Оба металла относятся к рассеянным элементам, при обычной температуре коррозионно-устойчивы, что объясняется наличием на их поверхности защитной оксидной пленки. При температуре красного каления сгорают в кислороде, при нагревании взаимодействуют с азотом, галогенами. С кислотами взаимодействуют лишь в тех случаях, когда создаются условия их окисления и образования анионных комплексов.

1) Назовите металлы М и М1;

2) почему магний, алюминий и олово не используются в качестве оболочки для радиоактивного топлива на атомной станции;

3) напишите уравнение реакции взаимодействия металла М с фтороводородной кислотой;

4) напишите уравнение реакции взаимодействия металла М с царской водкой;

5) напишите уравнение реакции взаимодействия мелкораздробленного металла М с концентрированной серной кислотой при нагревании.

Задание 3. (5 баллов) Элемент Э содержится в изумруде, аквамарине, воробьевите, фенаките, бертрандите. Процесс получения простого вещества элемента Э из минерала А очень сложен: измельченное соединение А спекают с известью, мелом, или фторсиликатом натрия. Затем путем нескольких превращений получают гидроксид элемента, который прокаливают и получают оксид. Кроме того, процесс сопровождается многократными перегонками и очистками, которые имеют цель избавиться от примесей. Химический состав А соответствует 14% оксида Э, 19% оксида алюминия, 67% оксида кремния.

1) Назовите элемент Э.

2) Выведите формулу минерала А.

3) Напишите уравнения получения оксида Э при спекании минерала А с Na2[SiF6] с последующим взаимодействием продукта спекания с гидроксидом натрия, затем соляной кислотой с осаждением его гидроксида и разложением гидроксида Э.

Задание 4. (5 баллов) Один из оксидов углерода массой 149,16 мг, занимает объём 57,6 мл при температуре 1380С и давлении 201 кПа. Определите формулу оксида углерода.

Задание 5. (5 баллов) Напишите уравнения реакций, соответствующие ниже приведенным окислительно-восстановительным процессам с участием йодида калия:

1) 8KI+5…=4…+H2S+4…+4…;

2) 10KI+2окислитель+8среда=5I2+6…+2…+8…;

3) 1…+2…=KI+KIO+1…;

4) 2KI+1…=2KCl+1…;

5) 2…=2KI+3O2;

Задание 6. (5 баллов) Через 400 г 5%-го раствора нитрата двухвалентного металла в течение 25 минут пропускали ток силой 2,2 А, при этом наблюдали выделение газа на аноде. Ток отключили, когда масса раствора уменьшилась на 1,375 г. Определите, сульфат какого металла был взят для электролиза и массовую долю соли в растворе после окончания электролиза.

 

              Химия.9 класс.               Вариант-4

 


Задание 1. (5 баллов) Металл М на воздухе может взаимодействовать с концентрированным раствором аммиака и углекислым газом с образованием соответственно веществ А и Б. При растворении в концентрированной серной кислоте М образует соль В. При взаимодействии соли В с раствором йодида калия образуется простое вещество Г, соль металла МД и соль калия. Соль металла Д при нагревании разлагается на два простых вещества. Взаимодействуя с горячим концентрированным раствором едкого кали, Д образует один из оксидов металла М, соль и воду.

Напишите уравнения реакций, соответствующие вышеописанным превращениям, определите вещества М, А, Б, В, Г, Д.

Задание 2. (5 баллов) Англичанин вместе с М. Траверсом, открывший в 1897 г. элемент Э так описывал свое открытие: “Д-р Гампсон прислал нам еще жидкого воздуха; это дало возможность перевести А в жидкое состояние; теперь он представлял собой прозрачную, как вода, подвижную жидкость. При перегонке воды и этилового спирта первые порции содержат почти чистый спирт; та жидкость (обычно спирт), которая кипит при более низкой температуре, испаряется раньше; затем следуют смеси спирта и воды, а в конце идет чистая вода. Этот всем известный способ подсказал нам путь для открытия наиболее легкого газа этой группы; его должна была содержать та “порция”, которая раньше испаряется. Первые пузырьки мы собирали отдельно – и не обманулись в ожиданиях. Спектр получился блестящий, безусловно, новый; трубка светилась ярко-красным цветом, происходившим от большого числа красных линий.

Когда мы в первый раз просматривали спектр, около нас крутился мой двенадцатилетний сын.

