Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Культурно-историческая обстановка в России в Екатерининскую эпоху и её влияние на развитие детской литературы



 

19.10. 20. ОБ-РНО-21. 4 пара. Дисциплина: История русской детской литературы.

Преподаватель: Т.Е. Беньковская, д.п.н.. профессор.

Лекция + доклады и сообщения студентов

Тема: Культурно-историческая обстановка в России в Екатерининскую эпоху и её влияние на развитие детской литературы

Основные тезисы

1. Культурно-историческая обстановка второй половины XVIII века в России.

(сообщения и доклады студентов)

2. Влияние педагогических взглядов крупнейших представителей Запада (Джон Локк, Жан-Жак Руссо) на рождение в русском обществе интереса к ребенку, особенностям его возраста, его психологии, к детской книге как средству воспитания.

3. Состояние детской литературы:

- выходит преимущественно переводная литература для детей с французского и немецкого языков;

- получают распространение литература дидактическая и книги-энциклопедии.

- влияние книги Яна Амоса Коменского «Orbis pictus» ( в пер. «Мир в картинках», «Мир чувственных вещей в картинках») (1657) на детскую литературу, которая впервые печатным изданием на русском языке выходит в свет под названием «Видимый свет» в 1768 г.

4. Вклад императрицы Екатерины Второй в развитие детской литературы  XVIII века в России. Произведения Екатерины Второй для детей («Российская азбука с гражданским учением», «Китайские мысли о совести», «Разговоры и рассказы», «Выбранные российские пословицы», «Продолжение начального учения» и др.)

5. Литературные сказки Екатерины Второй для детей «Сказка о царевиче Хлоре», «Сказка о Царевиче Февее», их идейно-воспитательная направленность.

6. Книгоиздательская,  литературная и просветительская деятельность Н.И. Новикова (1744-1818). «О воспитании и наставлении детей». Первый русский детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789), его педагогическая и гражданская направленность.

7. Проникновение в детскую литературу передовой мысли гражданской направленности, формирующей сознание ребенка.

Задание:

1. Обратитесь к осмыслению эпохи Екатерины Второй и её вклада в развитие русского общества, детской литературы. Подготовьте доклады, сообщения, презентации культурологического характера, создающие историко-культурный контекст для изучения произведений детской литературы данного периода к 19.10).

2. Прочитайте сказки Екатерины Второй «Сказка о царевиче Хлоре» и «Сказка о царевиче Февее». Какова основная авторская мысль, как она воплощена в сюжете, образах сказок? В чем Екатерина Вторая как писатель следует традициям народной сказки и в чем проявляется ее новаторство? (к практическому занятию 26 октября).

Литература

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 2008.

2. Русская литература для детей / под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Академия, 2000.

3. Сетин Ф.И. История русской детской литературы (конец X– первая половина XIX века). – М.: Просвещение, 1990.

4. Литературная сказка. История, теория, поэтика: сборник статей и материалов. – М.: Изд-во МПГУ, 1996.

5. Тиманова О.И. Сказки императрицы Екатерины и дидактическая литература второй половины XVIII века // Детская литература на рубеже веков: интерпретация и преподавание: сборник научных статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С.126-129.

4. Интернет-материалы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.