Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)



 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра естественных дисциплин, сервиса и туризма

КУРСОВАЯ РАБОТА

                                                  

по дисциплине «Человек и его потребности»

на тему: Сфера услуг и факторы ее развития в современных условиях

 

Выполнила: студентка 2 курса гр. 885

направления подготовки 43.03.02 Туризм (профиль) «Организация туристской деятельности»

Федотова Т.А.

 

Руководитель: ст. преподаватель

Козар Н.К.

Казань 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические аспекты сферы услуг

1.1 Понятие, сущность, специфика и классификация услуг

1.2 Роль сферы услуг в современном обществе

2 Развитие сферы услуг в современном мире

2.1 Основные тенденции развития сферы услуг в России и за рубежом

2.2 Развитие сферы услуг как один из факторов формирования экономики знаний

Заключение

Список использованных источников


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие сферы услуг сегодня тесно связано с развитием всего народнохозяйственного комплекса. Роль сектора в современной экономике может зависеть не только от структуры экономики, но и от того, что основные факторы экономического роста, такие как научные знания, нематериальные формы накопления, информационные технологии и глобализация экономической активности, определяются услугами.

В современной экономике можно сгруппировать полный спектр услуг: транспорт, связь, оптовая и розничная торговля, кредитные и финансовые услуги, страхование, местные услуги, а также различные развлечения и услуги социальных служб, таких как образование, здравоохранение и социальные услуги.

За последние два десятилетия сектор услуг был одним из наиболее быстро растущих секторов мировой экономики. Это связано со сложностью производства, насыщением рынка новыми товарами и быстрым ростом научно-технического прогресса.

Важность темы обусловлена ​​деталями и динамикой развития сектора услуг за последнее десятилетие. Сектор услуг является важным социально-экономическим показателем развития стран.

Предметом исследования являются экономические отношения, отражающие процесс развития рынка услуг в контексте формирования постэкономики.

Целью исследования является сфера услуг в современной экономике, а также особенности и тенденции ее развития.

Цель исследования - показать основные тенденции и оценить уровень развития сферы услуг в современных условиях.

В связи с этим необходимо в работе сессии рассмотреть следующие задачи:

1) Овладение теоретическими основами сферы услуг как экономического явления;

2) Рассмотреть основные тенденции развития сферы услуг;

3) Изучить факторы, влияющие на развитие сферы услуг.

Конструктивно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников для работы.


 

1 Теоретические аспекты сферы услуг

1.1 Понятие, сущность, специфика и классификация услуг

 

Услуга является результатом как минимум одной процедуры, которая обязательно выполняется во взаимодействии поставщика и потребителей, а то, что не регулируется «Законом о защите прав потребителей в Российской Федерации», представляет собой процесс предоставления и качества услуг в России [2].

Сервис - это новаторская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других людей, на деятельность, которая проводится на основе разума.

Конфиденциальность услуг неосязаема, неотделима от источника, может быть изменена, услуга не может быть сохранена. Рынок услуг разнообразен.

Услуги делятся на следующие виды:

1) Некоммерческие (государственные службы, общественные религиозные организации).

2) Коммерческая (аудит, банковское дело, реклама, маркетинг, консалтинг, образовательная, брокерская, торговля, дистрибуция, информация, время)

Услуги классифицируются по следующим критериям:

1. Через физическую принадлежность - материальную (транспорт и связь) и нематериальную (образование);

2 - в сфере реализации - производство (лизинг), в сфере распространения и обращения (торговля, транспорт);

3. Услуги, которые требуют специфических навыков - финансовые, банковские и страховые;

4. Семьи потребляют в больших количествах и связаны с развлечениями.

5. Общественность (телевидение, радио и культура);

6 - бизнес и личный (риэлторские, маркетинговые и рекламные услуги);

7. Ежедневный заказ (перевозка), постоянное использование (ремонт), специальный сбор (ритуальные услуги);

8. Образование и образовательные услуги для детей (няни, детские сады и частные школы);

9. Услуги по уходу за животными (лечение, кормление, прогулки).

Разделение рынка услуг - это разделение потенциальных потребителей услуг на большие группы, которые имеют те же потребности, но сильно отличаются от других потребителей для соответствующей услуги.