- Папа, - спросил он, - как называется этот красивый газ?

- Это еще не решено, - ответил я.

- Он что, новый? – продолжал спрашивать мальчик.

- Новооткрытый, - возразил я.

- А почему бы его в таком случае не назвать “novum”?»

Напишите:

 1) название элемента Э, фамилию ученого, открывшего газ;

         2) элементы этой же подгруппы, которые открыл ученый;

         3) название элемента данной подгруппы, обладающего наибольшей реакционной способностью;

4) возможные уравнения реакций со фтором наиболее реакционноспособного элемента данной подгруппы;

5) назовите элемент А, находящийся в той же подгруппе, что и элемент Э.

Задание 3. (5 баллов) Металл М наиболее эффективно справляется с очисткой стали от примеси серы, образуя легкоплавкий сульфид, уходящий в шлак, и служит хорошим раскислителем. На эти цели идет 30% добываемого металла. Один из оксидов металла М - незаменимый материал для катода в элементах Лекланше, производство которых достигает 20 млрд. штук в год. К оксиду металла предъявляются серьезные требования по чистоте.

Руда, содержащая металл М бывает двух типов: оксидная и карбонатная. В России находятся, в основном, карбонатные руды, которые обжигают, обрабатывают серной кислотой, далее металл получают электролизом раствора.

Напишите:

1) название металла М;

2) формулу оксида, используемого в элементах Лекланше, почему используемый оксид металла М должен быть тщательно очищен от примесей?;

3) уравнение реакции обжига карбонатной руды, содержащей металл М;

4) уравнение реакции взаимодействия серной кислоты с продуктом обжига карбонатной руды;

5) уравнение получения металла М электролизом раствора его соли.

Задание 4. (5 баллов) Одно из газообразных простых веществ массой 204,48 мг, занимает объём 50 мл при температуре 1450С и давлении 200 кПа. Определите формулу этого простого вещества.

Задание 5. (5 баллов) Напишите уравнения реакций, соответствующие ниже приведенным окислительно-восстановительным процессам с участием хлората калия:

1) 2KClO3=2KCl+3…;

2) 4KClO3=3…+KCl;

3) 3…+6…=5KClO3+1…+3H2O;

4) KClO3+6…=1…+3Cl2+3…;

5) 2KClO3+5восстановитель+1среда=Cl2+5Na2SO4+1…+1...

Задание 6. (5 баллов) Через 350 г 4%-го раствора хлорида двухвалентного металла в течение 20 минут пропускали ток силой 2,2 А, при этом наблюдали выделение газа на аноде. Ток отключили, когда масса раствора уменьшилась на 1,848 г. Определите, хлорид какого металла был взят для электролиза и массовую долю соли в растворе после окончания электролиза.

              Химия.9 класс.               Вариант-5


Задание 1. (5 баллов) Металл М взаимодействует с кислородом при температуре 400-5000С с образованием смешанного оксида А. А при взаимодействии с горячей концентрированной соляной кислотой образует соль металла МБ, простое вещество В и воду. При взаимодействии с разбавленной азотной кислотой вещества А образуется соль металла МГ, оксид металла – Д и вода. Оксид Д так же взаимодействует с концентрированной соляной кислотой с образованием соли Б, простого вещества В и воды. Соль Брастворяется в избытке концентрированного раствора гидроксида калия.

Напишите уравнения реакций, соответствующие вышеописанным превращениям, определите вещества М, А, Б, В, Г, Д.

Задание 2. (5 баллов) Достижениями алхимического периода развития химии мы пользуемся и в настоящее время. В частности, используем способ получения “соляного спирта”, а “крепкую водку” получаем иначе. Упоминание о современном способе получения “крепкой водки” есть в книге Д.И. Менделеева “Основы химии”.

Алхимики получали “крепкую водку” нагреванием смеси селитры, медного купороса и квасцов. До 1700 г. получение крепкой водки осуществлялось только в аптеках путем взаимодействия при нагревании железного купороса с калийной селитрой. Надо заметить, что “водкой” это соединение стало только в русском языке, в западноевропейских трактатах ее называли “крепкой водой”. “Крепкая вода” является составной частью “королевской воды” (название упоминается в западноевропейских трактатах, в России используется другое название).

