Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Контрольные вопросы к зачету по дисциплине



Контрольные вопросы к зачету по дисциплине

«Основы психогенетики»

  1. Предмет и задачи психогенетики.
  2. История возникновения и развития психогенетики. Работы Ф. Гальтона. Евгеника. Этапы развития психогенетики.
  3. Типы наследования. Законы Г. Менделя.
  4. Развитие психогенетики в России дореволюционного и послереволюционного периодов.
  5. Понятийный аппарат психогенетики: фенотип, генотип, кариотип, ген, зиготы, гаметы. Диплоидный набор хромосом (2n). Гаплоидный набор хромосом (n). Популяция.
  6. Сцепленное с полом наследование. Плейотропия.
  7. Молекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) как носители генетического материала. Хроматин. Хромосомы. Аутосомы и половые хромосомы.
  8. Анеуплоидия.
  9. Дискретные и континуальные признаки. Норма (диапазон) реакции генотипа. Различные типы взаимодействия генов. Аддитивное взаимодействие. Доминирование и неполное доминирование (кодоминирование). Эпистаз.
  10. Стадии клеточного цикла. Митоз. Амитоз. Мейоз. Кроссинговер.
  11. Методы психогенетики.
  12. Метод семьи (генеалогический), его использование в психогенетике.
  13. Метод приемных родственников (детей). Ограничения применения метода приемных детей.
  14. Метод близнецов и его разновидности. Основные теоретические допущения, лежащие в основе близнецового метода.
  15. Популяционно-генетический метод. Закон Харди-Вайнберга. Системы браков. Ассортативность.
  16. Дерматоглифика как метод психогенетики.
  17. Иммуногенетический метод. Система групп крови АВО. Резус-фактор.
  18. Цитогенетический метод. Биохимический метод. Молекулярно-генетический метод.
  19. Основное уравнение психогенетики. Генотип-средовые эффекты. Генотип-средовая корреляция (ковариация). Генотип-средовое взаимодействие. Разложение фенотипической дисперсии.
  20. Коэффициент наследуемости как доля аддитивной генетической дисперсии в общей дисперсии. Коэффициент генетической детерминации, как доля генетической вариативности в общей вариативности признака в популяции.
  21. Средовые компоненты дисперсии: внутрисемейный, межсемейный и случайный.
  22. Факторы, определяющие индивидуальное развитие монозиготных близнецов: пренатальные конституциональные различия, отношение родителей к этим различиям и взаимосвязь между близнецами (С. Гилфорд и др.); специфическая близнецовая ситуация (Р. Заззо); отношение к близнецам, сложившееся в определенной культуре, физическое сходство близнецовых партнеров, социально-экономический статус семьи (М. Леонард).
  23. Актуальные условия становления индивидуальности близнецов с точки зрения психологии развития: специфические взаимоотношения родителей и близнецов, связь между партнерами в близнецовой паре.
  24. Роли внутри близнецовой пары: двустороннее или одностороннее соперничество, комплиментарное соподчинение, уравновешенное партнерство, конформизм (А. Хейгл-Эверс). Идентификация себя с партнером.
  25. Рекомендации родителям близнецов.
  26. Пути нейроэндокринной регуляции взаимосвязи генетических процессов на уровне целостного организма. Гипотеза нейроэндокринной регуляции процесса реализации генетической информации.
  27. Стресс и активность генома.
  28. Три базовые системы защиты при стрессе: стресс-реализующая стресс-потенцирующая, стресс-лимитирующая.
  29. Наследуемые ЭЭГ-варианты по Ф. Фогелю и психологические особенности носителей типов ЭЭГ.
  30. Возможности метода близнецов при изучении природы функциональных асимметрий у человека. Зеркальность и дискордантность по асимметричным признакам у близнецов. Гипотезы, объясняющие происхождение право-леворукости.
  31. Хромосомное определение пола. Интерсексуальные состояния человека. Виды гермафродитизма. Гомосексуализм.
  32. Направления психогенетического исследования психофизиологических функций: изучение отдельных параметров психофизиологических функций, изучение целостных системных реакций. Исследования объема мозга, функционирования мозга.
  33. Психогенетические исследования вызванных потенциалов (ВП). Исследование зрительных ВП. Потенциалы мозга, связанные с движением (ПМСД).
  34. Кожно-гальваническая реакция (КГР), ее исследования методами психогенетики. Исследование КГР Д. Ликкена. Наследуемость параметров КГР. КГР при ориентировочной и оборонительной реакциях. Исследование КГР Б.И. Кочубея. Индивидуальные особенности привыкания КГР.
  35. Генетические исследования деятельности сердечно-сосудистой системы. Индикаторы работы сердечно-сосудистой системы. Систолическое и диастолическое артериальное давление. Оценка наследуемости показателей работы сердечно-сосудистой системы. Исследование природы межиндивидуальной дисперсии реактивных изменений частоты сердечных сокращений (ЧСС). Исследования наследуемости ЧСС.
  36. Исследования максимального потребления кислорода (МПК). Индивидуальные различия в темпах развития моторики и сенсорно – перцептивных процессов Гипотезы, объясняющие происхождение право-леворукости.