Выбор отрасли способствует организации рыночной стратегии.

Целевой рынок - это группа клиентов, и удовлетворение их потребностей является основной целью организации. Выбор целевого рынка может привести к дифференцированному, недифференцированному и целенаправленному (стратегическому) маркетингу.

Недифференцированный маркетинг, посредством которого организация намеренно игнорирует детали отдельных секторов рынка и выходит на весь рынок для всего, что используется только в крупных секторах, где количество людей, которые одинаково реагируют на определенное влияние Ки в секторе услуг, должно использоваться при предоставлении унифицированных услуг (жилищно-коммунальные услуги, И общественный транспорт, иногда предоставляющий некоторые местные услуги: фотомагазины, ремонт обуви).

Проблема недифференцированного маркетинга заключается в том, что услуга осуществляется вне клиента. Услуги иногда отвергают небольшие, но прибыльные сектора.

Дифференциация - это маркетинг, при котором организация стремится одновременно развивать множество сегментов рынка, покупатели должны быть довольны.

Маркетинговый Центр. При предоставлении VIP-услуг основное внимание уделяется географическому принципу. Это очень большая доля рынка. Сосредоточенный маркетинг эффективен для организаций с ограниченными ресурсами и малого бизнеса.

Позиционирование в сфере услуг является довольно сложной задачей. Кроме того, не забывайте это.

Есть два типа размещения. Конкуренция с точки зрения конкуренции В этом случае компания вступает в конкуренцию за желаемую долю рынка.

Такой трек GPS возможен, если:

- Компания может предоставлять более качественные услуги, чем конкуренты;

- Емкость рынка очень велика и позволяет работать одновременно.

У компании больше ресурсов, чем у конкурента.

Второй тип размещения - запуск на рынок новых услуг.

Бывает, можно привлечь потребителей, чтобы они не предлагали услуги. Основным условием реализации этого GPS-трека является наличие технической экспертизы. Чтобы поддерживать приемлемый уровень услуг, необходимо определить рациональный набор услуг от компании.

В современной экономике сервис обычно контрастирует с благом. Товар - это конкретная вещь, предмет, который был произведен для продажи. Услуга, согласно которой известен конкретный специалист по маркетингу, - это «любое событие или выгода, которую может предоставить другая сторона, которая, по сути, не может привести к приобретению чего-либо».

Другие российские экономисты выражают ту же мысль: «Услугу можно определить как продукт действия, благотворное влияние которого не в форме вещей, а в форме деятельности, направленной на что-то и (или) человека».

Опишем концепцию услуг более подробно.

Сервис имеет полезные функции. Услуга является продуктом труда, который имеет специфические специфические характеристики: он не привязан к своему источнику (процесс обучения от перевозчика и транспортных средств, а также процесс предоставления информации от лица, предоставляющего его). Услугу нельзя «сохранить» как товары, хранящиеся на складе (поэтому есть складские товары, но нет складских услуг). Он присутствует только в процессе производства. Производство и потребление услуг позволяют изменить полезность вещей или характер человеческой жизни

Разница между производством товаров и предоставлением услуг заключается не в простоте: возможны виды экономической деятельности и переходы между этими двумя видами деятельности. Также любые предметы изготавливаются по индивидуальному запросу. Эти предметы можно продавать как обычный товар.

Существуют различные классификации типов и типов услуг, каждая из которых отражает конкретный подход к анализу услуг. Можно выделить пять основных типов услуг:

1. Производство - проектирование, аренда, обслуживание и ремонт оборудования;

2. Распространение - торговля, транспорт и связь.

3. Профессиональные - банковское дело, страхование, финансы, консалтинг, реклама;

4 Потребитель - так называемые коллективные услуги, связанные с семьями и хобби;

5. Аудитория - телевидение, радио, образование и культура.

Более регулярная классификация услуг по принципу материализма или нематериальности делится на четыре категории:

1. Конкретные действия, направленные на организм человека. Эти услуги предоставляют здравоохранение, пассажирские перевозки, салоны красоты и парикмахерские, спортивные сооружения, рестораны и кафе.

