Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Всероссийская олимпиада школьников. Школьный этап.



Всероссийская олимпиада школьников. Школьный этап.

2020-2021 учебный год.

10 класс.

Время выполнения 90 минут.

Максимальный балл 100.

Задания и критерии оценивания.

Задание 1. Тестовые задания

1.1. Кто из сыновей Ярослава Мудрого был женат на сестре польского короля Казимира I?

1) Владимир        2) Изяслав       3) Святослав          4) Всеволод

1.2. В каком году произошло описанное Н.И. Костомаровым событие?

«В июле того же года Василий в третий раз подступил к Смоленску и так сильно начал палить в него из пушек, что на осаждённых нашёл страх. Начальствовавший там Юрий Сологуб был человек неспособный, не мог

утишить волнения и сдал город. Смоленский владыка Варсонофий со всем духовенством, наместником и многими из народа прибыл в стан московского государя и просил принять свою вотчину с тихостью. Радость для Москвы была чрезвычайная».

1) 1505 г.                2) 1510 г.             3) 1514 г.              4) 1521 г.

1.3. Под каким городом в мае 1605 г. царские войска перешли на сторону Лжедмитрия I?

1) под Добрыничами                2) под Тулой              3) под Болховом       4) под Кромами

Ответы:

1.1 1.2 1.3

По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум за задания – 3 балла.

 

Задание 2. Тестовые задания с несколькими правильными ответами

2.1. Ниже представлен список имён. Укажите, какие из них связаны с восточнославянским язычеством.


1) Хорс

2) Евпатий Коловрат

3) Велес

4) Садко

5) Макошь

6) Свенельд


2.2. Ниже приведён список терминов. Укажите, какие из них являются элементами доспехов русского средневекового воина.


1) кольчуга

2) шишак

3) диадема

4) колт

5) братина

6) ерихонка


2.3. Какие из указанных реформ были проведены в правление Ивана Грозного?


1) создание стрелецкого войска

2) губная реформа

3) отмена местничества

4) губернская реформа

5) отмена кормлений

6) введение золотого рубля


Ответ:

2.1 2.2 2.3

По 2 балла за верный ответ. Максимальный балл – 6.

 

Задание 3. Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

3.1. Василий Косой, Дмитрий Красный, Василий Тёмный, Дмитрий Шемяка

3.2.«За веру и верность», «За службу и храбрость», «Польза, честь и слава», «За труды и Отечество».

3.3. Я.В. Брюс, П. Гордон, Ф.Я. Лефорт, Ф.Ю. Ромодановский, П.И. Ягужинский.

Ответ.

3.1. Участники так называемой «феодальной войны» в Московском княжестве второй четверти XV века 2 балла

3.2. Девизы орденов Российской империи. 2 балла

3.3. Соратники Петра I. 2 балла

Максимальный балл - 6

 

Задание 4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

1670–1671 гг., 1707–1708 гг., 1735–1739 гг., 1773–1775 гг., 1830–1831 гг.

Ответ.

Народные восстания в России. Лишнее – русско-турецкая война 1735–1739 гг.

4 балла за каждый верный ответ (2 балла за правильное обоснование, 2 балл за указание лишнего).

 

Задание 5. Расположите в хронологической последовательности события правления Александра III. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

А) введение института земских участковых начальников

Б) начало строительства Транссибирской магистрали

В) учреждение Крестьянского поземельного банка

Г) циркуляр «о кухаркиных детях»

Д) введение государственной винной монополии

Ответ.

В Г А Б Д

4 балла за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки. Максимум за задание – 4 балла.

 

Задание 6. Установите соответствие между произведениями искусства и их авторами. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ДЕЯТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ/ОБЩЕСТВА
А) С.Г. Нечаев Б) А.И. Желябов В) В.И. Ульянов Г) В.И. Засулич Д) К.Ф. Рылеев Е) Ф.М. Достоевский 1) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» 2) кружок петрашевцев 3) «Народная воля» 4) «Северное тайное общество» 5) «Арзамас» 6) «Освобождение труда» 7) «Народная расправа»

 

 А Б В Г Д Е

Ответ.

По 1 баллу за каждое верное соотнесение. Максимум за задание – 6 баллов.

 

Задание 7. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами.