Напишите:

1) состав “соляного спирта”, крепкой водки”, “королевской воды”;

2) уравнение реакции получения “соляного спирта”;

3) реакции получения аптекарями “крепкой водки”;

4) название “королевской воды”, используемое в России, почему “королевская вода” так называется;

5) обоснуйте двумя уравнениями реакциями название “королевская вода”.

Задание 3. (5 баллов) Половина российских запасов металла М (10% мировых запасов) находятся в Республике Коми. Это месторождение не удается освоить, так как не удается отделить соединения металла от диоксида кремния. Известны два метода получения металла М из его оксида: процесс Хантера и процесс Кролла. Сначала оксид металла с помощью хлора и кокса превращают в соединение А, являющееся жидкостью, кипящей при 1360С (до процессов Хантера и Кролла). Далее проводят реакцию с металлом – восстановителем, различающимся в процессах Хантера и Кролла. В процессе Хантера металл M получается чище, а в процессе Кролла – дешевле.

Сверхчистый металл получают взаимодействием металла с йодом, с образованием распадающегося на исходные вещества соединения.   

Напишите:

1) название получаемого металла;

2) уравнение взаимодействия оксида металла с хлором и коксом;

3) уравнение реакции, соответствующее процессу Хантера;

4) уравнение реакции, соответствующее процессу Кролла;

5) получения сверхчистого металла.

Задание 4. (5 баллов) Одно из газообразных простых веществ массой 109,46 мг, занимает объём 48,2 мл при температуре 1250С и давлении 188 кПа. Определите формулу этого простого вещества.

Задание 5. (5 баллов) Напишите уравнения реакций, соответствующие ниже приведенным окислительно-восстановительным процессам с участием оксоманганата(VI) калия:

1) 3K2MnO4+4HCl(р)=2KMnO4+1...+4...+2H2O;

2) K2MnO4+1восстановитель+1среда=1...+2KOH+Na2SO4;

3) 3MnSO4+2окислитель+12среда=

3K2MnO4+2KCl+3...+6H2O;

4) 2K2MnO4+Cl2=2...+2...;

5) MnO2+1окислитель+2KOH=K2MnO4+KNO2+....

Задание 6. (5 баллов) Через 550 г 6,5%-го раствора неизвестного нитрата одновалентного металла в течение 20 минут пропускали электрический ток силой 2,7 А, при этом наблюдали выделение газа на аноде. Ток отключили, когда масса раствора уменьшилась на 3,9 г. Определите, нитрат какого металла был взят для электролиза и массовую долю соли в растворе после окончания электролиза.

 

 

              Химия.9 класс.               Вариант-6

 


      

Задание 1. (5 баллов) Простое вещество А сгорает на воздухе с образованием оксида Б, имеющего несколько модификаций. Этот же оксид можно получить обезвоживанием вещества В. Вещество В реагирует с гидроксидом натрия с образованием соединения Г. Если кристаллы вещества Г смочить концентрированной серной кислотой, то образуется вещество Д, превращающееся в вещество В. При добавлении к В этилового спирта, образуется соединение Е, сгорающее на воздухе зеленым пламенем.

Напишите уравнения реакций, соответствующие вышеописанным превращениям, определите вещества М, А, Б, В, Г, Д, Е.

Задание 2. (5 баллов) Римский архитектор Витрувия так описывает процесс, проводимый на острове Родос: “В большие горшки помещали мелкие ветки или стружки, пропитывали их уксусом, сверху клали свинцовые листья. При реакции металла с уксусом получался А, под действием углекислого газа он превращался в Б – на листах с течением времени возникал белый налет, который счищали и использовали, как В. Процесс был не быстрым.”

Известно, что Б может разлагаться при нагревании в присутствии кислорода с образованием оранжево-красного вещества Г, называемого с древних времен Д. Сейчас Д получают разбрызгивая раскаленный свинец в воздухе, или кислороде и быстро охлаждая получающийся порошок.

Напишите:

1) названия А, Б, В;

2) уравнение получения А из свинца;

3) уравнение получения Б из А;

4) уравнение получения Г из Б, назовите Д;

5) уравнение получения Д разбрызгиванием раскаленного свинца в кислороде.