2. Материальные действия, направленные на товары и другие материальные объекты. Это работа грузового транспорта, ремонт и техническое обслуживание оборудования, охрана, чистота и порядок, прачечные, химчистка и ветеринарные услуги;

3. Нематериальные действия, направленные на человеческое сознание. Это включает в себя образование, радио и телевизионное вещание, информационные услуги, театры и музеи.

4. Нематериальная деятельность с нематериальными активами. Банковские, юридические, консалтинговые, страховые и операционные услуги могут быть с запасом.

Кроме того, услуги можно разделить на материальные и нематериальные услуги. Первая направлена ​​на удовлетворение физических потребностей: например, потребителей, транспорта, здравоохранения, общественного питания, ремонта оборудования и услуг по техническому обслуживанию. Второе - нематериальные услуги - удовлетворяет духовные потребности. К ним относятся образование, консультации, музеи и театры, предоставление информации и удовлетворение религиозных потребностей.

Стандартные и креативные сервисы отличаются по степени алгоритма. Стандартные виды услуг предоставляются в соответствии со строго установленными правилами. Креативные услуги могут быть сформированы и изменены в соответствии с индивидуальными требованиями потребителя.

Поэтому в сфере туризма могут возникать странные виды услуг: например, турист просит гида, который носит свою одежду и имеет какой-то исторический характер. Персональные и интеллектуальные услуги часто подвергаются изменениям и адаптации в процессе их реализации.

Персональные и групповые услуги ориентированы на разных потребителей. Некоторые услуги, такие как учебная и медицинская деятельность, полезны только для конкретных лиц (хирург не может управлять определенной командой). Другие услуги, напротив, всегда предоставляются целой командой людей: это услуги лекторов в студенческой аудитории, обеспечение общественного порядка государством, транспорт в общественном транспорте и работа СМИ.

Производственные и непроизводственные услуги выполняются в разных сферах деятельности компании. Производственная сфера включает в себя транспортировку товаров и техническое обслуживание оборудования, непроизводственные - медицинские услуги, культуру, туризм, развлечения и т. Д.

Коммерческие и некоммерческие услуги различаются по своей конечной цели. Первый производится с целью получения прибыли и других бизнес-преимуществ.

Второй не ориентирован на прибыль. Эти услуги включают благотворительные организации и организации, а также ряд общественных служб (защита страны, поддержание общественного порядка, уделение внимания образованию и здоровью граждан). По мере повышения уровня жизни населения увеличивается доля коммерческих услуг. Это приводит к дифференциации уровня обслуживания в зависимости от платежеспособного спроса. Баланс между коммерческими и некоммерческими услугами во многом зависит от политической и экономической системы общества. Поэтому в Советском Союзе допустимые коммерческие услуги в области здравоохранения и образования, при строительстве частного жилья были очень ограничены. В современной России оно стало более распространенным.

По форме организации услуг ее можно разделить на негосударственные и негосударственные. Разница между ними заключается в том, что некоторые организации участвуют в предоставлении государственных учреждений, а другие являются частными. Ряд негосударственных услуг может оказываться в природе государственными компаниями. Основное различие между этими типами услуг заключается в том, что государственные услуги, в принципе, не могут предоставляться кем-либо, кроме государства. Это услуги по защите страны, обеспечению общественной безопасности, учету граждан, учету транспортировки и государственной регистрации коммерческих операций (например, сделок с недвижимостью). В обществе существует необходимость государственной регистрации рождений, смертей, брака, имущественных отношений и т. Д. Частная компания не может предоставить государственную услугу, например, зарегистрировать брак или родить ребенка.

Услуги также делятся на чистые и смешанные услуги. Чистый сервис является единственным видом деятельности своего продукта (специализированное производство услуг). Смешанный сервис сопровождает товарно-материальные запасы, облегчая торговлю и делая его более привлекательным для потребителей. Это, например, работа, сопровождающая продажу товаров, предпродажную и послепродажную поддержку.

В сфере услуг существуют понятия идеальных и материальных услуг. Идеальный сервис - это абстрактная теоретическая модель для того или иного вида сервисной деятельности. Правила включают обслуживание населения, стандарты качества и технологии предоставления услуг. Реальный сервис - это конкретные финансовые процедуры, направленные на удовлетворение потребностей клиента. Услуги в их реальной реализации всегда отличаются от идеальных. Реальные услуги настраиваются исполнителями и потребителями и конкретными условиями их предоставления.

