|
|||
Урок 26. Определение (§ 25)Стр 1 из 2Следующая ⇒ Урок 26. Определение (§ 25) Знакомство с правописанием, происхождением, лексическим значением слов: предшественники, современники, искусство, искусный. Предшественники — те, кто предшествовал кому-нибудь в чем-нибудь, своей деятельностью подготовил что-нибудь. Пред-, предо- — приставки со значением предшествования. Современники — те, кто живет в одно время с кем-чем-нибудь. Слово искусство заимствовано и старославянского языка, восходит к праславянскому -кус-. Искусъ — опыт, испытание > умение, знание > искусство; кусити — испытывать. 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Умение, мастерство, знание дела; самое дело, требующее умения, мастерства. Искусный, искусственный, искусствовед, искусствоведение и др. Родственные: вкусить, искушать, искушение. Искусный. 1. Умелый, хорошо знающий свое дело. 2. Умело, хорошо сделанный.
Текст Н. А. Заболоцкого.
Сыплет дождик большие горошины, Рвется ветер, и даль (не)чиста. Закрывается тополь взъерошен(н)ый Серебристой изнанкой листа.
З а д а н и я к тексту: 1. Что придает тексту образность, помогает живо представить картину непогоды? 2. Докажите, что слово горошины — прямое дополнение, а изнанкой листа — дополнение, выраженное синтаксически неделимым словосочетанием.
II. Переход к теме урока. Запись словосочетаний: новая наука, желание учиться, иллюстрированный журнал, ярко-красный фон, цветок, еще не распустившийся, истинный друг, о развивающейся науке, под развевающимся флагом, наука о языке. — Найдите словосочетания со связью: согласование, управление, примыкание. — Какими частями речи выражены зависимые слова? Какими членами эти зависимые слова становятся в предложении? Учащиеся делают выводы: 1. Определения служат для распространения и пояснения другого члена предложения. 2. В зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом различаются определения согласованные и несогласованные.
Изучите материл на с. 68, сделайте выводы: 1. Пояснение, выражаемое определением, может определять предмет, лицо или явление с разных сторон. 2. Определения, отвечающие на вопрос к а к о й?, указывают на различные признаки предметов: качество, размер, форму, свойства, материал, из которого изготовлен предмет. Прочитайте теоретические сведения на с. 68—71, 72, познакомьтесь с таблицей в упр. 134, устно III. Закрепление материала. . 1. Упр. 135 письменно укажите согласованные и несогласованные определения и способы их выражения. 2. Самостоятельная работа. Из текста надо выписать словосочетания с согласованными и несогласованными определениями в два столбика. Гаснет свет, и жадными глазами Ребятишки в прошлое глядят. И оно проходит в темном зале Шагом наступающих солдат, Грохотом далекого снаряда, Немудреной песенкой бойца, Силой правды, славой Волгограда, Орденом и ранами отца. (М. Агашина)
|
|||
|