План дистанционного урока
План дистанционного урока
Предмет
| Физика
| Класс
| 10 класс
| Ф.И.О. учителя
|
| Дата
|
| Урок №
| 17
| Тема урока
| Основное уравнение динамики вращательного движения.
| Цели обучения
| 10.2.2.6.Применять основное уравнение динамики вращательного движения в различных его формах при решении задач.
| Порядок действий
| Ресурсы
| Изучи
| Здравствуй. На прошлом уроке мы научились рассчитывать энергию вращательного движения и применять формулу Штейнера, для расчета момента инерции абсолютно твердых тел. Научились вычислять момент и закон сохранения импульса. Ответь на вопросы:
1)Почему момент инерции стержня при смещении оси вращения относительно центра масс возрастает?
2)Сравнить тормозной путь двух велосипедов с разными по радиусу колесами. Какие колеса обладают большей инерционностью?
3)Как изменится угловая скорость вращения платформы если на ее край поместить тяжелый предмет?
Запиши дату и тему сегодняшнего урока.
Мы продолжаем говорить о моментах инерции и энергии вращающего тела, величинах характеризующих эти процессы, а также связь момента инерции и момента импульса.
Внимательно ознакомься со следующими ресурсами, выпиши формулы:
Основное уравнение динамики вращательного движения в импульсной форме. Угловое ускорение тела равно изменению угловой скорости, делённому на промежуток времени, в течение которого это изменение произошло: Подставим это выражение в основное уравнение динамики вращательного движения отсюда,
I(ω2 - ω1) = MΔt, или IΔω = MΔt.
Таким образом,
ΔL = MΔt.
Изменение момента импульса равно произведению суммарного момента сил, действующих на тело или систему, на время действия этих сил.
Сформулируем закон сохранения момента импульса.
Если суммарный момент сил, действующих на тело или систему тел, имеющих неподвижную ось вращения, равен нулю, то изменение момента импульса также равно нулю, т. е. момент импульса системы остаётся постоянным:
ΔL = 0, L = const.
Вращающийся фигурист разводит в стороны руки, тем самым увеличивает момент инерции, чтобы уменьшить угловую скорость вращения
Закон сохранения момента импульса можно продемонстрировать с помощью следующего опыта, называемого «опыт со скамьёй Жуковского». На скамью, имеющую вертикальную ось вращения, проходящую через её центр, встаёт человек. Человек держит в руках гантели. Если скамью заставить вращаться, то человек может изменять скорость вращения, прижимая гантели к груди или опуская руки, а затем разводя их. Разводя руки, он увеличивает момент инерции, и угловая скорость вращения уменьшается (рис. 6.11, а), опуская руки, он уменьшает момент инерции, и угловая скорость вращения скамьи увеличивается (рис. 6.11)
На законе сохранения момента импульса основан принцип действия приборов, называемых гироскопами. Основное свойство гироскопа — это сохранение направления оси вращения, если на эту ось не действуют внешние силы. В XIX в. гироскопы использовались мореплавателями для ориентации в море.
.
Гироскопический эффект используют в транспортных средствах для ориентации в пространстве. В наше время, основные области применения гироскопов - судоходство, авиация и космонавтика.
Планеты Солнечной системы представляют собой гигантские гироскопы, ось вращения земли и других планет Солнечной системы тысячелетиями сохраняют ориентацию в пространстве.
Для изучения темы посмотри видео по ссылке:
1) https://www.youtube.com/watch?v=ywFcukXHjPE
1)
2) https://www.youtube.com/watch?v=3oo1abEnke4
Дополнительно по желанию, тебе пригодится, если планируешь сдавать ЕНТ
1) https://www.youtube.com/watch?v=utZPE7mms1c
2) https://www.youtube.com/watch?v=HZzchORFgNE&t=156s
| Реши задачи на данную тему, использую таблицу аналогий ↑
1) Почему землю можно считать гироскопом?
2) В течение 0,1 с по касательной к ободу вращающегося колеса действовала сила, равная 10 Н. Чему равно изменение момента импульса колеса?
(Ответ 0,15 с-2)
3) .Во сколько раз уменьшится угловая скорость вращения человека, если момент инерции изменится от 1 кг м² до 1,25 кг м²?
(Ответ 1,25)
4) .К ободу однородного диска радиусом R=0,2м массой m=1,2 кг приложена постоянная сила 100 Н, при вращении на диск действует момент силы трения, равный 5 Нм. Чему равно угловое ускорение диска?
(Ответ Ɛ=312,5 с-2)
№
| Критерий
| Дескриптор
| Баллы
| 1
| Повторение
| Ответил на все вопросы
| 1
| 2
| Оъяснение нового материала
| Составил ОК урока, отвечал на вопросы
| 1
| 3
| Решает задачи
| Ответил на вопросы по новой теме
| 1
| 4
| Решает задачи
| 1.Оформление задачи по плану: Дано, перевод в СИ при необходимости, основная формула, математические расчеты и преобразования, ответ.
2.Правильное решение
|
2
| 5
| Решает задачи
| 1.Оформление задачи по плану: Дано, перевод в СИ при необходимости, основная формула, математические расчеты и преобразования, ответ.
2.Правильное решение
|
2
| 6
| Решает задачи
| 1.Оформление задачи по плану: Дано, перевод в СИ при необходимости, основная формула, математические расчеты и преобразования, ответ.
2.Правильное решение
|
3
| Итого 10 баллов
| Рефлексия
| Закончи фразу:
1)Весь ли пройденный материал усвоен хорошо?
2)Мне осталось непонятным.........
3)Очень трудно было.......
|
Все задания старайся сделать сам.
Но если возникнут трудности, можешь обратиться ко мне за помощью.
У тебя в тетради должны быть выполнены следующие задания, указанные выше.
Сфотографируй свою работу и отправь мне на проверку. Очень жду!
У тебя всё получится! Удачи!
|