Законные и незаконные услуги различаются в отношении к ним со стороны государства и общества. Законные услуги утверждаются государством и обществом; Незаконные услуги осуждены и, как правило, судятся.

Нелегальные услуги в рамках системы административного руководства (например, спекуляция на рынке) становятся законными в рыночной экономике со свободой торговли. Законные услуги, которые удовлетворяют потребности, которые являются разумными, выгодными и надежными в этом сообществе, являются законными. Услуги, удовлетворяющие общественным потребностям (наркотики, преступность, аморальность, «ложные потребности» и т. Д.), Классифицируются как незаконные.

Услуги также могут быть разделены на личные и не личные услуги. Персональные услуги - это прежде всего люди с исключительными профессиональными качествами. Это услуги врачей, юристов, психоаналитиков, выдающихся художников и музыкантов, ученых, режиссеров и других высококвалифицированных специалистов. Персонаж обычно включает в себя более простые услуги, на реализацию которых не сильно влияет личность лица, его предоставляющего (торговля, транспорт, ремонт и техническое обслуживание).

Услуги также можно разделить на простые, сложные, добровольные, гипотезы и т. Д. Постоянное расширение сферы услуг и формирование новых потребностей и методов ее удовлетворения приводят к постоянному обогащению видов и форм услуг. Между тем, могут быть выявлены новые функции классификации, которые позволяют лучше понять различные отношения между этими типами услуг.

 

1.2 Роль сферы услуг в современном обществе

 

Услуги - это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Частично это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.

Торговля услугами также широко развита, как и международная торговля. Международная торговля имеет также свою специфику:

- неосязаемость

- невидимость

- неразрывность производства и потребления

- неоднородность и изменчивость качества

- неспособность услуг к хранению

Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.

В отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном, одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами, они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать высочайшего уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

Предприятия сферы услуг не производят средства производства или товары. Они предлагают такие услуги, как банковские, строительные, услуги розничной торговли, услуги образования и здравоохранения.

Индустрия услуг охватывает широкий спектр деятельности. В нее входят:

государственное управление на национальном и местном уровне;

здравоохранение, образование и наука;

транспорт и сбыт товаров, включая розничную торговлю;

профессиональные услуги — бухгалтерские, банковские, юридические и страховые;

коммунальные — водоснабжение, газ и электричество;

индустрия развлечений, включая телевидение, а также гостиничный бизнес, общественное питание и туризм.

Международный туризм - специфическая отрасль (разновидность) услуг, международные перемещения людей или путешествия, представляющие собой специфическую категорию международной торговли. По своим признакам международный туризм напоминает трудовую миграцию, однако существенно различие в целях. Цель туризма - отдых и развлечение людей в ограниченный период времени, хотя в последнее время значительная часть специалистов совмещает деловые (служебные) поездки с отдыхом в других странах. Туристические услуги в международном товарообороте выступают неким «невидимым товаром», чья характерная особенность заключается в том, что он становится важным, а иногда и единственным источником дохода для многих развитых и развивающихся стран.

В развитых странах Европы и Северной Америки, а также в Австралии и Японии в сфере услуг занята большая часть трудовых ресурсов, намного превышающая процент работников всех прочих отраслей, вместе взятых. В Нидерландах в сфере услуг занято 78% работающих. Для сравнения: в Индии этот показатель составляет 38%. В более бедных странах эта пропорция ещё меньше (например, в Нигере в сельском хозяйстве занято 85% работающих, а на промышленность и услуги приходится лишь 15%). С конца Второй мировой войны индустрия услуг была более развивающейся отраслью в развитых странах. Их экономику принято сегодня называть сервисной. США стала первой страной, сформировавшей такую экономику.

Характерная черта сферы услуг заключается в том, что эта отрасль является в целом трудоёмкой, то есть её нельзя  произвольно механизировать. Поэтому она, по сравнению с другими отраслями, предоставляет большее количество рабочих мест. Как правило, работа в обслуживании не требует большой физической силы, а потому в нем занято гораздо больше женщин, чем в других отраслях.

В некоторых отраслях обслуживания, особенно в общественном питании и индустрии отдыха, работа зачастую сезонная, дающая возможность временной занятости.