  37. Классификация исследований движений, предложенная С.Б. Малых. Генетические и средовые детерминанты в изменчивости двигательных функций. Типы исследований: изучение сложных поведенческих навыков; стандартизированных проб; физиологических систем обеспечения мышечной деятельности; изучение нейрофизиологического уровня. Исследования ходьбы. Спортивная деятельность.
  38.  Исследования мимики и пантомимики. Психогенетические исследования почерка.
  39. Генетический контроль развития зрительной сенсорной системы. Дальтонизм. Аномалии рефракции.
  40. Генетический контроль развития слуховой сенсорной системы. Средовые и наследственные причины врожденных дефектов слуха. Общие клинико-психологические особенности детей с дефектами зрения и слуха.
  41. Генетический контроль вкусовой чувствительности. Нарушения вкусовой чувствительности.
  42. Генетический контроль восприятия запаха. Нарушения восприятия запахов. Восприятие ферромонов.
  43. Генетический контроль кожной и болевой чувствительности.
  44. Структура свойств нервной системы. История исследований свойств нервной системы методами психогенетики.
  45. Оценка наследуемости силы нервной системы. Исследование силы нервной системы по возбуждению.
  46. Исследования подвижности нервной системы. Исследования лабильности. Оценка динамичности. Концентрированность. Популяционно-генетический подход к исследованию свойств нервной системы.
  47. Масштабные психогенетические исследования интеллекта. Гены-кандидаты интеллекта. Факторы развития интеллекта.
  48. Темперамент. Основные признаки темперамента Психогенетические исследованиея темперамента в подростковом возрасте и у взрослых.
  49. Психогенетические исследования экстраверсии - интроверсии, нейротизма и психотизма. Наследуемость факторов «большой пятерки» личностных качеств.
  50. Психогенетика агрессивности. Связь агрессивности с чертами темперамента.
  51. Агрессивность и хромосомные аномалии. Молекулярно-генетические предпосылки агрессивности. Биохимические процессы, связанные с агрессивностью.
  52. Алкоголизм и агрессивность. Связь агрессивности и жестокости с полиморфизмом генов, вовлеченных в функционирование дофаминовой и серотониновой нейромедиаторных систем.
  53. Психогенетика креативности. Психогенетические исследования специальных способностей (математических и др. способностей).
  54. Возрастная психогенетика. Основные модели индивидуального развития. Проблема биологического созревания и психического развития. Наследственность как фактор, типизирующий и индивидуализирующий развитие.
  55. Генетические и средовые факторы, обеспечивающие преемственность и гетерохронность развития. Смена механизмов реализации психических функций и динамика генотип-средовых соотношений в онтогенезе.
  56. Возрастная динамика генотип-средовых соотношений как основа для возрастной периодизации и для выделения сензитивных периодов развития. Р. Пломин: основные модели возрастной психогенетики.
  57. Задачи и этапы медико-генетического консультирования. Наследственные болезни. Причины и характер протекания наследственных болезней.
  58.  Мутации и хромосомные аберрации. Анеуплоидия, полиплоидия, трисомия, моносомия. Мозаицизм. Причины хромосомных аберраций.
  59. Аномалии в системе половых хромосом (синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера, Трисомия-Х, Синдром-47, ХУУ).
  60. Хромосомные болезни. Синдром Дауна. Синдром «кошачьего крика». Трисомия-18. Синдром Лежена. Синдром Патау.
  61. Наследование психозов (шизофрения и др.).
  62. Наследуемость болезни Альцгеймера (старческое слабоумие, деменция) и хореи Гентингтона.
  63. Наследуемость рассеянного склероза.
  64. Наследуемость обсессивно-компульсивного расстройства.
  65. Психогенетика аномального и девиантного поведения.
  66. Наследуемость болезни Альцгеймера (старческое слабоумие, деменция). Умственная отсталость и задержка умственного развития Синдром Мартина – Белла. Фенилкетонурия.
  67. Роль генетических и средовых факторов в этиологии расстройств самоконтроля (клептомания, гэмблинг, анорексия, булимия и др.).
  68. Семейные и близнецовые исследования преступности, исследования приемных детей. Вклад факторов наследственности и среды в формирование антисоциального поведения. Преступность и синдром лишней У-хромосомы.
  69. Алкоголизм и наследственность. Генетика наркомании. Действие кофеина. Действие марихуаны. Действие никотина. Генетика курения.
  70. Аутизм. Хромосомные нарушения и генетические мутации. Наблюдения за семьями больных аутизмом и исследования близнецов.
  71. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этиология СДВГ. Молекулярная генетика и СДВГ. Близнецовые исследования СДВГ. Семейные исследования СДВГ.
  72.  Неспособность к обучению. Основные виды неспособности к обучению (дислексия, дискалькулия, дисграфия). Близнецовые исследования дислексии.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.