![]()
|
|||
Урок по литературе в 9 классе. Жил да был человек маленький…». По рассказу Вячеслава Пьецуха «Жалоба»). Ход урока.. Слово учителя.. Беседа с классом по вопросамУрок по литературе в 9 классе «Жил да был человек маленький…» (По рассказу Вячеслава Пьецуха «Жалоба») Цели урока: 1) Дать представления о писателе, о тематике его творчества. 2) Помочь обучающимся почувствовать сострадание и милосердие, вызвать у них чувство доброты и содействовать их нравственному воспитанию. 3) Развивать навыки творческой работы в ходе анализа художественного произведения.
Оборудование урока: портрет В.Пьецуха, текст рассказа «Жалоба», «Красный квадрат» Малевича, музыка Поганини.
Методические приёмы: аналитическая беседа, комментированное чтение, работа с текстом, групповая работа. Ход урока. 1 . Слово учителя. Сегодня у нас будет урок-расследование. Расследовать мы с вами будет жалобу. Но жалоба эта не совсем обычная. А в чем ее необычность, давайте попытаемся разобраться. 2. Чтение рассказа «Жалоба». 3. Беседа с классом по вопросам -Почему пенсионер Свиридов просит отвесить ему именно 55 гр колбасы, а не 50, например? Из-за подлости характера, скаредности? Сказывается возраст? А, может быть, у него денег именно на 55 гр колбасы? - Имеет ли, по- вашему мнению, какое-либо значение слово «застрочил», которое употребил автор, говоря об отношении Свиридова к жалобе? -Какой человек Свиридов? - Почему он всегда носит с собой ручку? - Давайте еще раз перечитаем описание семьи Свиридова и пенсионерки Ивановой. Можно ли поверить тому, что описывает Свиридов? А сталкивались ли вы в жизни с подобным отношением к старикам? Чем это объясните? Всегда ли и везде так было? Всегда ли так будет? - Как нужно воспитывать детей, чтобы потом не попасть в старости в такую же ситуацию, как Свиридов? - Свиридов пишет, что «таких типов, которые под воздействием алкогольных паров способны на что угодно» встречал много на своем веку. А вы их встречали? Больше их становится или меньше? Почему? Можно ли с этим бороться? - Свиридов работал на строительстве Беломор-канала и на целине, и в геологической партии. «Жизнь меня подхватывала и бросала», - говорит Свиридов. Как вы это понимаете? А кого жизнь подхватывает? - Почему Свиридов всю жизнь экономил деньги, хотя это ему и не нравилось. Это характеризует его с положительной или отрицательной стороны? - Почему его все обижают? Может это ему кажется? Или так и есть на самом деле? - Почему свои чувства, свое горе Свиридов выражает в жалобной книге? Итак, жалоба дошла до каждого действующего лица рассказа. Нужно получить ответ на жалобу. 4. Класс разбивается на 5 групп(завмаг и продавец; дочь Свиридова; невестка Свиридова; сосед с собакой; соседка Иванова) и готовит ответ на жалобу гражданина Свиридова. 5. Рефлексия. - О чем рассказ? - Почему на доске «красный квадрат»? - Какие чувства вызвала у вас музыка Поганини? Мешала она вам писать ответ на жалобу или помогала?
|
|||
|