Итак, можно сказать, что на протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Именно поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность.

 

 


 

2 Развитие сферы услуг в современном мире

2.1 Основные тенденции развития сферы услуг в России и за рубежом

 

В современной экономике большое предпочтение отдается нематериальному производству, по сравнению с материальным. В настоящее время сфера услуг занимает все более устойчивые позиции в мировом хозяйстве и является одним из важнейших секторов общественного производства. Многие страны ориентируют свою экономику именно на развитие данного сектора, ведь сегодня спрос в этой сфере необычайно высок. Доходы от сферы услуг во многих странах приводят к увеличению ВВП, что положительно сказывается на экономике любой страны.

 Под услугами подразумеваются различные полезные результаты деятельности, которые удовлетворяют определенные потребности, но которые не воплощены в материально-вещественной форме.

Сейчас со сферой услуг связаны практически все виды деятельности. В современном мире услуги в первую очередь направлены на улучшение качества жизни населения, за счет этого и происходит их развитие. Так, специалисты выделяют более 150 видов услуг, которые принято объединять в определенные группы. Классификация сферы услуг в рамках Всемирной Торговой Организации насчитывает около 150 видов услуг. В рамках классификации ВТО выделяют следующие сектора услуг:

1) деловые услуги;

2) услуги связи;

3) строительные и связанные с ними инженерные услуги;

4) дистрибьюторские услуги;

5) образовательные услуги;

6) услуги, связанные с защитой окружающей среды;

7) финансовые услуги;

8) услуги в области здравоохранения и социального обеспечения;

9) туристические и связанные с ними услуги;

10) услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий;

11) транспортные услуги;

12) прочие услуги

Помимо данной классификации в мире используются и другие: например, классификация ОЭСР, Международная стандартная отраслевая классификация всех видов деятельности.

В России развитие сферы услуг началось не сразу. Одним из факторов роста можно назвать конкуренцию с иностранными брендами, активно вторгающимися на территорию нашей страны в период с начала XXI века. Известные зарубежные компании, такие как ИКЕА, Метро, Ашан, стали открывать свои магазины в крупных российских городах. Отчасти это послужило толчком для развития и основания российских аналогов данных сетей. Сейчас данный сектор прибывает в стадии «умеренно стабильной динамики». Крупные российские сети гипермаркетов и супермаркетов неплохо уживаются со своими иностранными конкурентами, хотя и отслеживается конкуренция за покупателя.

Помимо конкуренции, активное развитие сферы услуг может быть связано еще и с рядом других факторов, среди них: благоприятная политика государства, тенденции современного бизнеса, совершенствование коммуникаций и информационных технологий, возрастающие потребности населения, интернационализация рынка.

Протекционистская политика государства может влиять на сферу услуг путём смягчения государственного регулирования, снижения ограничений в торговле услугами, стимулирования сферы услуг и т.п.

К тенденциям бизнеса можно отнести расширение сервисной деятельности, ориентация организаций на повышение качества услуг, фокусирование внимания на спрос потребителей. В условиях ослабления рубля и уменьшения доходов населения в России увеличивается спрос не только на российские товары, но и на услуги, например, туристические.

Развитие информационных технологий оказывает свое влияние через интеграцию компьютерных технологий, усиление использования средств коммуникации, сети Интернет.

Возрастающие потребности населения заключаются в росте требований к различным услугам, улучшению их качества. Соответственно, население готово увеличить расходы на потребление услуг.

И интернационализация рынка связана с выходом организаций сферы услуг на новые рынки и регионы, расширением деятельности транснациональных сервисных компаний и т.д.

Услуги предоставляются не только традиционно сервисными предприятиями, но и промышленными, путем осуществления гарантийного обслуживания, предоставлением транспортных услуг, информационной поддержкой и т.п. В связи с этим, нужно отметить, что сферу услуг нужно рассматривать не как отдельную единую отрасль экономики, а как крупномасштабный сектор экономики, обладающий разветвленной и сложной структурой и, в некоторых случаях, связанный непосредственно с производством.

Не менее важная причина развития сферы услуг — глубокие преобразования в системе общественных потребностей. Усложнение техники, технологий, структуры производства, рост жизненного уровня населения и его социальной активности, а также совершенствование самого человека (повышение образовательного и культурного уровня и т. д.), последовательно расширяли спектр потребностей производства и услуг населению.

