Контрольные вопросы к зачету по дисциплине
Контрольные вопросы к зачету по дисциплине
«Основы психогенетики»
- Предмет и задачи психогенетики.
- История возникновения и развития психогенетики. Работы Ф. Гальтона. Евгеника. Этапы развития психогенетики.
- Типы наследования. Законы Г. Менделя.
- Развитие психогенетики в России дореволюционного и послереволюционного периодов.
- Понятийный аппарат психогенетики: фенотип, генотип, кариотип, ген, зиготы, гаметы. Диплоидный набор хромосом (2n). Гаплоидный набор хромосом (n). Популяция.
- Сцепленное с полом наследование. Плейотропия.
- Молекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) как носители генетического материала. Хроматин. Хромосомы. Аутосомы и половые хромосомы.
- Анеуплоидия.
- Дискретные и континуальные признаки. Норма (диапазон) реакции генотипа. Различные типы взаимодействия генов. Аддитивное взаимодействие. Доминирование и неполное доминирование (кодоминирование). Эпистаз.
- Стадии клеточного цикла. Митоз. Амитоз. Мейоз. Кроссинговер.
- Методы психогенетики.
- Метод семьи (генеалогический), его использование в психогенетике.
- Метод приемных родственников (детей). Ограничения применения метода приемных детей.
- Метод близнецов и его разновидности. Основные теоретические допущения, лежащие в основе близнецового метода.
- Популяционно-генетический метод. Закон Харди-Вайнберга. Системы браков. Ассортативность.
- Дерматоглифика как метод психогенетики.
- Иммуногенетический метод. Система групп крови АВО. Резус-фактор.
- Цитогенетический метод. Биохимический метод. Молекулярно-генетический метод.
- Основное уравнение психогенетики. Генотип-средовые эффекты. Генотип-средовая корреляция (ковариация). Генотип-средовое взаимодействие. Разложение фенотипической дисперсии.
- Коэффициент наследуемости как доля аддитивной генетической дисперсии в общей дисперсии. Коэффициент генетической детерминации, как доля генетической вариативности в общей вариативности признака в популяции.
- Средовые компоненты дисперсии: внутрисемейный, межсемейный и случайный.
- Факторы, определяющие индивидуальное развитие монозиготных близнецов: пренатальные конституциональные различия, отношение родителей к этим различиям и взаимосвязь между близнецами (С. Гилфорд и др.); специфическая близнецовая ситуация (Р. Заззо); отношение к близнецам, сложившееся в определенной культуре, физическое сходство близнецовых партнеров, социально-экономический статус семьи (М. Леонард).
- Актуальные условия становления индивидуальности близнецов с точки зрения психологии развития: специфические взаимоотношения родителей и близнецов, связь между партнерами в близнецовой паре.
- Роли внутри близнецовой пары: двустороннее или одностороннее соперничество, комплиментарное соподчинение, уравновешенное партнерство, конформизм (А. Хейгл-Эверс). Идентификация себя с партнером.
- Рекомендации родителям близнецов.
- Пути нейроэндокринной регуляции взаимосвязи генетических процессов на уровне целостного организма. Гипотеза нейроэндокринной регуляции процесса реализации генетической информации.
- Стресс и активность генома.
- Три базовые системы защиты при стрессе: стресс-реализующая стресс-потенцирующая, стресс-лимитирующая.
- Наследуемые ЭЭГ-варианты по Ф. Фогелю и психологические особенности носителей типов ЭЭГ.
- Возможности метода близнецов при изучении природы функциональных асимметрий у человека. Зеркальность и дискордантность по асимметричным признакам у близнецов. Гипотезы, объясняющие происхождение право-леворукости.
- Хромосомное определение пола. Интерсексуальные состояния человека. Виды гермафродитизма. Гомосексуализм.
- Направления психогенетического исследования психофизиологических функций: изучение отдельных параметров психофизиологических функций, изучение целостных системных реакций. Исследования объема мозга, функционирования мозга.
- Психогенетические исследования вызванных потенциалов (ВП). Исследование зрительных ВП. Потенциалы мозга, связанные с движением (ПМСД).
- Кожно-гальваническая реакция (КГР), ее исследования методами психогенетики. Исследование КГР Д. Ликкена. Наследуемость параметров КГР. КГР при ориентировочной и оборонительной реакциях. Исследование КГР Б.И. Кочубея. Индивидуальные особенности привыкания КГР.
- Генетические исследования деятельности сердечно-сосудистой системы. Индикаторы работы сердечно-сосудистой системы. Систолическое и диастолическое артериальное давление. Оценка наследуемости показателей работы сердечно-сосудистой системы. Исследование природы межиндивидуальной дисперсии реактивных изменений частоты сердечных сокращений (ЧСС). Исследования наследуемости ЧСС.
