|
|||
Пространственные свойства цвета.
Теоретический материал на повторение по теме: Цветовой круг. 1. Рассмотреть таблицу цветовой круг, вспомнить основные и дополнительные цвета. Смешать на палитре дополнительные цвета используя основные. 2. Прочитать теоретический материал «Пространственные свойства цвета» 3. Выполнить простейший пейзаж на передачу пространства и глубины с помощью цветовых отношений. Пейзаж можно выполнять по представлению. Формат А4.
Пространственные свойства цвета.
В живописи цвет является основным выразительным средством, использующим все богатства сложнейших колористических композиций. В силу контрастного взаимодействия цветов одни из них кажутся расположенными ближе или дальше своего фактического положения в пространстве. В связи с этим одни цвета воспринимаются как бы выступающими, другие, напротив, как бы удаляющимися в глубину, отступающими. Теплые цвета – желтый, оранжевый, красный, пурпурный и все их промежуточные оттенки – воспринимаются выступающими, а холодные – голубые, синие, фиолетовые и их оттенки – как бы уходящими в глубину. Чисто зеленый цвет занимает промежуточное положение, но по отношению к холодным он кажется выступающим. Различно расположенными по отношению друг к другу воспринимаются цвета как среди холодных, так и среди теплых. Например, более выступающими среди теплых кажутся желтые, потом оранжевые и красные. Если светлые цвета кажутся выступающими, то темные, напротив, кажутся отступающими. Такой же эффект можно наблюдать в отношении насыщенных и слабонасыщенных цветов: первые из них будут как бы выступающими, вторые – отступающими. Эти свойства цвета используются для создания пространства и объема в живописном произведении. Одним из факторов, влияющих на цвет предметов, является пространство. Воздух сам по себе прозрачен, но в нем содержатся мельчайшие частицы пыли, капельки водяных паров, бактерии. Иначе говоря, он представляет собой так называемую мутную среду. Особенность этой среды состоит в том, что красные, оранжевые, желтые лучи проходят сквозь нее свободно, а синие и фиолетовые отражаются, рассеиваясь во все стороны. Поэтому днем безоблачное небо мы видим в отраженном голубом свете, а утром и на закате, когда солнечные лучи проходят нижние слои сильно загрязненной атмосферы, оно принимает разнообразные красно-желтые оттенки. Благодаря голубому цвету, рассеянному в воздухе, при большом удалении предметов цвет становится холоднее. Кроме того, изменяется и светлота – темные цвета вдали выглядят светлее, а светлые, наоборот, темнее. Леонардо да Винчи отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нем видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».
|
|||
|