Становление экономики услуг — универсальный процесс, свойственный всем странам. Но реализуется он в каждой из них по мере вызревания внутренних предпосылок, в прямой зависимости от уровня экономического развития. В странах, экономически слабо развитых, хозяйственная деятельность сводится, непосредственно, к производству товарной продукции. Чем выше уровень развития экономики и производительности труда, тем больше в структуре экономики деятельности, направленной на производство нематериальных, неосязаемых видов продукции, выраженных в форме услуги. Эти закономерности на рубеже XIX веков проявляются в полной мере. В результате длительной эволюции к концу XX в. доля услуг в мировом ВВП достигла 68%.

Лидером в производстве услуг является США, на их долю приходится более 1/3 мирового производства. Далее, идет Великобритания и с несколько большим отставанием следуют Франция, Канада, Италия. В Германии и, особенно, в Японии в большей степени развивается производство товаров, но и наблюдается рост доли услуг.

Что касается занятости в сфере услуг, доля трудоспособного населения, занятого в данном секторе экономики, в 2013-2014 гг превысила 44% населения нашей планеты (более 1,3 млрд. человек). В развитых странах и ЕС данный показатель составляет более 75 % населения на 2014 год.

В России услуги развиваются не такими быстрыми темпами, здесь приоритет отдается товарам. В условиях санкций и экономического кризиса, государство акцентирует своё внимание на товарном производстве. По данным Федеральной службы государственной статистики, общий объем предоставляемых платных услуг на январь 2015 года сократился на 11,8% по отношению к декабрю 2014 года. Наибольшее снижение можно отметить в предоставлении ветеринарных услуг – 30,9%, медицинских – 28,1%, бытовых услуг – 20,8%. Также значительно снизилось и потребление в сфере образовательных услуг – на 23,1% и в сфере туризма и гостиничного размещения – 18%. Необходимо отметить, что на общем фоне объем предоставления услуг связи увеличился на 2%.

В нашей стране развитие экспорта услуг не является отдельным направлением государственной политики в сфере внешней торговли. Так, в государственной программе «Развитие внешнеэкономической деятельности» отсутствуют индикаторы внешней торговли услугами, а сама она упоминается только в привязке к торговле товарами и движению капиталов.

Частично приоритет торговли объясняется соотношением объемов внешней торговли товарами и услугами России. По данным Банка России, оборот внешней торговли услугами России в 2012 году составил 157 млрд. долларов (экспорт 58 млрд. долларов, импорт – 99 млрд. долларов). Масштаб скромный, если сравнивать его с внешней торговлей товарами, оборот которой в том же году достиг 865 млрд. долларов (529 млрд. долларов – экспорт, 336 млрд долларов – импорт). Однако такой подход представляется не совсем верным, ведь мы упускаем такой огромный сегмент рынка, который в наше время приносит большую часть прибыли.

Итак, за последние годы сфера услуг заметно расширила свои границы, перечень предоставляемых сервисов вырос по сравнению с концом предыдущего века. Как мы видим, в данном сегменте работало 44% населения нашей планеты, и эта цифра увеличивается. Тем самым сегодня происходит активное развитие данной сферы экономики, и многие страны перестраивают свою экономику, так чтобы предпочтение отдавалось сфере услуг, чем сфере материального производства.

Рассматривая российский сектор услуг, следует отметить, что среди значительных проблем – неразвитость и проблемы малого бизнеса, которые еще больше возросли в последние годы. Так, по данным статистики, в 2013 г. официально было закрыто около 1 миллиона малых предприятий. Иностранные эксперты отмечают у нас крайне низкую продуктивность в финансовой сфере.

Также серьезная проблема – несоответствие российского сектора услуг непосредственно потребностям экономики страны. При этом в некоторых отраслях это несоответствие только растет. К проблемам можно отнести высокую монополизацию экономики, административное влияние, низкое качество управления на фирменном уровне, ухудшение характеристик человеческих ресурсов.