Задание 3. (5 баллов) Одним из методов очистки металлов, является метод, разработанный голландскими учеными Ван Аркелем и де Буром в 1925 г. В методе используется так называемая “транспортная реакция”: нагревается загрязненный металл, образующий некое летучее соединение А с простым веществом Б при относительно низкой (около 400-5000С) температуре. При этом ионы металла, связанные с примесями, соединения А не образуют. А переходит в газовую фазу и попадает на проволоку из чистого металла, раскаленную приблизительно до температуры 10000С. При такой температуре А разлагается. Частицы металла осаждаются на раскаленной нити, утолщая ее. Простое вещество Б освобождается и снова взаимодействует с черновым металлом до тех пор пока тонкая нить не достигнет 2 см в диаметре.

Назовите: 1) три металла одной подгруппы периодической систем элементов Д.И.Менделеева, которые получают таким способом;

2) транспортирующий агент Б.

3) Объясните, почему из простых веществ элементов подгруппы, где находится Б, в качестве транспортирующего агента используется только Б.

4) Какими методами получают указанные в п.1 черновые металлы, к какому классу относятся исходные соединения металлов, используемые в этих методах?

5) Напишите уравнение получения одного сверхчистого металла с помощью “транспортной реакции”.

Задание 4. (5 баллов) Одно из газообразных простых веществ массой 82,3 мг, занимает объём 49,7 мл при температуре 1300С и давлении 198 кПа. Определите формулу этого простого вещества.

Задание 5. (5 баллов)Напишите уравнения реакций, соответствующие ниже приведенным окислительно-восстановительным процессам с участием бихромата калия:

1) K2Cr2O7+6...+7...=1...+3I2+4K2SO4+7...;

2) K2Cr2O7+2...=Cr2O3+1...+CO;

3) K2Cr2O7+6...+7...=1...+3Fe2(SO4)3+K2SO4+7...;

4) K2Cr2O7+3KNO2+4...=

Cr2(SO4)3+3…+1...+4...;

5) K2Cr2O7+3...+7...=2K[Cr(OH)4]+3S+6....

Задание 6. (5 баллов) Через 280 г 7%-го раствора сульфата двухвалентного металла в течение 35 минут пропускали ток силой 1,5 А, при этом наблюдали выделение газа на аноде. Ток отключили, когда масса раствора уменьшилась на 1,31 г. Определите, сульфат какого металла был взят для электролиза и массовую долю соли в растворе после окончания электролиза.

 

              Химия.9 класс.               Вариант-7

 

 


Задание 1. (5 баллов) Серый порошок вещества А растворяется в концентрированной соляной кислоте с образование раствора вещества Б и газа В. При добавлении к полученному раствору хлорида ртути(II) образуется осадок металлической ртути и вещество Г. При добавлении сульфида аммония к раствору вещества Г выпадает желтый осадок Д, который растворяется в избытке сульфида аммония с образованием вещества Е. При подкислении раствора Е раствором соляной кислоты осадок Д образуется снова, при этом выделяется газ Ж.

Напишите уравнения реакций, соответствующие вышеописанным превращениям, определите вещества М, А, Б, В, Г, Д, Е, Ж.

Задание 2. (5 баллов) Англичанин Даниэль Резерфорд, а затем его соотечественники Джозеф Пристли и Генри Кавендиш обнаружили, что А содержит, как пригодную для жизни часть, так и не пригодную. Из последней выделили компонент, который поглощался раствором щелочи, а остаток назвали удушливым, или флогистонированным А. Карл Шееле открыл, что компоненты А можно разделить по другому признаку: способности поддерживать горение. Таким образом, А делится на “огненный газ” и “дурной А”.

Назовите:

1) А;

2) компонент, поглощающийся раствором щелочи, например, едкого кали, напишите уравнение соответствующей реакции;

3) удушливый, флогистонированный А;

4) огненный газ;

5) дурной А.

Задание 3. (5 баллов) В 1766 г. Иоаганн Готлоб Леман нашел минерал А, содержащий элемент Э, на Урале и назвал его сибирским красным свинцом. М.В. Ломоносов описал минерал, как вещество большой плотности. Определяя химический состав минерала, Леман заметил, что солянокислый раствор минерала при нагревании приобретает темно-зеленый цвет. Леман не смог объяснить этого явления, но определил, что минерал содержит свинец.

В 1787 г. Луи Никола Воклен нашел в загадочном камне связанную со свинцом кислоту, которая была “окислом” какого-то металла. Воклен сплавил тонко измельченный минерал с карбонатом калия и растворил этот сплав в воде. Получившиеся карбонат свинца и гидроокись свинца выпали в осадок, а фильтрат желтого цвета был обработан добавкой солей двухвалентного свинца и одновалентной ртути. При добавке соли свинца получился желтый осадок, а при добавке соли ртути - темно-оранжевый осадок.

