Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок по литературе в 9 классе. Жил да был человек маленький…». По рассказу Вячеслава Пьецуха «Жалоба»). Ход урока.. Слово учителя.. Беседа с классом по вопросам



Урок по литературе в 9 классе

«Жил да был человек маленький…»

(По рассказу Вячеслава Пьецуха «Жалоба»)

Цели урока:

                1) Дать  представления о писателе, о тематике его творчества.

                   2) Помочь обучающимся почувствовать сострадание и милосердие, вызвать у них чувство доброты и содействовать их нравственному воспитанию.

                3) Развивать навыки творческой работы в ходе анализа художественного произведения.

 

Оборудование урока:

портрет В.Пьецуха,

 текст рассказа «Жалоба»,

 «Красный квадрат» Малевича,

музыка Поганини.

 

Методические приёмы:

 аналитическая беседа, комментированное чтение, работа с текстом, групповая работа.

                          Ход урока.

1 . Слово учителя.

 Сегодня у нас будет урок-расследование. Расследовать мы с вами будет жалобу. Но жалоба эта не совсем обычная. А в чем ее необычность, давайте попытаемся разобраться.

2. Чтение  рассказа «Жалоба».

3. Беседа с классом по вопросам

-Почему пенсионер Свиридов просит отвесить ему именно 55 гр колбасы, а не 50, например? Из-за подлости характера, скаредности? Сказывается возраст? А, может быть, у него денег именно на 55 гр колбасы?

- Имеет ли, по- вашему мнению, какое-либо значение слово «застрочил», которое употребил автор, говоря об отношении Свиридова к жалобе?

-Какой человек Свиридов?

- Почему он всегда носит с собой ручку?

- Давайте еще раз перечитаем описание семьи Свиридова и пенсионерки Ивановой. Можно ли поверить тому, что описывает Свиридов? А сталкивались ли вы в жизни с подобным отношением к старикам? Чем это объясните? Всегда ли и везде так было? Всегда ли так будет?

- Как нужно воспитывать детей, чтобы потом не попасть в старости в такую же ситуацию, как Свиридов?

- Свиридов пишет, что «таких типов, которые под воздействием алкогольных паров способны на что угодно» встречал много на своем веку. А вы их встречали? Больше их становится или меньше? Почему? Можно ли с этим бороться?

- Свиридов работал на строительстве Беломор-канала и на целине, и в геологической партии. «Жизнь меня подхватывала и бросала», - говорит Свиридов. Как вы это понимаете? А кого жизнь подхватывает?

- Почему Свиридов всю жизнь экономил деньги, хотя это ему и не нравилось. Это характеризует его с положительной или отрицательной стороны?

- Почему его все обижают? Может это ему кажется? Или так и есть на самом деле?

- Почему свои чувства, свое горе Свиридов выражает в жалобной книге?

Итак, жалоба дошла до каждого действующего лица рассказа. Нужно получить ответ на жалобу.

4. Класс разбивается на 5 групп(завмаг и продавец; дочь Свиридова; невестка Свиридова;  сосед с собакой; соседка Иванова) и готовит ответ на жалобу гражданина Свиридова.

5. Рефлексия.

- О чем рассказ?

- Почему на доске «красный квадрат»?

- Какие чувства вызвала у вас музыка Поганини? Мешала она вам писать ответ на жалобу или помогала?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.