Кризис продемонстрировал минусы сырьевой специализации и необходимость диверсификации его структуры за счет расширения обрабатывающей промышленности и сферы услуг. Необходимо развитие транспортной системы, наукоемких отраслей услуг. В этом плане перспективны информационные технологии, туризм, услуги космических запусков и др.

В положительных условиях и стимулах для развития нуждаются почти все отрасли услуг, так как страна продолжает отставать от международного уровня по обеспечению населения предприятиями торговли, в особенности современных форматов, бытового сервиса, учреждений культуры. Но перераспределение ресурсов в эти отрасли даст ожидаемый эффект только при условии их существенного обновления с учетом зарубежного опыта и потребностей.

В осуществлении этой структурной стратегии решающая роль принадлежит государству. Помимо общих мер по оздоровлению бизнеса нужно расширить государственную поддержку отраслям услуг и меры по их стимулированию. Без существенного роста масштабов государственного финансирования весьма невозможны перспективы реформирования и развития социальных услуг и науки, решение проблем транспортной инфраструктуры и связи.

Таким образом, можно отметить, что в современном мире сфера услуг занимает значительное положение и играет особо важную роль в развитии экономики страны.

 

2.2 Развитие сферы услуг как один из факторов формирования экономики знаний

 

В связи со структурной перестройкой функционирования рыночной экономики, которая в результате привела к преобладанию интеллектуальных продуктов и услуг, высоких технологий в структуре современной экономики развитых стран, а также усилению сервитизации экономики в целом, происходит переосмысление ключевых факторов развития, где на первый план выходит сфера услуг. Данный процесс привел к тому, что, с одной стороны, новый тип экономики можно охарактеризовать как экономику знаний, с другой – как сервисную экономику. Иными словами, современный этап экономического развития видится как сплав сервисной экономики и экономики знаний, где становление экономики знаний идет под воздействием сервитизации и где особое значение приобретает сфера услуг.

Понятие «экономика знаний» в первые было использовано в книге австроамериканского ученого Ф. Махлупа «Производство и распространение знаний в США» [с.3–4, с. 16] 1962 года, в которой автор выдвигает в качестве одного из важнейших факторов экономики образование, а точнее возможность активного использования новых знаний, от которого напрямую зависят и другие сферы постиндустриальной экономики – наука, производство, инфраструктура. Он выделял сектор экономики знаний, который в 1958 году вносил вклад в размере 29% в валовый национальный продукт США и который включал в себя ряд видов экономической деятельности, подразделяемых на пять групп:

1) образование;

2) научные исследования и разработки;

3) средства массовой информации (радио, телевидение, телефон и т.д.);

4) информационная техника;

5) информационные услуги.

В 1969 году термин был популяризирован и введен в научный оборот П. Друкером. В своей работе «Эпоха перерыва постепенности» он ставит вопрос об основном факторе производства и развитии организации, утверждая, что именно знание, а не материальные ресурсы является ключевым фактором производства в XXI веке [16]. Такой подход коренным образом поменял угол современного экономического анализа.

Обзор разных взглядов на трактовку понятия «экономика знаний» не дает однозначного определения данного термина. Так, Л.М. Гохберг рассматривает экономику знаний как экономику, в основе которой лежит эффективное применение знаний [4], то есть эффективное производство, распределение и использование знаний и информации [18]. В свою очередь, Г.Б. Клейнер связывает экономику знаний с состоянием экономики, где знания являются полноценным товаром с уникальными свойствами и одним из основных факторов производства [5, с.32]. Таким образом, если придерживаться большинства рассмотренных выше определений, то это экономика, где знания выступают как один из основных факторов производства. Однако стоит отметить, что экономика знаний является скорее определенным этапом развития реальной экономики, а не новой самостоятельной экономикой с собственными законами [15]. Тем не менее, для нее характерен ряд определенных черт:

1) высокая доля сферы услуг в структуре экономики;

2) высокие затраты на образовательную сферу и на научные исследования;

3) развитие человеческого капитала;

4) развитая информационно – коммуникационная сфера;

5) формирование инновационной системы;

6) развитие сферы образования [13, с. 268].

Наравне со становлением информации одним из основных производственных факторов и вследствие интенсификации потребления в сфере услуг происходит активное становление сервисной экономики. Сервисная экономика – это экономика с превалирующим развитием сервисного сектора, для которой присущи



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.