 

Крестьянский вопрос впервые встал во весь рост во второй половине (1) века. Уже в (2 – название документов) депутатам Уложенной (3 – орган) 1767 г. отчётливо звучала мысль о необходимости отмены крепостного права,

окончательно оформившегося более ста лет назад в (4) г. Первый шаг в данном направлении предпринял (5 – имя и номер), подписавший в (6) г. документ, известный как манифест «О трёхдневной (7 – вид повинности)». Его преемник в (8) г. опубликовал указ о вольных хлебопашцах, разрешив помещикам отпускать крестьян на волю с земельным наделом. Крестьянский вопрос волновал и декабристов – так, в «(9 – название проекта)» Никиты Муравьёва предполагалось освобождение крестьян без земли, а по «Русской правде» Павла (10 – фамилия) крестьяне получали половину помещичьих земель.

Активная разработка крестьянского вопроса началась в царствование Николая I, учредившего специальные секретные (11 – органы). Результатом их работы стал, в частности, указ (12) г. «Об (13 – название) крестьянах»,

разрешивший освобождение крестьян без земли. Кроме того, была проведена (14 – название) реформа в Литве, Белоруссии и Правобережной Украине, определившая точные размеры крестьянских повинностей. Однако реальная подготовка крестьянской реформы началась только после окончания (15 – название) войны. Её отправной точкой принято считать так называемый «рескрипт (16 – фамилия адресата)», предписывающий начать разработку проектов реформы в губернских учреждениях. Однако манифест об отмене

крепостного права был готов только в феврале (17) г.

Ответ:

1 XVIII/18

2 наказах

3 комиссии

4 1649

5 Павел I

6 1797

7 барщине

8 1803

9 Конституции

10 Пестеля

11 комитеты

12 1842

13 обязанных

14 инвентарная

15 Крымской

16 Назимову

17 1861

По 1 баллу за верный ответ. Максимальный балл – 17

 

Задание 8. Соотнесите представленные изображения с характеристиками русских князей, данными великим русским историком и писателем Н.М. Карамзиным, с которыми эти изображения связываются по смыслу. Ответы оформите в виде таблицы, в столбцы которой впишите имена этих князей, буквенное обозначение соответствующего им изображения, порядковый номер фрагмента описания князя.

Характеристики русских князей:

1) «Исключительные обстоятельства, с 11 лет посадившие его на боевого коня, четырехсторонняя борьба с Тверью, Литвой, Рязанью и Ордой, наполнившая шумом и тревогами его 30-летнее княжение, положили на него яркий отблеск Александра Невского». (Н.М. Карамзин).

2) «Будучи, подобно отцу, ревнителем самодержавия, твёрдым, непреклонным, хотя и менее строгим, он следовал тем же правилам в политике внешней и внутренней; решал важные дела в Совете бояр, учеников и сподвижников Иоанновых: их мнением утверждая собственное; являл скромность в действиях монархической власти, но умел повелевать; любил выгоды мира, не страшась войны и не упуская случая к приобретениям важным для государственного могущества; менее славился воинским счастием, более опасною для врагов хитростию; не унизил России, даже возвеличил оную». (Н.М. Карамзин).

3) «Древняя Россия погребла с ним своё могущество и благоденствие. Основанная, возвеличенная единовластием, она утратила силу, блеск и гражданское счастие, будучи снова раздробленною на малые области». (Н.М. Карамзин).

4) «… без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня Литву, захватывая уделы, расширяя владения московские. … разодрав завесу между Европою и нами, с любопытством обозревая престолы и царства, не хотел мешаться в дела чуждые. Следствием было то, что Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Азии и Европы, спокойная внутри, и не боясь врагов внешних».

Ответ:

буква имя фрагмент
А Василий III
Б Иван III
В Дмитрий Донской
Г Ярослав Мудрый

По 1 баллу за каждый верный элемент ответа.

Всего 8 баллов.

 

Задание 9. Внимательно рассмотрите карту и выполните задания, помещённые ниже.

9.1.Назовите войну, события которой обозначены на схеме.

9.2.Назовите крепость, обозначенную на карте цифрой 1, три кровопролитных

штурма которой так и не привели её к сдаче.

9.3.Назовите выдающегося военного инженера, благодаря которому после

длительной осады крепость всё-таки была вынуждена сдаться.

9.4.Назовите перевал, обозначенный на карте цифрой 2, героическая оборона

которого вошла в историю.