- Исследования максимального потребления кислорода (МПК). Индивидуальные различия в темпах развития моторики и сенсорно – перцептивных процессов Гипотезы, объясняющие происхождение право-леворукости.
- Классификация исследований движений, предложенная С.Б. Малых. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости двигательных функций. Типы исследований: изучение сложных поведенческих навыков; стандартизированных проб; физиологических систем обеспечения мышечной деятельности; изучение нейрофизиологического уровня. Исследования ходьбы. Спортивная деятельность.
- Исследования мимики и пантомимики. Психогенетические исследования почерка.
- Генетический контроль развития зрительной сенсорной системы. Дальтонизм. Аномалии рефракции.
- Генетический контроль развития слуховой сенсорной системы. Средовые и наследственные причины врожденных дефектов слуха. Общие клинико-психологические особенности детей с дефектами зрения и слуха.
- Генетический контроль вкусовой чувствительности. Нарушения вкусовой чувствительности.
- Генетический контроль восприятия запаха. Нарушения восприятия запахов. Восприятие ферромонов.
- Генетический контроль кожной и болевой чувствительности.
- Структура свойств нервной системы. История исследований свойств нервной системы методами психогенетики.
- Оценка наследуемости силы нервной системы. Исследование силы нервной системы по возбуждению.
- Исследования подвижности нервной системы. Исследования лабильности. Оценка динамичности. Концентрированность. Популяционно-генетический подход к исследованию свойств нервной системы.
- Масштабные психогенетические исследования интеллекта. Гены-кандидаты интеллекта. Факторы развития интеллекта.
- Темперамент. Основные признаки темперамента Психогенетические исследованиея темперамента в подростковом возрасте и у взрослых.
- Психогенетические исследования экстраверсии - интроверсии, нейротизма и психотизма. Наследуемость факторов «большой пятерки» личностных качеств.
- Психогенетика агрессивности. Связь агрессивности с чертами темперамента.
- Агрессивность и хромосомные аномалии. Молекулярно-генетические предпосылки агрессивности. Биохимические процессы, связанные с агрессивностью.
- Алкоголизм и агрессивность. Связь агрессивности и жестокости с полиморфизмом генов, вовлеченных в функционирование дофаминовой и серотониновой нейромедиаторных систем.
- Психогенетика креативности. Психогенетические исследования специальных способностей (математических и др. способностей).
- Возрастная психогенетика. Основные модели индивидуального развития. Проблема биологического созревания и психического развития. Наследственность как фактор, типизирующий и индивидуализирующий развитие.
- Генетические и средовые факторы, обеспечивающие преемственность и гетерохронность развития. Смена механизмов реализации психических функций и динамика генотип-средовых соотношений в онтогенезе.
- Возрастная динамика генотип-средовых соотношений как основа для возрастной периодизации и для выделения сензитивных периодов развития. Р. Пломин: основные модели возрастной психогенетики.
- Задачи и этапы медико-генетического консультирования. Наследственные болезни. Причины и характер протекания наследственных болезней.
- Мутации и хромосомные аберрации. Анеуплоидия, полиплоидия, трисомия, моносомия. Мозаицизм. Причины хромосомных аберраций.
- Аномалии в системе половых хромосом (синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера, Трисомия-Х, Синдром-47, ХУУ).
- Хромосомные болезни. Синдром Дауна. Синдром «кошачьего крика». Трисомия-18. Синдром Лежена. Синдром Патау.
- Наследование психозов (шизофрения и др.).
- Наследуемость болезни Альцгеймера (старческое слабоумие, деменция) и хореи Гентингтона.
- Наследуемость рассеянного склероза.
- Наследуемость обсессивно-компульсивного расстройства.
- Психогенетика аномального и девиантного поведения.
- Наследуемость болезни Альцгеймера (старческое слабоумие, деменция). Умственная отсталость и задержка умственного развития Синдром Мартина – Белла. Фенилкетонурия.
- Роль генетических и средовых факторов в этиологии расстройств самоконтроля (клептомания, гэмблинг, анорексия, булимия и др.).
- Семейные и близнецовые исследования преступности, исследования приемных детей. Вклад факторов наследственности и среды в формирование антисоциального поведения. Преступность и синдром лишней У-хромосомы.
- Алкоголизм и наследственность. Генетика наркомании. Действие кофеина. Действие марихуаны. Действие никотина. Генетика курения.
- Аутизм. Хромосомные нарушения и генетические мутации. Наблюдения за семьями больных аутизмом и исследования близнецов.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этиология СДВГ. Молекулярная генетика и СДВГ. Близнецовые исследования СДВГ. Семейные исследования СДВГ.
- Неспособность к обучению. Основные виды неспособности к обучению (дислексия, дискалькулия, дисграфия). Близнецовые исследования дислексии.
|