Полученный Вокленом осадок гидроокиси элемента Э имел разную окраску в зависимости от условий получения, цвет ее менялся от светло-синего до темно-зеленого. В результате ее нагрева получалось вещество желтовато- или голубовато-зеленого цвета. Вокленом было получен еще и фиолетовый раствор соли элемента Э.

Разнообразие окрасок соединений этого элемента и определили его название.

 Напишите:

1) название элемента Э, формулу соединения сибирского красного свинца (массовая доля свинца 71,13%, кислорода – 11%);

2) уравнение образования темно-зеленого раствора при обработке минерала соляной кислотой;

3) уравнение реакции взаимодействия вещества желтого фильтрата с нитратом свинца(II);

4) уравнение реакции взаимодействия вещества желтого фильтрата с нитратом ртути(I);

5) где находит основное применение элемент Э.

Задание 4. (5 баллов) Одно из газообразных простых веществ массой 74,4 мг, занимает объём 62,1 мл при температуре 1350С и давлении 203 кПа. Определите формулу этого простого вещества.

Задание 5. (5 баллов) Напишите уравнения реакций, соответствующие ниже приведенным окислительно-восстановительным процессам с участием хлорида железа(III):

1) 2FeCl3+2...=2...+I2+2...;

2) 4FeCl3+3...=2Fe2O3+6Cl2;

3) 2FeCl3+3...=2...+S+6NaCl;

4) 2FeCl3+...=3FeCl2;

5) 2FeCl3+2H2O+...=2FeCl2+H2SO4+2....

Задание 6. (5 баллов) Через 600 г 4,5%-го раствора нитрата двухвалентного металла в течение 15 минут пропускали ток силой 3,1 А, при этом наблюдали выделение газа на аноде. Ток отключили, когда масса раствора уменьшилась на 1,15 г. Определите, сульфат какого металла был взят для электролиза и массовую долю соли в растворе после окончания электролиза.

              Химия.9 класс.               Вариант-8

 


Задание 1. (5 баллов) При взаимодействии оксида А металла М с концентрированной серной кислотой при нагревании образуется соль Б, кислород и вода. Металл М повышает степень окисления при взаимодействии соли Б с раствором персульфата аммония в присутствии нитрата серебра, при этом образуется вещество В. Соединение В образуется и при взаимодействии соли Б с концентрированной азотной кислотой и оксидом свинца(IV). 20% раствор вещества В разлагается при нагревании с образованием оксида А, кислорода и воды.

Напишите уравнения реакций, соответствующие вышеописанным превращениям, определите вещества М, А, Б, В.

Задание 2. (5 баллов) В 1670 г. Генрих Шванхард обратил внимание на то, что если смесь фторида кальция и серной кислоты накрыть стеклом, то оно разъедается. В 1768 г. эту смесь изучал Андреас Сигизмунд Маргграф. Ученый дистиллировал смесь и получил неизвестную жидкость, которую назвал “летучая земля”. В 1772 г. Эксперимент Маргграфа повторил Вильгельм Шееле, сделав правильный вывод о том, что в смеси присутствует кислота. В начале XIX века Жозефу Луи Гей-Люссаку и Луи Жак Тенару удалось разделить смесь на два сложных вещества, причем оба ученых отравились.

Вещество меньшей массы из “летучей земли” является сильным ионизирующим растворителем, собственная же его ионизация незначительна.

Напишите:

1) формулы веществ – составных частей “летучей земли”, назовите вещества;

2) уравнение взаимодействия фторида кальция с серной кислотой;

3) уравнения “разъедания” стекла;

4) уравнение образования “летучей земли”;

5) запишите уравнение самоионизации меньшего по массе вещества из смеси “летучая земля”, назовите образующиеся в процессе ионы.

Задание 3. (5 баллов) Элемент Э выделен Иоганном Августом Арфведсоном в 1817 г. из минерала А, содержащего: 4,9% оксида Э, 16,7% оксида алюминия, 78,4% оксида кремния (в % по массе).

В 1818 г. Гемфри Деви выделил крупицы чистого Э электролизом его гидроксида. В 1855 г. немецкому химику Бунзену и английско



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.