9.5.Назовите местечко, обозначенное на карте цифрой 3, где был подписан

мирный договор.

9.6.Верны ли представленные ниже утверждения («ДА» – «НЕТ»). Ответы

внесите в таблицу.

1) Данная война происходила в период правления Александра III

2) Император был главнокомандующим русскими войсками на Балканах

3) В ходе этой войны на Кавказе была взята крепость Карс

4) В ходе этой войны была произведена первая в истории морского флота

успешная торпедная атака

5) Один из героев данной войны носил прозвище «белый генерал»

6) Один из героев данной войны впоследствии стал «бархатным диктатором»

Ответы:

1-5 вопросы: верный ответ – 1 балл.

9.1. Русско-турецкая 1877–1878 гг.

9.2. Плевна.

9.3. Э.И. Тотлебен

9.4. Шипкинский перевал.

9.5. Сан-Стефано

9.6.

А Б В Г Д Е
НЕТ НЕТ ДА ДА ДА ДА

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 6 баллов.

Всего 11 баллов.

 

Задание 10. Внимательно изучите представленный ниже отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему.

«Объявляем всем верным НАШИМ подданным.

Богу, в неисповедимых судьбах Его, благоугодно было завершить славное Царствование Возлюбленнаго РОДИТЕЛЯ НАШЕГО мученической кончиной, а на Нас возложить Священный долг Самодержавнаго Правления. Повинуясь воле Провидения и Закону наследия Государственнаго, МЫ приняли бремя сие в страшный час всенародной скорби и ужаса, пред Лицем Всевышняго Бога, веруя, что предопределив НАМ дело Власти в столь тяжкое и многотрудное время, Он не оставит НАС Своею Всесильною помощью.

Веруем также, что горячия молитвы благочестиваго народа, во всём свете известнаго любовию и преданностью своим ГОСУДАРЯМ, привлекут благословение Божие на НАС и на предлежащий НАМ труд Правления.

В Бозе почивший РОДИТЕЛЬ НАШ, прияв от Бога Самодержавную власть на благо ввереннаго ЕМУ народа, пребыл верен до смерти принятому ИМ обету и кровию запечатлел великое СВОЕ служение. Не столько строгими велениями власти, сколько благостью ея и кротостью совершил ОН величайшее дело СВОЕГО Царствования ‒ освобождение крепостных крестьян, успев привлечь к содействию в том и дворян владельцев, всегда послушных гласу добра и чести; утвердил в Царстве Суд, и подданных СВОИХ, коих всех без

различия соделал навсегда свободными, призвал к распоряжению делами местнаго управления и общественнаго хозяйства. Да будет память ЕГО благословенна во веки!

Низкое и злодейское убийство Русскаго ГОСУДАРЯ, посреди вернаго народа, готоваго положить за НЕГО жизнь свою, недостойными извергами из народа, ‒ есть дело страшное, позорное, неслыханное в России, и омрачило всю землю нашу скорбию и ужасом.

Но посреди великой НАШЕЙ скорби Глас Божий повелевает НАМ стать бодро на дело Правления, в уповании на Божественный Промысл, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую МЫ призваны утверждать и охранять для блага народнаго от всяких на неё поползновений.

Да ободрятся же пораженныя смущением и ужасом сердца верных НАШИХ подданных, всех любящих отечество и преданных из рода в род Наследственной Царской власти. Под сению Ея и в неразрывном с Нею союзе земля наша переживала не раз великия смуты и приходила в силу и в славу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющаго судьбы ея.

Посвящая СЕБЯ великому НАШЕМУ служению, МЫ призываем всех верных подданных НАШИХ служить НАМ и Государству верой и правдой, к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, ‒ к утверждению веры и нравственности, ‒ к доброму воспитанию детей, ‒ к истреблению неправды и хищения, ‒ к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России БЛАГОДЕТЕЛЕМ ея Возлюбленным

НАШИМ РОДИТЕЛЕМ».

Вопросы и задания:

10.1. Укажите название, под которым данный документ вошёл в историю, год издания и автора этого текста.

10. 2. Какие обстоятельства позволяют автору документа говорить о мученической кончине своего родителя? Дайте развёрнутый ответ.

10.3. Какие основания своей власти называет автор документа? Назовите два основания.

