Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задания I (отборочного) этапа. Республиканской ученической олимпиады по русскому языку. учебный год.. Укажите ударение в словах и словосочетаниях.. Дано предложение, в котором обыгрываются несколько фразеологических оборотов.



Задания I (отборочного) этапа

Республиканской ученической олимпиады по русскому языку

2020-2021 учебный год.

11 класс

1. Укажите ударение в словах и словосочетаниях.

Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

Максимальное количество – 8,5 баллов

2. В левой колонке таблицы даны слова, образованные сложением двух греческих корней, а в правой – их буквальные переводы в перепутанном порядке.

 

Слова с греческими корнями Буквальные русские переводы
энтомофаг, бактериофаг, ихтиофаг, фитофаг, зоофаг, антропофаг звероед, людоед, насекомоед, растениед, рыбоед, палочкоед

1. Установите правильный буквальный перевод для каждого слова.

2. Вспомните и напишите для каждого слова левой колонки ещё какое-нибудь слово русского языка, восходящее к тому же первому греческому корню. Макс. кол-во – 6 баллов.

3. Дано предложение, в котором обыгрываются несколько фразеологических оборотов.

Коля посчитал всех ворон во дворе, померил их на свой аршин, облил грязью божьи одуванчики на клумбе и перелил воду из пустого в порожнее.

Восстановите фразеологические обороты, выпишите их и дайте толкование каждому.

Максимальное количество – 5 баллов

4. Даны словосочетания с глаголами: побаливать зимой, помалкивать в углу, поругивать сына за двойки, поговаривать о переезде.

Все эти глаголы формально образованы одним способом, но один из глаголов существенно отличается от всех других по смыслу.

1. Укажите формальный способ образования этих глаголов.

2. Укажите глагол, отличающийся от других по смыслу, и опишите этот смысл.

3. Опишите смысл всех других глаголов. (Максимальное количество – 6 баллов).

5. Сколько частей (простых предложений) входит в состав данного сложного предложения? Свой ответ прокомментируйте(за верный ответ 1 балл + 2 балла за комментарий, максимальное количество – 3 балла)

Он нашел это место, ставшее для него тайным убежищем, в первый же день в школе, в тот темный день, когда он почувствовал вокруг себя такую ненависть, такое глумливое любопытство, что глаза сами собой наливались горячей мутью и все то, на что он глядел, подвергалось замысловатым оптическим метаморфозам.

6. Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом? (за верный ответ 6 баллов)

Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.

7. Напишите мини - сагу на одну из тем.

Живи и жить давай другим (Из ст. Г.Р. Державина); С милым рай и в шалаше (Из ст. «Русская песня» Н.М. Ибрагимова); С веком наравне (Из ст. «Чаадаеву»); С корабля на бал (Из «Евгения Онегина»)

Мини – сага - история, состоящая ровно из 50 слов (служебные части речи тоже считаются).

(20 баллов)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.