10. 4. Как изменилось положение подданных в результате дел, совершённых родителем автора документа? Приведите два положения из текста. С помощью, каких мероприятий, о которых говорится в документе, это было достигнуто? Назовите 3 мероприятия и укажите годы, когда они были осуществлены.

10.5. Как, по мнению автора документа, складываются в России отношения между верховной властью и народом, страной? Приведите четыре положения.

10.6. В чём автор документа видит практическое осуществление возложенного на него долга правления? Приведите три положения.

 

Ответ:

10.1. Манифест о «незыблемости самодержавия» («Ананасный манифест»), 1881, Александр III.

По 1 баллу за каждый верный элемент ответа. Всего 3 балла.

10.2. Убийство 1 марта 1881 года Александра II членами организации «Народная воля».

2 балла за верный ответ.

10.3.

1. Воля Провидения, Бога.

2. Закон наследия Государственного.

По 1 баллу за каждое основание. Всего 2 балла.

10.4. Положение подданных изменилось следующим образом:

а) они стали свободными без различия сословий; б) подданные были призваны к распоряжению местным управлением и общественным хозяйством.

Мероприятия, с помощью которых это было достигнуто:

1. Отмена крепостного права 1861 г.

2. Судебная реформа 1864 г.

3. Земская реформа 1864 г.

4. Городская реформа 1870 г.

По 2 балла за каждое приведённое положение. По 1 баллу за каждое названное мероприятие с указанием года.

Всего 7 баллов.

10.5

1. Народ возносит молитвы за государя для привлечения благословения Божьего на него.

2. Народ готов пожертвовать своей жизнью за государя.

3. Подданные преданы из рода в род наследственной самодержавной монархии.

4. Страна находится в союзе с самодержавной властью.

По 2 балла за каждое приведённое положение.

Всего 8 баллов.

10.6.

1. Охрана самодержавной власти от всяких поползновений.

2. Искоренение крамолы.

3. Утверждение веры и нравственности.

4. Доброе воспитание детей.

5. Истребление неправды и хищения.

6. Водворение порядка и правды в действии учреждений.

По 2 балла за каждое приведённое положение.

Всего 6 баллов.

Всего за задание 28 баллов.

 

Задание 11. Выбери одно из высказываний. Сформулируйте на его основе проблему. Поставьте три задачи вашей работы, которые необходимо решить для рассмотрения этой проблемы. Максимальный балл – 7.

11.1. «В Древней Руси статус лидера достигался благодаря каким-то отличительным личным качествам, но не присваивался при рождении. Только после Владимира Святославича мы имеем дело с династией:

закрытым клубом, членство в котором возникает в момент рождения, а доступ извне невозможен» (А.П. Толочко).

11.2. «В большой войне между группами феодалов и центральной властью выковывается централизованное государство. В России, так же как и в странах Западной Европы (Англии, Франции), такая война произошла

в XV в.» (Л.В. Черепнин).

11.3. «Отмена местничества означала не кончину московской знати, а её перерождение в придворную аристократию. Царедворец конца XVII в. искал места за царским столом не службой своих предков, а близостью

и расположением государя» (П.В. Седов).

11.4. «Павел I не проявлял ни особой любви, ни особого недоверия практически ко всем установлениям Империи. Крупной ломке подверглись только те области законодательства, которые восходили к царствованию Екатерины II, действительный же интерес государя привлекали лишь военные дела» (А.Э. Нольде).

11.5. «Реакция наступала при Николае I повсеместно и всеохватно, стремясь подавить не только прямое сопротивление, но и любое прекословие абсолютной власти монарха» (Н.А. Троицкий).

11.6. «В середине XIX в. государственный строй державы Романовых начинает разлагаться: падает крепостное право, под конец ослабевает власть чиновничества, под самый конец изменяет этому государству его главная

опора – постоянное войско» (М.Н. Покровский).

11.7. «Второй фронт помог нашей стране, но с военно-стратегической точки зрения он не мог быть решающим фактором в разгроме нацистов. Когда в мире стало ясно, что СССР одержит победу над Германией, тогда и стал

вопрос о вступлении в войну» (А.В. Мирошников).

Ответ:

11. 1. «В Древней Руси статус лидера достигался благодаря отличительным личным качествам, но не присваивался при рождении. Только после Владимира Святославича мы имеем дело с династией, доступ в которую извне невозможен» (А.П. Толочко).

Проблема. Эволюция принципа передачи власти в Древней Руси.

Задачи

- Охарактеризовать принцип передачи власти в Древней Руси в период до Владимира Святославича.

- Рассмотреть деятельность Владимира Святославича в деле изменения принципа передачи власти.

- Охарактеризовать принцип передачи власти в Древней Руси в период после Владимира Святославича.

11.2. «В большой войне между группами феодалов и центральной властью выковывается централизованное государство. В России, так же как и в странах Западной Европы (Англии, Франции), такая война произошла в XV в.» (Л.В. Черепнин).

Проблема. Феодальная война как причина формирования централизованного государства.

Задачи

- Рассмотреть причины формирования централизованного государства.

- Рассмотреть характер междоусобной войны 1433–1453 гг.

- Сравнить события междоусобной войны 1433–1453 гг. с событиями истории Англии и Франции XV в.

11.3. «Отмена местничества означала не кончину московской знати, а её перерождение в придворную аристократию. Царедворец конца XVII в. искал места за царским столом не службой своих предков, а близостью и

расположением государя» (П.В. Седов).

Проблема. Изменение природы русской аристократии конца XVII в.

Задачи

- Охарактеризовать принцип выделения аристократии до отмены местничества.

- Охарактеризовать принцип выделения аристократии после отмены местничества.

- Рассмотреть роль отмены местничества в изменении природы русской аристократии конца XVII в.

11.4. «Павел I не проявлял ни особой любви, ни особого недоверия практически ко всем установлениям Империи. Крупной ломке подверглись только те области законодательства, которые восходили к царствованию Екатерины II, действительный же интерес государя привлекали лишь военные дела» (А.Э. Нольде).

Проблема. Основные приоритеты внутренней политики Павла I.

Задачи

- Рассмотреть политику Павла I в отношении основных органов государственной власти Российской империи.

- Рассмотреть политику Павла I по пересмотру внутриполитических решений Екатерины II.

- Рассмотреть политику Павла I в военной сфере.

11.5. «Реакция наступала при Николае I повсеместно и всеохватно, стремясь подавить не только прямое сопротивление, но и любое прекословие абсолютной власти монарха» (Н.А. Троицкий).

Проблема. Оценка политики Николая I.

Задачи

- Привести основные факты, связанные с внутренней политикой Николая I.

- Дать определение понятию «реакция» и рассмотреть основные черты политики реакции.

- Ответить на вопрос, можно ли считать политику Николая I периодом реакции.

11.6. «В середине XIX в. государственный строй державы Романовых начинает разлагаться: падает крепостное право, под конец ослабевает власть чиновничества, под самый конец изменяет этому государству его главная

опора – постоянное войско» (М.Н. Покровский).

Проблема. Основные причины падения Российской империи.

Задачи

- Рассмотреть отмену крепостного права как причину падения монархии в России.

- Рассмотреть изменения характера российской бюрократии как причину падения монархии в России.

- Рассмотреть недостаточную лояльность армии как причину падения монархии в России.

11.7. «Второй фронт помог нашей стране, но с военно-стратегической точки зрения он не мог быть решающим фактором в разгроме нацистов. Когда в мире стало ясно, что СССР одержит победу над Германией, тогда и стал вопрос о вступлении в войну» (А.В. Мирошников)

Проблема. Оценка роли второго фронта в победе СССР над Германией.

Задачи

- Привести основные факты, связанные со сроками открытия второго фронта.

- Выявить связь между военными успехами СССР и открытием второго фронта.

- Оценить роль второго фронта в победе СССР над Германией.

 

Критерии оценивания (возможны иные формулировки)

13.1. Постановка проблемы и задач (до 7 баллов)

1) Постановка проблемы (до 4 баллов).

· 4 балла выставляется, если проблема сформулирована корректно, в явном виде.

· 2 балл выставляется, если проблема в явном виде не сформулирована, но из постановки задач следует, что участник её понимает.

· 0 баллов выставляется, если проблема в явном виде не сформулирована, а постановка задач не даёт возможности определить, понимает её участник или нет.

2) Постановка задач (до 3 баллов).

· 3 балла выставляется, если в явном виде корректно сформулировано три задачи.

· 2 балла выставляется, если в явном виде корректно сформулировано две задачи.

· 1 балл выставляется, если в явном виде корректно сформулирована одна задача.

· 0 баллов выставляется, если задачи не сформулированы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.